Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Группа 15.32-1



01.10.2020

Группа 15.32-1

Тема: Практическое занятие 1: «Решение ситуационных задач методологического аспекта исследовательской деятельности»

Задание:

1. Изучить теоретический материал

2. Поставить задачу (любую из жизни, например разбор данной лекции) и написать метод исследования ее

 

Теоретический материал:

Ситуационная задача – это методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования общих и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности. Для создания ситуационных задач базовыми источниками являются клинические ситуации, статистические материалы, научные публикации, ресурсы интернета, оперативная информация из СМИ, художественная и публицистическая литература.

При всём многообразии видов ситуационных задач, все они имеют типовую структуру.

Как правило, задача включает в себя:

1. название (желательно яркое, привлекающее внимание);

2. ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни;

3. личностно-значимый познавательный вопрос;

4. информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные);

5. вопросы или задания для работы с задачей.

Задания в этих задачах составляются разного уровня сложности (от ознакомления до оценки), что позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов.

Ситуационные задачи ориентированы на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией.

Решение ситуационных задач включает несколько последовательных этапов: целевой, актуализации, проблемный, выбора средств, теоретический, результативный, генерализации.

Ситуационные задачи сочетает в себе целый ряд функций:

ü Функция организации познавательной деятельности – ситуационные задачи способствуют усвоению студентами содержания дисциплины (модуля).

ü Организация самостоятельной учебной деятельности – студенты имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью разноуровневых задач, вести учёт результатов.

ü Корректирующая функция – позволяют оценивать результаты работы студентов, осуществлять корректирующую функцию.

При оставлении (или решении) ситуационных задач существует определённый перечень критериев для подбора материала по ситуационным задачам:

ü Ситуационная задача должна быть сформулирована в виде рассказа.

ü Для ситуационной задачи необходимо брать темы, которые привлекают внимание студентов. Задача должна быть настоящим живым примером, который вызовет неподдельный интерес учащихся.

ü Для ситуационной задачи предпочтительнее выбирать современные случаи. Ситуационная задача должна быть актуальной.

ü Хорошо составленная ситуационная задача вызывает чувство сопереживания с действующими лицами.

ü В текст ситуационной задачи можно включать цитаты из различных источников, чтобы создать полноценную, реалистичную картину.

ü Создавая ситуационные задачи, необходимо учитывать возрастные и интеллектуальные особенности студентов. Проблема, которая лежит в основе ситуационной задачи, должна быть понятна студенту.

ü Наиболее эффективно использовать систему взаимосвязанных ситуационных задач.

Источником содержания ситуационных задач, их сюжета, проблемы и фактологической базы являются ситуации, возникающие в процессе будущей профессиональной деятельности студентов: клинические, микробиологические, иммунологические и санитарно-гигиенические лабораторные исследования, оказание медицинских услуг. Другим источником выступает содержание медицинского образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания. Наука – ещё один источник ситуационной задачи.

Соотношение основных источников ситуационной задачи может быть различным. Отсюда, по степени преобладающего использования источников ситуационных задач, может быть проведена их классификация:

ü практические ситуации, которые отражают реальные жизненные ситуации;

ü учебные ситуации, основной задачей которых выступает обучение;

ü научно-исследовательские ситуации, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Основная задача ситуационного обучения заключается в том, чтобы детально и подробно отразить реальную ситуацию процесса медицинской деятельности.

По сути дела, ситуационная задача создаёт практическую модель профессиональной деятельности. При этом учебное назначение такой ситуационной задачи может сводиться к закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) учащихся в данной ситуации. Такие ситуационные задачи должны быть максимально наглядными и детальными. Главный их смысл сводится к обретению способности к оптимальной деятельности. Каждая ситуационная задача должна нести обучающую функцию.

В учебной ситуационной задаче на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, это предопределяет определённый элемент условности при отражении в нем реальности. Они могут характеризоваться искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Она будет формировать правильный подход к профессиональной деятельности, позволит увидеть в ситуациях типичное и предопределит способность анализировать посредством применения аналогии.

Исследовательская ситуационная задача выступает моделью для получения нового знания ситуации и поведения в ней. Обучающая функция таких ситуационных задач сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится эта задача по принципам создания исследовательской модели. Поэтому применять её лучше всего как метод продвинутого обучения.

Выделенные выше источники ситуационных задач следует называть базовыми, или первичными, поскольку они определяют наиболее значимые факторы воздействия на ситуации. Вместе с тем можно выделить и вторичные источники формирования ситуационных задач, которые носят производный характер от базовых источников. Среди них выделяются:

1. Учебная литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжеты ситуационных задач. Поучительные ситуации можно выделить из известных произведений художественной и публицистической литературы. Эффективно использование фрагментов из художественной литературы и публицистики, которые благодаря таланту их авторов могут не только украсить ситуационную задачу, но и сделать её интересной, динамичной, запоминающейся. Фрагменты из публицистики, включение в ситуационные задачи оперативной информации из средств массовой информации значительно актуализирует ситуацию, повышает к ней интерес.

2. Нельзя недооценивать и значение материала из повседневной жизни образовательного учреждения, учебной группы; ситуаций, с которыми студенты встречаются при прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. При составлении или решении ситуационной задачи студенты чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, которые они описывают в ситуационных задачах.

3. Научность и чёткость ситуационным задачам придают статистические материалы. При этом данные материалы могут играть роль средства для оценки ситуации, а могут выступать в качестве материала для расчёта показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации.

