Тип урока: закрепление новых знаний.
Класс:3
Тип урока: закрепление новых знаний.
Тема:Природа и музыка
Цель урока:выявление взаимосвязи между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений и окружающего мира, воспринимая музыку, как интонационно – образную речь.
Задачи:
Образовательная:формировать эмоционально-смысловое содержание музыки, экологическую культуру детей, уметь находить общее в музыке и природе, сопоставляя их объекты.
Развивающая: музыкальные впечатления учащихся, познания в области интонационной выразительности, выявляя основные элементы музыкальной речи.
Воспитательная:пробуждать в детях интерес к наблюдению за живой и неживой природой в музыкальных произведениях и окружающей среде, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Планируемые результаты:
Предметные:понятия живой и неживой природы, инструменты симфонического оркестра,новые музыкальные произведения, определять характер музыкальных произведений: «Прогулка» Прокофьева, симфонии № 6 часть 5 Л. Бетховена, «Утро в лесу» В. Салманова.
Метапредметные:
Познавательные:умение извлекать информацию из текста в соответствии с целью учебника; осознавать познавательную задачу, читать, выявлять известное и неизвестное.
Регулятивные:обеспечение формирования ставить цель и планировать свою деятельность; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; сопоставление способов действий с результатом, самоконтроль.
Коммуникативные:умение строить связанное монологическое высказывание, слушать и понимать речь собеседника.
Личностные:проявляют стремление к красоте и гармонии; приобретают эстетический взгляд на мир; оценивают и сознательно выстраивают эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству.
Оборудование: учебник; интерактивная доска, «Прогулка» С. Прокофьева, «Утро в лесу» В. Салманова, Симфония №6, часть 5 Л.Бетховена, «Спор» муз. А.-Э. Гретри, русская народная песня «У меня ль во садочке», «Лесная прогулка» муз. Титаренко, сл. Викторова, «Ты береги нас» муз. Протасова, ст. Шкловского.
Ход урока.
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| УУД
| Организационный момент (1 мин)
| Приветствие.
Психологический настрой на урок. Фронтальная.
Коллективное пение.
Музыкальная разминка. Игра «Угадай ритм».
| Приветствуют учителя.
Выполняют вокальные упражнения.
Повторяют ритмические рисунки хлопками в ладоши.
| Л.: воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся.
| Постановка целей и задач урока. Мотивация(5 мин)
| Фронтальный. Словесный и наглядный метод.
Подготовка проблемной ситуации. Зачитывает стихотворение:
Природа и музыка рядом живут,
Снежинки танцуют, сосульки – поют.
Ветер играет на листьях слегка,
И в такт этим звукам плывут облака.
То дождь запоет, забасит вдруг пурга,
То звонкая песня несет нас в луга,
А мы будем слушать и подпевать,
А может быть просто стоять и молчать.
Подводит учащихся к теме урока.
Беседа о связи музыки и природы, о значении природы.
Загадки про живую и неживую природу:
1) Без крыльев летают,
Без ног бегут,
Без парусов плывут. (Облака)
2) Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (Осел)
3) Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
4) Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
Я летаю, я бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
5) Эта птица гнезд не вьет,
Песен дивных не поет
Громко, сидя на суку,
Счет ведет годам: ку –ку. (Кукушка)
6) На небе стукнет, а на земле слышно.
Конь бежит – земля дрожит. (Гром)
Вопросы о природе.
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Правильно!
| Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.
Предлагают формулировки учебной задачи.
Отвечают на загадки учителя о живой и неживой природе, используя карточки (круг – живая природа, квадрат – неживая).
Природа и музыка
| Р.: обеспечение формирования ставить цель и планировать свою деятельность; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
П.: выявлять известное и неизвестное, умение извлекать информацию из текста в соответствии с целью учебника.
| Актуализация знаний
| Учитель предлагает детям рассмотреть картину и отправиться на виртуальную прогулку.
Задание: послушайте пьесу и с помощью слов и движений передайте настроение и чувства композитора, придумайте художественный образ, созвучный эмоциональной сфере этого музыкального произведения.
Показ портрета композитора и рассказ о творчестве С.Прокофьева.
| Рассматривание картины и портрета композитора. Слушание: С. Прокофьев «Прогулка».
Обсуждение.
|
| Первичное усвоение новых знаний
| - А кто еще сочинял музыку о природе?
