Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Группа №23. Экология. Урок №19



11.11. Группа №23. Экология. Урок №19

Тема: Экология природных ресурсов

Цель урока: формирование системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Задачи:

формировать знания о ценности и необходимости природных ресурсов для нормальной жизнедеятельности человечества на Земле;

продолжить формирование ответственности за свою деятельность, за принимаемые решения, за осуществленный выбор;

продолжить воспитание бережного отношения к природе.

 

Ход урока

1. Орг. момент. Введение в урок.

Все имеется у нас, на потом и на сейчас:
Реки, горы и леса, голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег и Земля – одна на всех!
Все отдать она нам рада, только жадничать не надо!
И останется тогда: все для всех и навсегда! (В. Орлов)

2. Постановка темы и задач урока.

Сейчас человечество использует для своих нужд все большую часть территории планеты и все большие количества природных ресурсов. Сегодня нам с вами предстоит познакомиться с классификацией природных ресурсов и с проблемами рационального отношения к ним.

3. Изучение новой темы.

Природные ресурсы - это объекты и силы природы, используемые человеком для поддержания своего существования.

К ним относятся солнечный свет, вода, почва, воздух, полезные ископаемые, энергия приливов и отливов, сила ветра, растительный и животный мир, внутриземная теплота и др

Человек использует природные ресурсы в качестве источников энергии, предметов потребления, средств и предметов труда и др.

На фоне роста масштабов производства на первый план выступает вопрос об ограниченности природных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей цивилизации, и о путях их рационального использования.

Человечество не может существовать, не используя природные ресурсы, не влияя на их количество и качество, а следовательно, не внося изменений в окружающую его природную среду.

Природные ресурсы классифицируют по ряду признаков:

по их использованию- на производственные (сельскохозяйственные и промышленные), здравоохранительные (рекреационные), эстетические, научные и др.;

по принадлежности к тем или иным компонентам природы - на земельные, водные, минеральные, а также животный и растительный мир и др.;

по заменимости- на заменимые (например, топливно-минеральные энергетические ресурсы можно заменить ветровой, солнечной энергией) и незаменимые (кислород воздуха для дыха­ния или пресную воду для питья заменить нечем);

по исчерпаемости - на исчерпаемые и неисчерпаемые.

К неисчерпаемым природным ресурсамможно условно отнести солнечный свет, атмосферный воздух, воду, энергию ветра, энергию приливов и отливов, внутриземную теплоту.

И. В. Комаром была предложена концепция так называемых ресурсных циклов. Ресурсный цикл - это цикл превращения природных веществ, который последовательно включает выявление, добычу, переработку того или иного ресурса и обратное возвращение в природу отходов этих процессов. И. В. Комар выделил шесть следующих ресурсных циклов: энергоресурсы; металлорудные ресурсы; неметаллическое ископаемое сырье; лесные ресурсы; почвенно-климатические ресурсы; ресурсы дикой фауны и флоры. Как легко заметить, первые три цикла связаны с невозобновимыми, а остальные - с возобновимыми природными ресурсами.

Что касается невозобновляемых ресурсов, то их истощение со временем неизбежно, и задача заключается не столько в том, чтобы растянуть эти ресурсы на более длительный срок, сколько в том, чтобы до исчерпания того или иного природного ресурса найти ему заменитель природного или искусственного происхож­дения либо изыскать возможность его регенерации за счет использования вторичного сырья.

Классификация природных ресурсов.

Опорные знания работа по схеме 1

 Природные ресурсы— тела и силы природы, которые на данном уровне развития производства используются для удовлетворения потребностей общества.

Природные условия— тела и силы природы, которые влияют на деятельность человеческого общества, но непосредственно в производственной деятельности не участвуют.

Природопользование— деятельность, направленная на удовлетворение потребностей общества в разнообразных природных ресурсах

Плодородие почвы— свойство почвы, определяющее ее основное назначение для выращивания различных видов растений.

Факторы почвообразования— комплекс причин, определяющих плодородие почвы и способствующих ее образованию: коренные (материнские) породы, климат, "рельеф, растительность и животный мир, время.

Мелиорация— комплекс мероприятий, направленных на улучшение почв и повышение их плодородия (осушение, орошение, борьба с эрозией, химическая мелиорация).

Водные ресурсы— поверхностные и подземные воды, используемые в народном хозяйстве и быту.

Доступные водные ресурсы составляют 0,3 % объема всей гидросферы. Общий объем — почти 1,5 млрд. км. Возобновление всех вод гидросферы происходит через каждые 2500 лет, подземные воды возобновляются через 1400 лет, почвенная влага — через один год, вода в реках — через 16 суток, а атмосферная влага — через 8 суток.

Схема 1. Классификация природных ресурсов.

 

Схема 2.Полезные ископаемые.

Горючие(нефть, газ, торф, уголь, сланцы, радиоактивные материалы) Металлические (черные, цветные, редкие, благородные) Неметаллические (фосфориты, калийные соли) Строительные материалы (песок, глина, щебень) Технические (асбест, графит, тальк) Невозобновимые


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.