|
|||
Группа23 информатика. Тема: Модели статистического прогнозирования.. Ход урока. I. Организационный момент.. II. Актуализация знаний.. Модели13.10.2021 Группа23 информатика Тема: Модели статистического прогнозирования. Цели урока: · образовательная: ввести понятие статистических регрессионных моделей, тренда, научить строить регрессионные модели в среде ТП Excel. · развивающая: расширить кругозор, учить применять знания в исследовательской и творческой деятельности. · воспитательная: воспитывать активность в решении творческих задач, отстаивание собственного суждения, мнения. Оборудование: мультимедийный проектор, ПК с установленной программой Excel. Ход урока I. Организационный момент. Сегодня я хочу предложить вам поговорить о моделировании, вспомнить понятие информационной модели и изучить новый вид моделей: это – регрессионные статистические модели. II. Актуализация знаний. Давайте дадим общее определение модели. Модель – это упрощенное подобие реального объекта. Как можно классифицировать модели? Посмотрим одну из классификаций: Модели Натурные или материальные – передают свойства и признаки объекта с целью: а) создания чувственного образа (игрушка); б) проведения с этой моделью каких-либо физических действий, испытаний (эталонная пара обуви). 2) Информационные – призваны воздействовать на мышление, т.е. на абстрактное восприятие. В них передается информация о существенных свойствах и признаках объекта. 3) Идеальные – складываются в сознании каждого конкретного человека. Эти модели субъективны – индивидуальное представление геометрической точки, идеального газа, бесконечности может значительно отличаться у разных людей. Задание: Определите, какие из следующих моделей являются информационными. (Демонстрируется слайд презентации. Приложение 1) · Математические формулы · Уравнения химических реакций · Манекен · Компьютерная программа · Программа телевидения · Авиамодель · Оглавление книги · Игрушечные часы · Эталон килограмма · Блок-схема алгоритма Информационные модели необходимы для “наведения мостов” между внутренними представлениями разных людей, обмена знаний между ними. Использование общего языка (разговорного, математического и пр.) при построении информационной модели делает ее объективно существующей. Ее можно изучать, передавать, хранить и т.д. Какие бывают информационные модели? · вербальные (словесные) · табличные · графические · математические (аналитические) (Демонстрируется слайд презентации. Давайте попытаемся смоделировать путь свободно падающего тела (без начальной скорости). Вам вспомнилась формула: S=gt2/2. Это математическая модель. Используя эту формулу, мы можем построить таблицу, в которой отобразим зависимость переменной S от t. Это будет табличная модель. Также можно построить графическую модель свободно падающего тела. (Демонстрируется слайд из презентации. Все это мы смогли сделать, потому что из курса физики нам известна зависимость S от t для свободно падающего тела. Но, если обратиться к истории, то станет ясно, что человек не всегда обладал знаниями об этой информационной модели. Кем же было исследовано свободное падение тел? Существует легенда о том, что, изучая свободное падение тел, Галилео Галилей отпускал разные шары с высокой наклонной башни в г. Пиза. Наблюдая за их падением и выполняя при этом необходимые измерения, Галилео Галилей установил законы падения тел. (Демонстрируется слайд из презентации. Данные измерений, полученные Галилеем, носили массовый характер, т.е. их было достаточно много. В дальнейшем они были обобщены и проанализированы. Таким образом собранные данные называются статистическими. Существует специальная наука статистика. Статистика – это наука о сборе, измерении и анализе массовых количественных данных. Статистические данные: · всегда являются приближенными, усредненными, носят оценочный характер, однако, они верно отражают характер зависимости величин. · для достоверности результатов, полученных путем анализа статистических данных, этих данных должно быть много. Статистика опирается на сложные математические методы и расчеты, но в арсенале ТП Excel заложены возможности использования этих методов. Рассмотрим пример: Наиболее сильное влияние на рост заболеваемости бронхиальной астмой производит угарный газ. Цель: выявить эту зависимость. Действия: Подготовительный этап: собираем данные из разных городов о средней концентрации угарного газа в атмосфере и о заболеваемости астмой (количество больных на тысячу человек). Этап моделирования: 1. строим таблицу. 