Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Музыкальные термины.



 

15.11-20.11.21

Бакланова Мария 481 группа

1. Музыкальные термины.

Марш — жанр, связанный с ритмом ходьбы, характеризуемый четким, размеренным, энергичным движением. М. бывает походный, торжественный, траурный; размер 2/4 или 4/4.

Песня - основной вокальный жанр народного музыкального творчества и родственный ему по характеру жанр вокальной музыки вообще. Для П. характерно наличие ясной, выпуклой, выразительной и стройной мелодии, обладающей обобщенным образно-эмоциональным содержанием, воплощающей чувства и мысли не отдельного человека, а народа. Совокупность этих черт входит в понятие песенности как особого средства музыкальной выразительности, особого склада музыкального мышления. Народная П., отражающая в неисчислимом многообразии разновидностей и жанров самые различные стороны жизни народа, — основной источник музыкального искусства. В развитии народной П. и высокохудожественном преломлении ее национальных особенностей наибольшая заслуга принадлежит русским композиторам-классикам. В их произведениях П. широко представлена как бытовой жанр, одновременно песенность, песенное начало явилось для них ведущим художественным приемом. В узком смысле П. — небольшая вокальная пьеса с сопровождением или без него, отличающаяся простотой и мелодически выразительной напевностью, обычно в куплетной форме, а также инструментальная пьеса аналогичного размера и характера.

Танец - ритмичные, выразительные движения тела, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец, возможно — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного.

Вальс — танец, происшедший от австрийских, немецких и чешских народных танцев. В. танцуется парами в плавном круговом движении; размер 3/4 или 3/8, темп различный — от очень медленного до самого быстрого. Благодаря особым образно-выразительным возможностям В. получил с середины XIXвека широкое распространение не только как танцевальный и концертный жанр, но и как важная составная часть музыки оперы, балета, симфонии и даже камерных — сольных и ансамблевых  произведений.

Полька - быстрый, живой центральноевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4.

Полонез - танец польского происхождения. Полонез носит характер блестящего шествия. Танцующие движется плавно, величаво, слегка приседая на 3-й четверти каждого такта. Слово происходит от французского «polonaise» - польский танец

Мазурка — польский танец народного происхождения, оживленного характера, обладающий острым, иногда синкопированным (см.) ритмом; размер 3/4.

Симфония — монументальное произведение для оркестра, жанр которого сложился во 2-й половине XVIIIвека. С., как правило, состоит из четырех больших разнохарактерных, контрастных частей, в которых отражается широкий круг жизненных явлений, воплощается богатство настроений и конфликтов. Первая часть С. обычно имеет конфликтно-драматический характер и выдержана в быстром движении; иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая — лирическая распевная, проникнутая настроениями раздумья. Третья — менуэт, скерцо или вальс — в оживленном танцевальном движении. Четвертая — финал, наиболее быстрая, часто праздничного, приподнятого характера. Однако встречаются и иные принципы построения. Совокупность частей, объединенных общей поэтической идеей, образует симфонический цикл.

Соната — 1. В XVIIвеке — название любого инструментального произведения, в отличие от вокального. 2. С XVIIIвека — название произведения для одного или двух инструментов, состоящего из трех или четырех частей определенного характера, которые образуют сонатный цикл, в общих чертах аналогичный симфоническому.

Концерт — 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. 2. Большое, обычно трехчастное, произведение для солирующего (см.) инструмента с оркестром, блестящее, эффектное, обладающее развитыми элементами виртуозности, в некоторых случаях приближающееся по богатству и значительности идейно-художественного содержания к симфонии.

Кантата — большое произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, состоящее из ряда номеров — арий, речитативов, ансамблей, хоров. От оратории К. отличается отсутствием детально и последовательно воплощенного сюжета.

Ноктюрн — распространившееся в XIXвеке название сравнительно небольших инструментальных (редко — вокальных) пьес лирически-созерцательного характера с выразительной певучей мелодией.

Прелюдия — 1. Вступление, введение к пьесе или завершенному музыкальному эпизоду, сцене оперы, балета и т. д. 2. Распространенное наименование небольших инструментальных пьес различного содержания, характера и построения.

Этюд - инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приема игры и предназначенная для развития исполнительской техники. Обычно Э. объединяются в сборники, которые включают пьесы, способствующие приобретению разнообразных технических навыков

Серенада — первоначально в Испании и Италии любовная песня, распевавшаяся с аккомпанементом гитары или мандолины под окном возлюбленной. Затем — произведения приветственного характера для инструментальных ансамблей и оркестра. Впоследствии С. — название лирических сольных песен с инструментальным сопровождением, стилизованным в духе гитарного аккомпанемента, а также наименование лирического инструментального или оркестрового цикла.

