Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сюжет и композиция (краткий пересказ одного из учеников).



2. Сюжет и композиция (краткий пересказ одного из учеников).

Беседа.

-  Где же происходит действие?

(В доме Большова, в гостиной - дейст.1,3.

Потом в конторе, в доме Большова - дейст.2.

Дейст. 4- в доме Подхалюзина и Липочки)

- Сколько времени проходит с начала действия до конца всех событий? (несколько месяцев)

- Соблюдены ли  требования классицизма (единство места, времени и действия)?

- А какая традиция времен классицизма все же соблюдается? (Говорящие фамилии).

-  Какие «говорящие» фамилии встречаются в реалистической комедии «Свои люди – сочтёмся!» и о чём они «говорят» зрителю и читателю?

(Подхалюзин – подхалюза ( у В.И.Даля), пролаз, пройдоха; лукавый, скрытный, льстивый.

Рисположенский – «упиться до положения риз»

Самсон Силыч Большов – весомость и значительность в кубе.)

Липонька – Олимпиада – с одной стороны, фальшивка, подделка, с другой - воображает себя образованной, культурной, стремится занять высокое положение в обществе – мечтает выйти замуж за благородного.

 

3. Характеристика персонажей (по  группам).

 Творческое задание: «Вам была поручена роль, сформулируйте свое представление о том, как нужно играть эту роль, что вы хотите раскрыть в образе?

1 и 2 группы  

Женские образы – Липа, Аграфена Кондратьевна, Устинья Наумовна, няня

3 и 4 группы

Мужские образы– Большов, Подхалюзин, Рисположенский, Тишка

Подготовка и обсуждение выполнения творческого задания (можно задавать вопросы, делиться своими соображениями, как играть ту или иную роль.

4. Беседа.

- Есть ли в пьесе положительные герои?

-Что объединяет всех героев комедии? (Жадность, непорядочность,  стремление к власти, нажива, накопительство, обман)

 

- Вызывает ли кто-либо из персонажей комедии ваши симпатии?

- А сочувствие кто-нибудь из героев вызывает?

5. Анализ сцены «Большов просит Липочку и Подхалюзина спасти его из долговой ямы»

 (чтение отрывка действие 4, явление 4)
Большов. Уж ты скажи, дочка: ступай, мол, ты, старый черт, в яму! Да, в яму! В острог его, старого дурака. И за дело! Не гонись за большим, будь доволен тем, что есть. А за большим погонишься, и последнее отнимут, оберут тебя дочиста. И придется тебе бежать на Каменный мост да бросаться в Москву-реку. Да и оттедова тебя за язык вытянут да в острог посадят.
Все молчат. Большов пьет.
А вы подумайте, каково мне теперь в яму-то идти. Что ж мне, зажмуриться, что ли? Мне Ильинка-то теперь за сто верст покажется. Вы подумайте только, каково по Ильинке-то идти. Это все равно, что грешную душу дьяволы, прости господи, по мытарствам тащат. А там мимо Иверской, как мне взглянуть-то на нее, на матушку?.. Знаешь, Лазарь, Иуда - ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем... А что ему за это было?" А там присутственные места, Уголовная палата... Ведь я злостный - умышленный... ведь меня в Сибирь сошлют. Господи!.. Коли так не дадите денег, дайте Христа ради! (Плачет.)

- Прокомментируйте эту сцену (обсуждение)

- Что ответили ему дочь и зять?

- В заголовок комедии вынесены слова одного из героев, Подхалюзина: «Свои люди - сочтёмся!» Раскройте смысл названия комедии.

6.Обобщение.

- Какие проблемы затрагивает комедия?

· Проблему взаимоотношений "отцов и детей",

· проблему стяжательства, накопительства;

· чести и достоинства,

· продажности и бесчестия,

·  предательства.

 

 

- О главной мысли в пьесе высказался А.Ф.Писемский:

"Основная идея её развита вполне: необразованность, и вследствие её совершенное отсутствие всех нравственных правил и самый грубый эгоизм резко обнаруживается в каждом лице".

- Вернемся еще раз к вопросу, который звучал в начале урока: « В чем актуальность пьесы "Свои люди - сочтёмся!" сегодня?»

- Чем вызван интерес театральных и кинорежиссеров к этому произведению?

Информация о фильмах

Фильм - спектакль «Свои люди- сочтемся», режиссер А.Зиновьева (1970)

Фильм «Банкрот», режиссер И.Масленников  (2009)

Домашнее задание

1. Рецензия на фильм (по выбору)

2. Составить сравнительную характеристику героев

Липа-Митрофанушка (Фонвизин. "Недоросль")

           Аграфена Кондратьевна-мать Митрофанушки, г. Простакова.

           Подхалюзин-Молчалин (Грибоедов, "Горе от ума")

          Тишка-Осип (Гоголь, "Ревизор")

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.