При использовании статистических материалов студенту необходимо осмыслить эти материалы, ответив на несколько вопросов: «Какую роль играют эти материалы в характеристике ситуации?», «Что в самих материалах непосредственно характеризует ситуацию?», «Как рассчитываются или выделяются эти характеристики?» и т.д.

Статистические материалы размещают либо в самом тексте описания ситуации, либо в приложении.

4. Материалы к ситуационным задачам можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчётов, посвящённых той или иной проблеме.

Если произведения публицистики и художественной литературы придают эмоциональную насыщенность и предметную осязаемость ситуационной задаче, то произведения науки придают ей большую строгость и корректность. Наиболее интересные научные публикации по медицине и психологии могут выполнять в ситуационной задаче две функции: первая заключается в том, что научные публикации и их фрагменты могут выступить составляющими задачи, а вторая – в том, что они могут быть включены в список литературы, необходимой для анализа и понимания ситуации.

5. Источником содержания для ситуационных задач может быть и Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

Все источники информации для ситуационных задач представляют собой продукты деятельности. В них проявляются интересы людей, их субъективизм, а порой и заблуждения. Под заблуждением обычно понимается факт, который ошибочно принимается за истину. Возникает вопрос о том, можно ли использовать заблуждения при построении ситуационных задач? Ответить однозначно на этот вопрос нельзя по многим причинам.

С познавательной точки зрения все наши знания относительны, все знания каждый предыдущий этап в познании действительности содержат в себе заблуждения. С практической точки зрения заблуждение предопределяет неоптимальность деятельности, с педагогической точки зрения такие факты должна быть исключены из преподаваемого знания.

В ситуационных задачах можно в ряде случаев использовать и заблуждения, которые создают препятствия при продвижении к решению. Однако необъективные факты недопустимы в теоретическом знании. Главное в том, что заблуждения обязательно должны быть вскрыты в процессе анализа ситуации.

Такой подход требует проверки на истинность всех материалов и источников ситуационных задач. Вот почему необходимо тщательно проверять информационную базу ситуационных задач, добиваясь максимального соответствия ситуации реальной жизни.

Применение ситуационных задач в профессиональном обучении выдвигает на первый план проблему их конструирования в соответствии с научными принципами.

Заметим, что в науке выделяются два термина «проектирование» и «конструирование». Под проектированием понимается процесс создания модели, проекта той или иной системы. Под конструированием понимается обычно создание действующей конструкции этой модели.

По отношению к построению ситуационных задач как специфических интеллектуальных продуктов, представляющих собой тексты, эти термины различаются лишь тем, что проектирование предполагает процедуры обдумывания проектируемых ситуаций, а конструирование – это само написание ситуационных задач, т.е. воплощение проекта в текст, к которому предъявляются определённое требования.

Проектирование и конструирование ситуационных задач представляет собой довольно сложный процесс. Для того чтобы создать ситуационную задачу, необходимо, прежде всего, сформулировать требования.

1. Ситуация должна быть умело рассказанной реальной историей,

2. она должнамотражать реальную проблему,

3. описывать драматическую ситуацию,

4. содержать контрастные сравнения,

5. позволять оценить принятые решения,

6. быть короткой,

7. содержать необходимую, в том числе, статистическую информацию

 

На основании изучения опыта создания ситуационных задач можно представить следующий список требований:

 

Требования к ситуационной задаче Развёрнутая характеристика
Фабула, история Реальная, интересная, жизненная
Конфликт Напряжённость, психологичность, неоднозначность, профессиональность
Проблема Сложность и скрытый характер проблемы
Действия Многовариантность, реальность, напряжённость
Персонажи Привлекательны, обладают выраженными личностными качествами
Концепция Должна быть основой ситуационной задачи
Решения Возможность принятия решений, их многовариантность, неоднозначность
Опыт Концентрируется в содержании
Информация Информативность и многоплановость
Объем Краткость

 

Хорошо, если при составлении ситуационной задачи студент отдаёт предпочтение многоплановости ситуационной задачи, напряжённости его фабулы, интересности, ориентируется на её информативность, концепцию, богатство опыта. По отношению к конструированию ситуационных задач в практике сложились два подхода: творческий и технологический. Согласно творческому подходу создание ситуационной задачи представляет собой творческий процесс, который не поддаётся полной алгоритмизации. Вторая позиция оказывается более жёсткой. Она предполагает разработку некоторой технологической схемы, своеобразного технологического процесса, реализация которого и обеспечивает создание ситуационной задачи.

Каждый из этих подходов имеет достоинства и недостатки. Творческий подход заставляет рассматривать создание ситуационных задач как творческий процесс построения оригинальных методических материалов, которые могут применяться в процессе обучения регулярно. Технологический подход предполагает создание простых ситуационных задач, без которых трудно представить себе реальный образовательный процесс. Таким образом, тот и другой подходы имеют право на жизнь.

Творческие аспекты ситуационного обучения довольно многообразны. Они пронизывают и создание, и решение ситуационных задач. Под творчеством понимают нетрадиционное, новаторское решение задачи.

Ситуационное обучение в творческом аспекте представляет собой сложные и многоплановые процессы генерирования знания. От научного творчества творческие процессы ситуационного обучения отличаются тем, что знание здесь не является принципиально новым, хотя не исключает того, что студентом может быть предложено оригинальное решение проблемы.

Творчество складывается из множества частных открытий и озарений для отдельных студентов, когда завершается анализ ситуации и становится понятной проблема и пути решения ситуационной задачи.

Следует отметить что, творческое содержание ситуационных задач определяется также творческим содержанием интегрированных в них методов аналитической деятельности и методов и форм обучения. Методы аналитической деятельности выступают средством, а методы и формы обучения способами организации учебной деятельности.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.