Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Цифровое мышление



Цифровое мышление

Мы живем в эпоху сетевых коммуникаций — не только интернета, но и финансовых сетей, сетей искусственного интеллекта, — которые полностью перестраивают нашу реальность: экономику, политику, национальную безопасность.

Что же такое цифровое мышление? Цифровое мышление – это, с одной стороны, способность видеть и описывать задачи, которые целесообразно решать с помощью современных технологий. А с другой стороны, это способность в этих технологиях разбираться.

Сегодня мало кто пользуется бумажными картами и спрашивает дорогу у прохожих. Ведь каждый из нас владеет смартфоном и планшетом. Задача попасть из точки А в точку В упрощается до нескольких движений по экрану смартфона.

Мы знаем, что можем решить свой вопрос с помощью современных технологий, и в этом заключается главная сила цифрового мышления – умение использовать все возможности современного мира и внедрять их в свою жизнь для упрощения множества сложных задач.

На самом деле, пример с картами является самым простым. В реальности таких решений очень много, они окружают нас, они повсюду. Существует большое количество программ и технологий, которые автоматизируют рутинную работу, обрабатывают данные, выполняют вычисления. Главное – знать, какая технология какую задачу решает, и уметь это применить на практике.

Особенно важна роль цифрового мышления сейчас, когда объем информации в мире растет в геометрической прогрессии. Именно поэтому одной из ключевых задач 21 века является работа с большими массивами информации. Человек без помощи машин уже не справляется с такими объемами данных, и тут на помощь приходят цифровые технологии, ориентироваться в которых нам и помогает цифровое мышление. Цифровое мышление – это умение сформулировать любую задачу на языке роботов и машин. Уже сейчас эта способность может пригодиться практически в любой сфере.

Говоря о характеристиках успешного человека, мы часто используем такое понятие, как интеллект. В середине XX в. стало популярным измерять интеллект, высчитывая его коэффициент (IQ) - фактически это количественная оценка уровня интеллекта человека. Психология не стояла на месте, и постепенно пришло понимание, что лишь формальным интеллектом ограничиваться нельзя. В 90-х гг. XX в. произошла очередная «революция», в результате которой на свет появилась идея эмоционального интеллекта (EI), описывающая способность человека осознавать свои эмоции и проявлять эмпатию (сопереживание) к другим людям. Сегодня мы все чаще видим людей с высоким IQ и EI, не способных эффективно работать, так как их знание, а точнее, незнание и неумение пользоваться виртуальным миром, социальными сетями и другими digital (цифровыми) - инструментами является серьезным ограничением в новой реальности. Похоже, на поверхность выходит еще одно качество помимо формального и эмоционального интеллекта, которое мы называем digital-интеллектом.

Стремительное развитие технологии на рубеже веков, которое продолжается, и по сей день, задало новые условия для жизни и работы людей: мы стали жить в digital-мире. Все чаще слышны слова «неопределенность», «изменчивость», «неоднозначность», «лавинообразный поток информации». Умение работать с этой частью реальности, способность мыслить и принимать решения в условиях неопределенности, выстраивать сетевую коммуникацию за рамками или сквозь возрастные, культурные или географические границы, расширять возможности физического мира за счет мира виртуального - это то, что можно назвать digital-интеллектом. Именно этот вид интеллекта в очень большой степени определяет эффективность человека в современном мире.

Digital-интеллект включает три составляющие:

- digital-мышление. Информация стала более доступной, но при этом она избыточна, даже «токсична». Раньше ключевой навык был в том, чтобы информацию получить, сейчас - чтобы в ней разобраться, вычленить ее из потока и оценить адекватность источника. Определить по верхушке, тот это айсберг, который нужен в данный момент, или не тот, - важное умение, определяющее digital-мышление.

- digital-коммуникация - умение выстраивать сети социальных контактов и получать одобрение людей через взаимодействие в новом формате. Скорее всего, вы замечали, что люди, которых вы знаете лично, совершенно отличаются своим поведением в сети от того, что было естественно от них ожидать в жизни: они по-другому раскрываются, могут быть более яркими, харизматичными, эффективнее решать в digital-формате стоящие перед ними задачи.

- digital-развитие - умение постоянно обучаться, подпитываться в онлайн-среде. Современные самообучающиеся информационные системы постоянно получают обратную связь от пользователей, от других систем, тем самым самосовершенствуясь. Так же и человек, живя в этом мире, должен постоянно самосовершенствоваться с точки зрения все большего использования новых технологий.

Мы уверены, что день за днем значимость digital-интеллекта будет лавинообразно возрастать и этот вид интеллекта станет неотъемлемым требованием к сотрудникам. Как следствие, надо будет настраивать систему отбора людей и систему обучения. И это вопрос ближайших 2-3 лет.

Для предыдущего поколения умение использовать IT (информационные технологии) было необязательным навыком. Сегодня это – ключевая компетенция для достижения успеха в большинстве сфер жизни. Именно поэтому цифровые навыки – это неотъемлемая часть комплексной системы образования. Без национальной программы цифрового образования контроль и доступ к технологиям будет распределён неравномерно, что в дальнейшем усугубит неравенство и будет препятствовать экономической мобильности. Что же делать подрастающему поколению, чтобы избежать проблемы отставания от своих сверстников в странах, которые лучше развиты технологически?

1. Решайте логические загадки

2. Тренируйте память

3. Размышляйте над сложными вопросами

4. Учитесь мыслить стратегически (на несколько ходов вперед)

5. Занимайтесь математикой. Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект — подружиться с миром цифр, графиков и формул.

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше.

7. Практикуйте медитацию осознанности. Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль.

8. Учитесь мыслить нестандартно. Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной.

9. Изучайте иностранные языки. По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте.

10. Сочиняйте истории. Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления.

11. Высыпайтесь! Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью — с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

12. Не пренебрегайте физкультурой. Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта

 

 Для развития цифрового мышления в повседневной жизни достаточно два раза в день задавать себе вопрос, как вы можете решить эту задачу при помощи цифровых технологий. Определиться с выбором книги, с местом встречи, с выбором фильма, учить иностранные слова, заниматься спортом можно при их помощи.

 

 Практическое задание:

1. Разбить отряд на подгруппы по 4 человека. Задача подгруппы за 10 минут — продолжить историю и превратить ее в законченные рассказы. Вот несколько заданий:

- Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.

- Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.

- Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»

- Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.

- Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»

- Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.

- Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.

- Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

2. Решение логических задач. Какая команда сможет ответить быстрее:

· В отеле 7 этажей. На первом этаже разместились восемь человек, на каждом последующем - на 2 больше, чем на предыдущем. На каком этаже отеля лифт вызывают чаще всего? (на первом)

· Вам дали это, оно и сейчас принадлежит вам. Вы его никогда никому не передавали, однако им пользуются все ваши знакомые. Что это? (ваше имя)

· Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (Нет - через 72 часа будет снова полночь.)

· На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке? (Кусок льда.)

· На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать? (Надо достать лист бумаги)

· Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой - из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся? (В момент встречи они будут на одинаковом расстоянии от Москвы)

· Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости? (100%, т.к. три точки всегда образуют одну плоскость)

· На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них - не 1 рубль. Какие это монеты? (2 рубля и 1 рубль. Одна то не 1 рубль, а вот другая - 1 рубль)

· С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту? (Эта задача в компании сразу выявляет физика: физик сразу отвечает, что ей нужно бежать со сверхзвуковой скоростью. Разумеется, собаке достаточно стоять на месте)

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.