2. строим точечную диаграмму по данным таблицы. (Рисунок 2.) Рисунок 2 подбираем функцию, график которой пройдет как можно ближе к экспериментальным точкам. Строить функцию так, чтобы график точно проходил через все точки, не имеет смысла, т.к.: · функция примет довольно сложный вид · собранные нами данные носят приближенный характер Основные требования к функции: · функция должна иметь простой вид · отклонения графика функции от экспериментальных точек должны быть минимальны. Один из методов подбора такой функции и вычисления ее параметров был предложен в XVIII веке немецким математиком Карлом Гауссом. Он называется метод наименьших квадратов. Как и все методы математической статистики он не является простым для исполнения. (Демонстрируется слайд из презентации. Полученную функцию, график которой приведен на рис. 3, называют регрессионной моделью. Рисунок 3 Область определения данной функции – концентрация угарного газа в атмосфере. График регрессионной модели называется трендом. Trend (англ.) – общее направление, тенденция. Чтобы можно было определить, насколько удачной будет регрессионная модель, вводится величина R2 : коэффициент достоверной аппроксимации. 0< R2 <1. R2 должен стремиться к 1 для удачно подобранной функции. 4. копируем точечную диаграмму три раза. У нас получилось четыре заготовки с изображением точечной диаграммы зависимости уровня заболеваемости от концентрации угарного газа в атмосфере. · Далее выполняем следующие действия: · щелкнуть левой кнопкой мыши по полю диаграммы; · выполнить команду => Диаграмма => Добавить линию тренда; · в открывшемся окне на закладке “Тип” выбрать “Линейный тренд”; · перейти к закладке “Параметры”; установить галочки на флажках “показывать уравнения на диаграмме” и “поместить на диаграмму величину достоверной аппроксимации R^2”, щелкнуть по кнопке ОК. Диаграмма готова. Смотри приложение 2. Аналогично получаем другие типы трендов: экспоненциальный и квадратичный (полиномиальный тип функции с указанием степени 2) R2 ближе всего к 1 у квадратичной модели. Значит, она самая удачная. А самая неудачная – линейная модель. Для чего же нам нужно выявлять эти зависимости (создавать модели)? 1. для объяснения явлений и процессов. 2. для прогнозирования процессов. 3. для управления процессами. 4. мы будем прогнозировать по модели. Прогноз бывает двух видов: 1. восстановление значения внутри области экспериментальных данных (интерполяция) 2. продолжение линии тренда за границы экспериментальных данных (экстраполяция) На четвертой диаграмме прогнозируем на 2 единицы вперед. · на вкладке “Параметры” в области “Прогноз” в строке “вперед на” установить 2 единицы. Далее в таблице исходных данных тоже попытается осуществить прогноз. Заводим данные о концентрации угарного газа: 5,5; 6; 6,5; 7; 7,5; 8; 8,5; 9 мг/куб.м, и для г. Калуги 3 мг/куб.м. В область значений заводим регрессионную модель (математическую функцию y=21,845x2-106,97x+150,21) С экстраполяцией надо быть осторожными, т.к. применимость любой регрессионной модели ограничена, особенно, за пределами экспериментальной области. Например, если С=9 мг/куб.м., то Р приблизительно равно 1000 больных. В таких крайних случаях система находится в неравновесной, неопределенной ситуации. Точки, вблизи которых резко усиливается хаотическое развитие системы, называются точками бифуркации. Модель перестает быть адекватной ситуации. Нужны новые экспериментальные данные и, возможно, новая модель. IV. Использование полученных знаний в других ситуациях. Давайте обратимся еще к одному примеру: проследим рост численности населения Земли. (демонстрируется слайд презентации) При анализе данной модели наглядно видно, что ветвь графика уходит в бесконечность между 2010 и 2025 годами. Как можно это интерпретировать? Очевидно, что здесь мы имеем дело с точкой бифуркации, т.е. система хаотична. По данной модели прогнозировать численность населения Земли нельзя. Можно говорить только о разного рода предсказаниях.. VI. Домашнее задание. Составить конспект.
|
|||
|