Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 3.  Информационная логистика



Тема 3.  Информационная логистика

Семинарское занятие № 1

3.1. Назначение, сущность и задачи информационной логистики

3.2. Общая структура и функции логистической информационной системы

3.3. Информационный поток, как основная часть информационной логистики. Принципы классификации и единицы измерения информационных потоков

3.4. Использование современных компьютерных технологий в построении информационных логистических систем

1. Информационная логистика является неотъемлемой частью всей логистической системы обеспечивающую функциональную область логистического менеджмента. Объектом изучения информационной логистики являются информационные потоки, отражающие движение материальных, финансовых и других потоков влияющих на производственный процесс. Основная цель — обеспечение логистических систем информацией в нужные сроки, в нужном объеме и в нужном месте.

 Информационная логистика используется для обеспечения информацией всю организацию в целом исходя из логистических принципов.

 Любая логистическая система состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Непосредственно рабочим звеном информационной системы может быть автоматизированное рабочее место управленческого персонала, информационное подразделение системы управления организацией или обособленная группа управленческих работников, объединенных общностью выполняемых информационных функций (процедур, операций).

 Задачи ИЛ

Средства ИЛ должны позволять планировать материальные потоки, управлять ими и контролировать их. Следовательно, основные задачи ИЛ:

1) Планирование логистических потребностей;

2) Анализ решений, связанных с продвижением материальных потоков;

3) Управленческий контроль логистических процессов;

4) Интеграция участников логистической цепочки поставок.

Принципы функционирования ИЛ (ИЛС):

- принцип иерархичности (соответствие иерархии и структуры информации);

- принцип агрегативности (учет запросов на разных уровнях управления);

- принцип избыточности (построение информационных потоков и систем с учетом текущих и будущих задач);

- принцип конфиденциальности;

- принцип адаптации к изменяющимся запросам клиентов;

- принцип согласованности и информационного единства;

-принцип открытости информационной системы (ИС).

 

2. Структура информационной логистической системы. В современных условиях управление материальными потоками осуществляется с использованием информационных логистических систем, которые представляют собой автоматизированные системы управления материальными потоками. Наиболее часто в них выделяется две подсистемы: функциональная и обеспечивающая.

Функциональная подсистема включает в себя совокупность задач, сгруппированных по признаку цели. Эти задачи ориентированы на основные цели логистической системы: реализация необходимых объемов доставки продукции в нужное место и в установленные сроки, обеспечение необходимого качества услуг, поддержание на должном уровне запасов и т.д.

Обеспечивающая подсистема включает в себя следующие элементы:

· техническое обеспечение, т.е. комплекс технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информации;

· информационное обеспечение - справочники, классификаторы, кодификатор и т.д;

· математическое обеспечение – совокупность методов решения функциональных задач и программное обеспечение.

 Информационные логистические системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное и надежное взаимодействие. В связи с этим к информационным системам в логистике предъявляются следующие требования:

· актуальность информации;

· обеспечение информационной потребности руководителей;

 

· необходимость и достаточность информации;

· обеспечение информационной связи между подразделениями;

· обязательность передачи информации.

Логистическая информационная система выполняетряд специфических функций:

 1) планирование

 2) координирование

 3) обслуживание

 4) управление

Функции планирования
Управление запасами: -по типу продукции потребителя - по размещению -прогнозирование спроса -стратегическое планирование

 

Функции координирования
Составление графиков производства; Планирование материальных потребителей; Планирование продаж (маркетинг)

 

Функция обслуживания (в том числе информационного потребителя)
Статус заказа потребителя Наличие запасов: -по типу продукции -по размещению Статус входящих нагрузок

 

Функция управления
Уровни обслуживания; Функционирование торговца; Функционирование транспортного агентства; Функционирование системы

 

3. Информационный поток — это совокупность функционирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, сообщений необходимых для управления и контроля логистических операций.

Виды информационных потоков:

В зависимости от вида связываемых потоком систем:

а) горизонтальный; б) вертикальный.

От места прохождения:

а) внешний; б) внутренний.

От направления по отношению к логистической системе:

а) входной; б) выходной.

Типы информационных потоков:

1) Опережающий информационный поток во встречном направлении содержит сведения о заказе;

2) Опережающий поток в прямом направлении — это предварительное сообщение о предстоящем прибытии груза;

3) Одновременно с материальным потоком идет информационный в прямом направлении — о количественных и качественных параметрах материального потока;

4) Вслед за материальным потоком во встречном направлении — может проходить информация о результатах приемки груза по количеству и качеству, разнообразные претензии и подтверждения.

Информационный поток характеризуется 4 основными показателями: источник возникновения; направление движения потока; скорость передачи и приема; интенсивность потока.

Единица измерения информационного потока, если он представлен в электронном виде: бит, байт, килобайт, мегабайт.

           Таким образом, информационный поток соответствует материальному и может существовать в виде бумажных и электронных документов.

Классификация информационных потоков в логистике:

1) Горизонтальные и вертикальные – по виду связываемых информационным потоком систем;

2) По месту прохождения – внешний и внутренний;

3) В зависимости от направления по отношению к ЛС – входной и выходной.

