|
|||
Тема урока: «Развитие речи. Текст и его место в системе языка и речи. Строение и основные виды его преобразования. Межфразовая часть. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста».. Теоретический материалСтр 1 из 2Следующая ⇒ Тема урока: «Развитие речи. Текст и его место в системе языка и речи. Строение и основные виды его преобразования. Межфразовая часть. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста». · Ознакомьтесь с теоретическим материалом Теоретический материал Текст – это последовательное сочетание предложений и слов, которое образует законченное сообщение. Главный тезис — текст состоит из двух или более предложений. Признаки текста: - Текст — это высказывание на определённую тему; - В тексте реализуется основная мысль говорящего; - Предложения логически связаны между собой; - К тексту можно подобрать заголовок; - Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец. Литературный язык в зависимости от того, где и для чего он используется, делится на ряд стилей. Стили речи – разговорный и книжный (научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы) Научный стиль: Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.) Функции (зачем?) Сообщение, научное объяснение Основные стилевые особенности Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности Основные языковые средства Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия и др.); Жанры:статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция Официально-деловой стиль Основные языковые средства Официально-деловая лексика и деловая терминология (истец, ответчик, полномочия, надбавка); Жанры:законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги Публицистический стиль Сфера применения (где?) Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги Функции (зачем?) Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу Основные стилевые особенности Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях); Основные языковые средства Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики (сыны, Отечество, держава, шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел); Жанры:статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, искусстве и т. п.), репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании) Художественный стиль Сфера применения (где?) Художественная литература Функции (зачем?) Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эстетическая функция) Основные стилевые особенности Художественная образность и эмоциональность; скрытая оценочность Основные языковые средства Слова в переносном значении; Жанры:роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение Разговорный стиль Сфера применения (где?) Бытовая (неофициальная обстановка) Функции (зачем?) Непосредственное бытовое общение; Основные стилевые особенности Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность Основные языковые средства Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, малыш, длиннющий, шлепнуться, кот наплакал, сломя голову); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы!— Вы в кино?— Нет. Вот еще! Ой! Эх ты!); Жанры:дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма
|
|||
|