Баркарола — род песни, распространенный в Венеции, а также название вокальных и инструментальных пьес созерцательного певучего характера с плавным, покачивающимся аккомпанементом; размер 6/8. Другое название Б. — гондольера (от ит. gondola— венецианская лодка)

Реквием — монументальное произведение для хора, солистов-певцов и оркестра. Первоначально Р. — траурная католическая месса. Впоследствии, в творчестве Моцарта, Берлиоза, Верди, Р. утратил ритуально-религиозный характер, превратившись в драматичный, философски значительный музыкальный жанр, одушевленный глубокими общечеловеческими чувствами и большими мыслями.

Сюита  — название многочастного циклического произведения, в котором части сопоставляются по принципу контраста и обладают менее тесной внутренней идейно-художественной связью, нежели в симфоническом цикле. Обычно С. представляет собой ряд танцев или описательно-иллюстративных пьес программного характера, а иногда — извлечение из крупного музыкально-драматического произведения (оперы, балета, оперетты, кинофильма).

2. Задания и вопросы

· Объясните понятие «музыкальный жанр»

Музыкальный жанр –этород музыки, музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; а также отдельные разновидности этого рода

· Назовите отличительные особенности жанров: симфонии, сонаты, концерта, оперы, балета

Симфония: как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; В симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса. Симфония может сближаться с другими музыкальными жанрами (симфония-сюита, симфония-фантазия, симфония-поэма и др.) Классическая симфония состоит, как правило, из четырёх частей

1-я часть — в быстром темпе (аллегро), иногда предваряется небольшим медленным вступлением; пишется в сонатной форме; 2-я часть — в медленном движении, в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты (сложной трёхчастной), реже в сонатной форме; 3-я часть — менуэт или скерцо, пишется обычно в сложной 3-частной форме; 4-я часть — в быстром темпе, в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

Соната:соната представляет собой многочастную композицию, состоящую из контрастирующих по темпу и характеру разделов, тем не менее связанных между собой единым художественным замыслом. Произведение может быть написано композитором как для одного, так и нескольких музыкальных инструментов. Доминирующую позицию в данном жанре занимают сочинения для фортепиано, хотя весьма немало «сонат» создано и для других инструментов, например скрипки, виолончели, флейты, гобоя, кларнета, валторны. При этом необходимо отметить, что все они исполняются в сопровождении фортепиано.

Концерт:концерт в переводе с латинского языка означает состязаться, а с итальянского – согласие. В чем же здесь секрет? Исполняя концерт, солист, как бы соревнуется с оркестром, и в то же время он согласует с ним свою игру для того, чтобы передать слушателям содержание музыкального сочинения, замысел композитора.

Опера:основой сценического действия (оперного спектакля) является - либретто. Либретто - в переводе с итальянского - книжечка. В опере либретто - литературный текст, обычно - в стихах. Вокальная музыка в опере - различна. Это арии (сольное пение), речитативы, ансамбли (дуэты, трио, квартеты), хоровая музыка. Инструментальная музыка - увертюры, антракты, исполняется симфоническим оркестром. Иногда в оперу включают балетные сцены, разговорные диалоги.

Балет: чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль в балете играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики.

· Какой образ (символ) «звучит» в теме Вступления 2 концерта Рахманинова?

Образ суровой мужественной силы, маршеобразная по характеру, мелодия разворачивается неторопливо. Появляется и развивается в оркестре на фоне мощных волнообразных фигураций солирующего фортепиано. Широкая, русская по складу – суровая мужественность, страстный порыв. фортепианными фигурациями и изложением у струнных и кларнетов.

· Опишите характер основной темы 1 части 40 симфонии Моцарта

Начинается с изложения главной партии, трепетной, нежной, беспокойной. Контрастом звучат акцентированные аккорды. Порывистая, сильная мелодия словно предвещает борьбу... Побочная партия — изящная и грациозная. Но слишком мало сил у человека. И вновь звучит первая мятущаяся тема.

В первой части музыка раскрывает искренние и необычайно глубокие переживания души. Главная тема звучит пронзительно и взволнованно, интригующе сочетаясь с певучестью и задумчивостью. Порой кажется, что герой погружен в мир отрешения, но это лишь на мгновение. Мечты о душевном покое молниеносно рассеиваются.

· Опишите изобразительные характеристики фрагмента «Вальс и полночь» балета Прокофьева «Золушка» (используя определения выразительных средств музыки)

«Вальс Золушки» (в балете это Вальс-кода, вместе со следующим номером, «Полночью», завершающий второй акт) — апофеоз сюиты, воплощение счастья героини. Его мелодия гибка, поэтична и доходит в своем развитии до мощного торжествующего фортиссимо в полном звучании оркестра.

Заключение сюиты — «Полночь» — врывается, словно пробуждая от прекрасного сна. Мерно отсчитывает секунды ксилофон, пронзительна скачкообразная мелодия флейты-пикколо, яростны тремоло скрипок и пассажи кларнетов. Вступают бурные глиссандо арфы и фортепиано и через весь номер, как само неумолимое время, проходит сухой мерный стук деревянного бруска. Внезапно ход часов прекращается, оркестровая мощь нарастает, завершается сюита широким мелодическим ходом с последним аккордом tutti.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.