|
|||
Барокко. КлассицизмСтр 1 из 3Следующая ⇒ Барокко Стиль в живописи, архитектуре, литературе и музыке XVII—XVIII веков. В основу стиля Барокко, сложившегося в Италии в конце 16 века, легли религиозные идеи Контрреформации, т.е то, что человек может воспринять догматы христианства только через мистическое озарение Основные черты барочных произведений — эмоциональная выразительность, насыщенность движением, сложность композиционных решений, — создавали у зрителя особый духовный настрой, способствующий единению с Богом. Внутренняя конфликтность, напряжение этого стиля проявлялись в столкновении реальных физических свойств инертного материала, его твердости и тяжелой неподвижности, и стремлении создать зрительную сюрреалистическую иллюзию его мягкости или движения: статуя из мрамора «Похищение Прозерпины» Лоренцо Бернини, который стремился придать мрамору иллюзорные качества воска. Если готику занимало создание иллюзии дематериализации формы, то барокко – создает иллюзии иррациональные: зрительно «изменяя» истинные свойства материала на противоположные. Для художественной культуры барокко характерно стремление найти красоту в дисгармонии, асимметрии, нескончаемом взаимопереходе форм. Главная цель, которую ставит перед собой художник: ошеломить, потрясти воображение зрителя. Эта цель достигается через передачу страстного движения, напряженной борьбы противоположностей, резких контрастов. Текучесть формы обеспечивается специальными художественными приемами: сложными метафорами, аллегориями, анаморфозами (неожиданными переходами одного образа в другой). В архитектуре наибольшего внимания заслуживают итальянские мастера — ведь именно в их творчестве ярче всего проявилась главная особенность барокко — стремление к созданию ансамбля. Центром архитектурного барокко стал город Рим. Первым сооружением этого стиля была церковь Иль-Джезу, построенная архитекторами Джакомо да Виньоли и Джакомо делла Порта для Ордена иезуитов. На фасаде двухъярусного здания использованы волюты, дающие эффект плавного перехода от верхнего яруса к нижнему. Интерьер характеризуется обилием декоративных деталей, которые задерживают внимание вошедшего в храм, предваряя его восприятие свода. Таким образом символизируется трудность перехода от земной суеты и страстей к небесному блаженству. В эпоху барокко по-настоящему рождается функция создания интерьера как композиционно и стилистически организованного целого. Интерьер и его элементы стали играть весьма важную роль, указывая на социальный статус и материальное положение его владельца. Создаются целые ансамбли убранства помещений. Причем богатство декорирования относится в равной степени и к светским, и к церковным зданиям.
Классицизм Художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Согласно классицизму, предметом искусства должно быть возвышенное и прекрасное, героическое и благородное. Судьей искусства является не только вкус, но и разум. Классицизм разделяет основные положения рационализма и прежде всего идею о разумном устройстве мира. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве виллы Капра. Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов — в виде Марса, а Полина Боргезе — в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).
|
|||
|