- Как русский народ сочинял песни и передавал их последующим поколениям?
Загадка про лес:
Город этот не простой
Он дремучий и густой,
В нем найдут приют и птицы,
Зайки, волки и лисицы.
Беседа, вопросы о жителях леса
Стихотворение «Утро в лесу» Т. Кореневой:
Прекрасно утренней зарею
Войти в прохладный, влажный лес.
Еще от сна не пробудившись,
Он полон сказочных чудес.
Брильянтами росы покрыты
Иголки ели и трава,
И паутина меж деревьев
Как будто ткана с серебра.
Смотри, как ветер пробежался,
И лес тихонечко вздохнул,
И нам навстречу руки – ветки
С отцовской лаской протянул.
Учитель предлагает послушать музыкальную пьесу «Утро в лесу» В. Салманова.
- Созвучно ли оно одноименному музыкальному произведению? Что нарисовал композитор?
- Что нужно, чтобы нарисовать картину природы на уроке музыки?
Учитель исполняет отдельные звуки и начало мелодии песни «Спор» Гретри.
Предлагает исполнить песню «Спор» различными музыкальными штрихами (по группам)
Работа в паре (выбрать из знакомых детских песен названия песен, в которых поётся о природе)
| Рассуждают о русской народной песне, ее особенностях.
Разучивают русскую народную песню «У меня ль во садочке» с танцевальными движениями с сопровождением фортепиано и аккапельно, сначала коллективно, потом по группам.
Ответы на вопросы, узнавание знакомой песни,
исполнение 2-х куплетов песни «Лесная прогулка» Титаренко. Разучивание 3- го куплета.
Дети, которые не успевают и не понимают , их учитель вызывает к себе и лично каждому ученику показывает как играть.
Слушают стихотворение и музыкальное произведение «Утро в лесу» Салманова. Сравнивают, находят общие черты двух произведений
Рассуждают о музыкальных красках – звуках, о разных настроениях в музыке.
Узнают знакомую песню.
Исполняют песню группами: мальчики – девочки.
Работа в паре.
|
| Физкультминутка (2 мин)
| Все ребята дружно встали (Выпрямится.)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.)
А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели. (Выпрямится и сесть.)
| Выполняют вместе с учителем
|
| Первичное закрепление знаний (20 мин)
| - Мы будем слушать произведение немецкого композитора – классика, который, находясь на вершине славы, стал постепенно терять слух. Как его звали?
Рассказ о композиторе.
Слушаниесимфонии №6 «Пасторальной» часть 5 «Пастушеская песня. Радостные чувства после бури» и выполнение заданий:
- определить музыкальные инструменты симфонического оркестра;
- напеть главную тему этого музыкального произведения.
Организует прослушивание, рассказывает о программе этого музыкального произведения.
- Чему был посвящен урок?
- Что нужно делать, чтобы природа сохранилась на долгие годы?
Предлагает разучить песню «Ты береги нас».
- Созвучно ли оно теме урока?
Неразделима музыка с природой.
Она звенит, журчит, рекою льётся.
То с ветром спорит, с непогодой,
То трелью в роще отзовётся.
Чарует душу песней лета,
Улыбку дарит, манит в лес.
Природа музыкой согрета,
Полна таинства и чудес!
| Слушание.
Наблюдение.
Понимание содержания произведения, тех чувств, которые хотел выразить композитор.
Определяют инструменты симфонического оркестра.
Напевают с помощью учителя главную тему.
Отвечают на вопросы.
Разучивают песню «Ты береги нас».
Слушают стихотворение.
|
| Информация о домашнем задании(2 мин.)
| - Нарисуйте рисунок к понравившемуся музыкальному произведению
- Приведите примеры музыкальных произведений о природе.
| Записывают домашнее задание
|
| Рефлексия. Подведение итогов урока (3 мин)
| Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги сегодняшнего урока.
Итак, ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке?
Как называлась тема нашего урока?
Какую музыку вы сегодня прослушивали?
Мне очень понравилось, как Вы работали сегодня на уроке. Вы все активно работали и были внимательны при разучивании песен и изучении новой темы.
Я надеюсь, что Вам понравился урок?
Спасибо за урок!
|
Природе и музыке
Природа и музыка
Ответы детей
Спасибо!
| Р.: сопоставление способов действий с результатом, самоконтроль.
|
|