|
|||
ШПОНОЧНЫЕ И ШЛИЦЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯШПОНОЧНЫЕ И ШЛИЦЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ Для соединения вала с деталями, передающими вращение, часто применяют призматические шпонки (табл. 8.9) из стали, имеющей σв ≥ 600 МПа, например, из сталей 45, Ст6. 8.9. Шпонки призматические (по ГОСТ 23360-78, с сокращениями)
Длину шпонки назначают из стандартного ряда так, чтобы она была не-сколько меньше длины ступицы (примерно на 5—10мм). Напряжение смятия узких граней шпонки не должно превышать допускаемого, т. е. должно удовлетворяться условие
где Т – передаваемый вращающий момент, Н·мм; d — диаметр вала в месте установки шпонки; площадь смятия Асм = (h — t1) lр; lр — рабочая длина шпонки: для шпонки с плоскими торцами lр = l, при скругленных торцах lр = l — b; при стальной ступице и спокойной нагрузке допускаемое напряжение смятия [σ]cм = 100 МПа; при колебаниях нагрузки следует снижать [σ]cм на 20 — 25%; при ударной нагрузке снижать на 40-50%; для насаживаемых на вал чугунных деталей приведенные значения [σ]см снижать вдвое. С учетом приведенных выше значений F и Асм формулу (8.21) приводят к виду
Если при проверке шпонки σсм окажется значительно ниже [σ]см, то можно взять шпонку меньшего сечения — как для вала предыдущего диапазона диаметров, но обязательно проверить, ее на смятие.
|
|||
|