4) Всего девять – см. сам.(таблица дана лектором после лекции)

 

Признак классификации Вид ИП
Отношение к ЛС и ее звеньям Внутренние, внешние, горизонтальные, вертикальные, входные, выходные
Вид носителей информации На бумажных носителях, на магнитных носителях, оптические, цифровые, электронные
Периодичность использования Регулярные, периодические, оперативные
Назначение информации Директивные (управляющие), нормативно-справочные, учетно-аналитические,вспомогательные
Степень открытости Открытые, закрытые, секретные
Способ передачи данных Курьером, почтой, телефоном, телеграфом, телетайпом, электронной почтой, факсом, по телекоммуникационным сетям
Режим обмена информацией «on-line», «off line»
Направленность относительно МП В прямом направлении с МП, во встречном направлении с МП
Синхронность с МП Опережающие, одновременные, последующие

 

Комбинации материального потока с информационным

ИП может опережать материальный, следовать одновременно с ним и после него. Может быть направлен в одну сторону с МП, либо в противоположную.

· Опережающий ИП во встречном направлении – это, обычно, сведения о заказе;

· Опережающий ИП в прямом направлении – предварительные сообщения о прибытии груза;

· Одновременно с МП в прямом направлении идет информация о количественных и качественных характеристиках груза;

· Вслед за МП во встречном направлении – информация о результатах приемки по количеству и качеству, рекламации, подтверждении о прибытии.

· Показатели (характеристики) ИП:

· Источник возникновения;

· Направление движения потока;

· Скорость передачи и приема заданной информации;

· Интенсивность поступления (движения) ИП.

Единицы измерения:

1)Двоичные – байты, Кб, Мб, Гб, Тб...

2)Количество обработанных документострок/ документов в единицу времени

 

4. Считается, что главную роль во всей архитектуре ЛС играют диспозитивные системы, которые определяют требования к соответствующим исполнительным системам. В отдельных звеньях логистической цепочки для контроля и управления сложными быстропротекающими техническими процессами используются полностью автоматические ЛС. В области экономического анализа и контроля, наоборот, прерогативу принятия решений оставляет за собой человек, а компьютер предоставляет ему нужную информацию.

 

Для контроля и управления оперативными логистическими процессами важным является обмен информацией в режиме on-line, который позволяет минимизировать время реакции на возникшую ситуацию. Для экономического контроля часто достаточно периодической пакетной обработки данных. Ряд данных о логистических процессах можно вообще обрабатывать автономно на месте, например, на складе, что позволяет существенно сократить объем передачи данных и время реакции на результаты их обработки.

 

По оценкам специалистов, на логистические информационные системы приходится 10–20 % всех логистических издержек. Важной особенностью является тот факт, что цены аппаратного оборудования в мире быстро понижаются, при этом быстро растет отношение производительности компьютеров к их цене. Отношение стоимости программного обеспечения к аппаратному оборудованию постоянно растет как из-за увеличения масштаба и сложности информационных систем, так и из-за удешевления аппаратного оборудования.

 

Приведем примеры некоторых из наиболее известных информа-ционных систем, используемых в логистике.

 

Комплексная информационная система «Галактика» предназ-начена для автоматизации вceгo спектра финансовохозяйственной деятельности средних и крупных предприятий. В ее «Контур логистики» входят следующие модули: «Управление снабжением», «Управление договорами», «Складской учет», «Управление сбытом», «Поставщики, получатели».

 

Программный продукт «1С: ПРЕДПРИЯТИЕ 8.0. 1СЛОГИСТИКА: УПРАВЛЕНИЕ СКЛАДОМ» – специализирован-ное решение на платформе «1С: Предприятие 8.0» для автоматизации управления складским хозяйством предприятия. Продукт позволяет эффективно автоматизировать управление всеми технологическими процессами современного складского комплекса.

 

Комплексная система управления складом или распредели-тельным центром E-SKLAD фирмы «ДатаСкан» – единый комплекс, программное обеспечение, принтеры штрих-кодов, радио-терминалы (мобильные устройства, оснащенные сканером штрих-кода) или батч-терминалы (портативные компьютеры, оснащенные сканером штрих-кода) сбора данных.

 

Программный комплекс «ТрансЛогистик Soft» – это комплекс программ, которые обеспечивают полный контроль, учет и анализ деятельности транспортного предприятия, экспедиторской фирмы, грузового склада, диспетчерского пункта, также организацию работ предприятия как на внутреннем, так и международном рынке транспортных услуг. Комплекс позволяет автоматизировать планирование и учет не только в масштабе одного предприятия, но и наладить обмен информацией о перевозках и грузах между партнерами по перевозкам как через Интернет, так и с использованием прямого соединения через модемы.

 

Мiсrоsоft business Solutions-Axapta – это ЕRР-система, создан-ная для средних и крупных предприятий различных отраслей хозяйствования. Ее основные модули: «Финансы», «Торговля», «Логистика», «Управление складом», «Производство», «Электронная коммерция», «Управление персоналом», «Проекты», «Управление взаимоотношениями с клиентами» (CRM – Customeг Relationship Management), «Управление знанием» (КМ – Knowledge Management), «Управление логистическими цепочка-ми» (SCM – Supply Chain Management).

 

В настоящее время на мировом рынке существует более 500 корпоративных информационных систем, на рынке ERP-систем лидируют компании SAP AG, Oracle, J.D. Edwards, PeopleSoft, Baan.

 

Рынок ЛИС далеко не исчерпывается описанными выше программными продуктами. Более подробный обзор рынка и описание функциональных возможностей подобных систем будет представлен в соответствующем учебном пособии.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.