Таблица. Деятели культуры послевоенного периода.
Таблица. Деятели культуры послевоенного периода.
Деятели культуры
| Деятельность и произведения
| В. Мурадели
| С 1939 по 1948 годы возглавлял Музыкальный фонд СССР при Союзе Композиторов (СК) СССР, член президиума оргкомитета СК СССР , с 1948 года — член правления СК СССР.
Опера «Великая дружба» на либретто Г. Мдивани. Премьера состоялась 28 сентября 1947 года в оперном театре города Сталино (ныне Донецк, Украина). Московская премьера «Великой дружбы» состоялась в день тридцатилетия Октябрьской революции, 7 ноября 1947 года, на сцене Большого театра.
«Гимн международного союза студентов» (1949 год), песня «Москва — Пекин» (1950 год) посвящена сближению СССР и народного Китая.
| Д. Шостакович
| В 1948-м обвинён в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был обвинён в профнепригодности, лишён звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и изгнан из них.
В 1945 году, после завершения войны, Шостакович пишет 9-ю Симфонию.
1948 г. - вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (оставляет в столе). Первый скрипичный концерт 1948 г. также не был тогда опубликован, и первое его исполнение состоялось лишь в 1955 году.
1949 г. - кантата «Песнь о лесах» — образец патетического «большого стиля» официального искусства тех времён (на стихи Е.А. Долматовского, в которых повествуется о триумфальном послевоенном восстановлении Советского Союза). Премьера кантаты проходит с небывалым успехом и приносит Шостаковичу. Сталинскую премию.
1954 г. - «Праздничную увертюру» к открытию ВСХВ и получает звание Народного артиста СССР.
| М. Зощенко.
| В апреле 1946 года в числе других писателей был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Во второй половине 1946 г. после перепечатки журналом «Звезда» его рассказа для детей «Приключения обезьяны» (опубликован в 1945 году в «Мурзилке»), назван «окопавшимся в тылу» и «не помогавшим советскому народу в борьбе против немецких захватчиков». Исключен из Союза писателей СССР.
В 1946—1953 гг. Зощенко вынужден был заниматься переводческой работой: вышли книги Антти Тимоиена «От Карелии до Карпат», М. Цагараева «Повесть о колхозном плотнике Саго» и две повести финского писателя Майю Лассила — «За спичками» и «Воскресший из мертвых».
| С. Эйзенштейн.
| В 1941—1945 годы снимал фильм «Иван Грозный».
Съёмки начались в Москве, затем, после эвакуации студии «Мосфильм» в 1942 году, были продолжены в Алма-Ате. Главную роль сыграл Николай Черкасов. Первая серия картины вышла на экраны в начале 1945 года. За первую серию он получил Сталинскую премию первой степени, вторая серия была отправлена Сталиным на доработку (сохранилась стенограмма беседы Сталина и Молотова с Эйзенштейном и Черкасовым, где Эйзенштейна критикуют за отсутствие показа опричнины как нового слоя феодалов, на который опирался Иван Грозный), осуществить которую помешала смерть режиссёра. В оставшемся черновом варианте эта серия вышла на экраны в 1958 году;
Участвовал в деятельности Еврейского антифашистского комитета.
| Л. Луков
| 1946 г. - вторая серия фильма «Большая жизнь» (тема послевоенного восстановления) подвергнута уничтожающей критике - вышло специальное постановление ЦК партии от 4 сентября 1946 года. «О кинофильме „Большая жизнь“» (отмечено «примитивное изображение всякого рода личных переживаний и бытовых сцен»).
| Б. Полевой.
| Борис Николаевич Кампов - псевдоним Полевой родился в результате предложения одного из редакторов фамилию Кампов «перевести с латинского» (campus — поле) на русский (редкий случай, когда псевдоним придуман не автором, а другими лицами.
1946 г. - «Повесть о настоящем человеке». Получил Сталинскую премию. Только до 1954 года общий тираж её изданий составил 2,34 млн экземпляров. По повести поставлена одноимённая опера Сергея Прокофьева.
«Мы — советские люди» (1948), «Золото» (1949—1950).
| В. Некрасов
| Повесть «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 году в журнале «Знамя» 1946, № 8-10, была одной из первых книг о войне, написанных правдиво. За эту книгу, после её прочтения Иосифом Сталиным, Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию 2-й степени.
| А. Фадеев
| 1946—1954 гг. — генеральный секретарь и председатель правления Союза писателей СССР.
1946 г. – роман «Молодая гвардия». Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе недостаточно ярко выражена «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии и получил суровые критические замечания в газете «Правда», органе ЦК КПСС, фактически от самого Сталина.
1951 г. - вторая редакция романа «Молодая гвардия». В сюжете больше внимания уделено руководству подпольной организацией со стороны ВКП(б).
| А. Твардовский
| Главный редактор журнала «Новый мир» (1950—1954; 1958—1970).
Сталинская премия первой степени (1946) — за поэму «Василий Тёркин» (1941—1945)
Сталинская премия второй степени (1947) — за поэму «Дом у дороги» (1946).
1946 г. - поэма «Дом у дороги» и стихотворение «Я убит подо Ржевом», где упоминаются первые трагические месяцы Великой Отечественной войны.
| М. Шолохов.
| Роман о войне «Они сражались за Родину» (1942—1944, 1949, 1969), рассказ «Судьба человека» (1956).
Публицистические тексты патриотической направленности - «Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачам от суда народов!» (1950) и др.
| В. Гроссман
| С 1946 по 1959 год работал над дилогией «За правое дело» и «Жизнь и судьба». Эпический роман «За правое дело» (1952), повествующий о Сталинградской битве, Гроссман вынужден был переработать после разгромной критики в партийной печати. На Втором съезде Союза писателей СССР в 1954 году А.А. Фадеев признал, что его критика романа как «идеологически вредного» была несправедливой.
| Э. Казакевич
| Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1948, 1950).
Первое произведение на русском языке — повесть «Звезда» (опубликована в первом номере журнала «Знамя» за 1947 год) принесло автору широкую известность. Роман «Весна на Одере» (1949) также принёс признание. Но военные повести «Двое в степи» (1948) и «Сердце друга» (1953) подверглись разгрому в советской критике.
|
[1] Новейшая история Отечества: ХХ век. – М.: ВЛАДОС, 2002. С. 243.
|