Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сокровенный человек»



 «Сокровенный человек»

В течение нескольких лет Платонов работает как инженер-практик, сочетая практическую деятельность с литературой. Тёплое — на грани физического ощущения — отношение к технике он передал своим героям: тонкое понимание технического устройства — мерило человеческой ценности во многих его произведениях. Но «душевное» понимание машины станет особой, только его чертой. «Истинный философ-механик» — вот твёрдое убеждение молодого писателя. В центральной повести 1920-х гг. «Сокровенный человек» (1928) он создаёт образ Фомы Пухова, странника по дорогам революции, правдоискателя, пересмешника, весьма далёкого от эталона дежурного положительного героя. «Сокровенный человек» был частью широкого замысла исследовать недавнее прошлое — события революции и гражданской войны. А. П. Платонов пишет в 1927 — 1929 гг. повести «Сокровенный человек», «Ямское поле» и роман «Чевенгур». Первая часть романа связана с двумя повестями временем действия, темой, героями. Повести были опубликованы в 1928 г. Авторское понимание героя вынесено в заглавие — «Сокровенный человек». Однако Фома Пухов вызывает недоумение критики: социальное происхождение его безупречно, в гражданской войне он участвует, но поведение его странно и в партию он вступить отказывается. Герой объявляется «лишним человеком», «искателем приключений, забиякой, вралем», не являющимся «настоящим героем» тех лет. В чём причина столь радикального несовпадения оценки платоновского героя критиками и автором? В чём своеобразие самого типа героя, созданного Платоновым?

• Определите жанр прочитанного вами произведения.

• В чём состоит смысл названия повести?

• Почему Пухов получил имя «Фома», восходящее к имени одного из апостолов Христа, скептика Фомы неверующего?

• Каковы особенности сюжетного развёртывания характера Пухова и чем они обусловлены?

• Что радовало Пухова в революции и что безмерно огорчало, усиливало поток иронических суждений?

• В чём смысл сокровенности этого во всём открытого, не дающегося никакому плану и плену человека, избегающего вождизма, во всём нечаянного, незарегистрированного?

• Почему Платонов избрал сюжет скитальчества, странничества для раскрытия характера?

• В чём состоял автобиографизм образа Пухова? Не был ли и сам Платонов таким же скитальцем, полным ностальгии по революции?

Литературоведческий глоссарий.   Повесть — эпический жанр, занимающий промежуточное положение между романом и рассказом. В отличие от романа, повесть избирает меньший по объёму материал, но воссоздаёт его с большей степенью подробности, чем это сделал бы роман, с необычайной резкостью и яркостью высвечивает грани затрагиваемых проблем. В повести сильнее, чем в романе, выражен субъективный элемент — отношение автора к изображаемым явлениям, человеческим типам. Повесть отражает и развитие характера, и то или иное (нравственное, социальное, экономическое) состояние среды, и историю взаимоотношений личности и общества.

  Итак, с первой же фразы повести А. П. Платонова перед нами предстаёт образ человека, не утратившего своей личности, не растворившегося в массе, человека странного, «единичного», мучительно думающего и ищущего гармонии в мире и в себе. Весь путь Фомы Пухова — это выражение протеста против насилия, воплощённого с гениальностью Достоевского: если людей «целыми эшелонами отправляют» в революцию, а результат их борьбы — смерть, если людей ссылают на плотах в океан, а в их домах гуляет ветер, они пусты, а дети — символ будущего — от усталости, бесприютности, одиночества умирают, то «нет» такому пути и такому

ВЫВОД. В прозе Платонова практически нет портретных характеристик, персонажи обитают в мире, лишённом интерьеров и вещных подробностей. Поэтому очень важное место в поэтике Платонова занимает значение имени, так как это едва ли не единственный источник информации о герое. Так, в «Сокровенном человеке» писатель выбирает своему герою имя, плотно прилегающее к персонажу: Фома не верит словам и, как апостол, вкладывает персты в раны, чтобы убедиться в их подлинности. Вот и Пухова не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему необходимо лично убедиться в святости революции, в её способности преодолеть смерть. Все герои Платонова — преобразователи мира. Гуманизм этих людей и социальная направленность их устремлений заключаются в поставленной цели подчинить силы природы человеку. Основной принцип творчества А. П. Платонова: «В прекрасном и яростном мире» оставаться человеком. Наверное, именно поэтому писатель так легко отыскивает в человеке простом, необразованном, иногда грубоватом и невежественном, сокровенные струны человеческой души, черты яркой, самобытной натуры.

  Все основные произведения Платонова построены по одной модели — это путешествие в поисках счастья и в глубь себя. Для Платонова важно, чтобы не был разрушен человек. Писатель считал, что чужую беду надо переживать так же, как свою личную, помня об одном: «Человечество — одно дыхание, одно живое тёплое существо. Больно одному — больно всем. Умирает один — мертвеют все. Долой человечество — пыль, да здравствует человечество — организм... Будем человечеством, а не человеком действительности...».

Может быть, не всё нам пока ясно в романах, повестях и рассказах Андрея Платонова, но мы всё-таки должны постараться понять, что же хотят нам сказать сокровенные герои этого самобытного русского писателя.

Домашнее задание

1. Знать содержание повести А. П. Платонова «Котлован».  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.