Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экскурсия по историческому центру Санкт – Петербурга «Созвездие Петербурга». Над проектом работали: Хабибуллина Екатерина, Лебедева Наталья, Топилина Алина, Сидорова Мария.



Экскурсия по историческому центру Санкт – Петербурга «Созвездие Петербурга». Над проектом работали: Хабибуллина Екатерина, Лебедева Наталья, Топилина Алина, Сидорова Мария.

 

Основной текст Время Дополнительная информация
1. Место: Приемная комиссия, переход по Невскому проспекту.   Приветствуем вас, дорогие абитуриенты! Сегодня у вас есть уникальная возможность побывать на экскурсии об историческом центре Санкт – Петербурга, которая называется «Созвездие Петербурга». Мы с вами совершим небольшое путешествие по самым значимым местам и познакомимся с основными достопримечательностями города.   Наш путь мы начнем с территории Российского государственного педагогического университета имени Александра Ивановича Герцена. Наш университет имеет довольно длинную историю, и мы не можем не упомянуть о ней. Российский государственный педагогический университет им. А И. Герцена ведет отсчет своей истории с 13 мая 1797 года. Именно в этот день Петербургский Воспитательный дом по распоряжению императора Павла I стал самостоятельным учреждением и был взят под покровительство императрицы Марии Федоровны. Воспитательный Дом явился одним из первых учебных заведений в стране, осуществлявших подготовку специалистов со средним образованием (мужчин и женщин), а также ремесленников широкого круга специальностей. В 1903 году, когда на базе коммерческих педагогических курсов Воспитательного дома был учреждён Императорский Женский педагогический институт. Он выпускал учительниц-предметниц для гимназий. Этот институт стал первым в стране государственным высшим учебным заведением для женщин. В 1922-1925 годах педагогические учреждения, связанные с Воспитательным домом, были объединены в Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена. В 1991 году ЛГПИ им. А.И. Герцена был аттестован в качестве университета и получил наименование "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена", что явилось признанием его ведущей роли в российском и мировом образовании.   Университет назван в честь русского писателя и философа Александра Ивановича Герцена.   Герцен Александр Иванович (псевдоним Искандер) (1812 - 1870)   Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах.   Много ценных мыслей высказал Герцен об общем образовании, о воспитании детей в семье, о детском чтении и самообразовании.  
Переход до Дворцовой площади: Территория Педагогического университета сохранила общую первоначальную планировку находившихся здесь усадеб: большие участки, с оградой вдоль Мойки и стоящими в глубине сада домами. Кстати, заметили ли вы эмблему университета? Знаете ли, что она означает? Пеликан - символ самопожертвования и чадолюбия. Это отражено в многочисленных сказаниях и легендах, повествующих, как пеликан спасает своих птенцов от голода, питая мясом и кровью из собственной разодранной груди. Средневековый сборник «Физиолог» рассказывает об этом так: самка пеликана проклёвывает рёбра птенцам своим, а прилетевший самец, раздирает клювом грудь свою и вытекшей кровью оживляет птенца.   Символические изображения пеликана были широко распространены в XVIII - XIX веках. Они присутствовали в архитектурном декоре, встречались в произведениях станковой живописи и в декоративно-прикладном искусстве, тиражировались в виде литографий.
2. Ансамбль дворцовой площади   Дворцовая площадь (с 1918 до 1944 площадь Урицкого) это главная площадь Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль, возникший во второй половине XVIII — первой половине XIX века. Площадь образуют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. Её размеры составляют около 5,4 гектар. Для сравнения — Красная площадь в Москве имеет площадь 2,3 га   В 1819 году по заданию императора архитектор Карл Иванович Росси разработал проект единого архитектурного ансамбля, прославляющего победу русского оружия в войне 1812 года. Замысел архитектора состоял в том, чтоб объединить существующие оригинальные интерьеры и новые постройки в единое целое. Хочется немного больше сказать о зданиях Дворцовой площади, так как они являются значимыми архитектурными памятниками города. В 1708 году на месте Зимнего дворца строится деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей. В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. С 1754 по 1762 год по указу императрицы Елизаветы Петровны шло строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца составляет примерно 60 000 м², а сам дворец является образцом Елизаветинского барокко. Сейчас в комплексе Зимнего дворца расположен музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Государственный Эрмитаж», который начал свою историю с коллекции произведений искусства, приобретенных императрицей Екатериной II. Малый Эрмитаж это еще одно здание входящий в музейный комплекс Государственного Эрмитажа, построенный в 1764—1775 годах архитекторами Жан Батист Валлен-Деламотом и Юрием Матвеевичем Фельтеном. В 1764-1766 гг. по желанию императрицы Екатерины II рядом с парадной резиденцией - Зимним дворцом - архитектор Ю. М. Фельтен возвел двухэтажный корпус. Здание, оформленное в стиле раннего классицизма, отличается строгими пропорциями, соразмерными архитектурным членениям Зимнего дворца. Северный и Южный корпуса соединены расположенным на уровне второго этажа Висячим садом, по сторонам которого были устроены галереи. Ещё до возвращения из Москвы императрицы Екатерины II в 1763 году было дано указание о постройке при новом дворце Висячего сада. Висячий сад расположен на уровне второго этажа, над помещениями бывших конюшен и манежа, и занимает пространство между галереями, соединяющими Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа.   Здание Главного штаба это историческое здание, строительство которого продолжалось с 1819 по 1829 год. Архитектором был К. И. Росси, скульпторами: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский. Здание входит в комплекс сооружений главного музея Петербурга — Эрмитажа. Оно играет завершающую роль в создании ансамбля парадных корпусов Арка Главного штаба была построена как главный монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года и завершающий ансамбль зданий напротив Зимнего дворца. Посмотрите на скульптуру над аркой, что вы на ней видите?   С высоты 36 м, на вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Ника, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Вся скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы.    Александровская колонна— памятник в стиле ампир, входящий в ансамбль Дворцовой площади. Колонна была воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.       Закрытый со всех сторон высокими стенами сад имеет свой микроклимат: близость Невы смягчает температурные перепады, а ориентация сада (с севера на юг) обеспечивает максимальное солнечное освещение в течение всего светового дня.   Имеются свидетельства, что императрице Екатерине II Малый Эрмитаж очень полюбился. Царица приходила во дворец на обеды и ужины, в одиночестве гуляла по оранжерее, играла с фрейлинами.     Штандарт - в царской России: полковое знамя в кавалерийских частях.     Колонна имеет неофициальное название «Александрийский столп» по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник».
3. Дворцовый мост и акватория Невы с видом на стрелку Васильевского острова   Дворцовую набережную можно назвать одной из самых красивых и известных набережных Санкт-Петербурга. Именно здесь расположены знаменитые на весь мир достопримечательности Северной столицы: Эрмитаж, Зимний дворец, Русский музей, Дом ученых и многие другие. Расположена Дворцовая набережная на левом берегу Невы от набережной Кутузова и до Адмиралтейской набережной. Ее протяженность — 1300 метров. Дворцовый мост проложен  через реку Неву (Большую Неву) и соединяет центральную часть города (Адмиралтейский остров) и Васильевский остров. С этой улицы или с моста открывается отличный вид на Стрелку Васильевского острова и Петропавловскую крепость.   Стрелка Васильевского острова это восточная оконечность Васильевского острова, один из самых известных архитектурных ансамблей города, который является примером гармонии архитектуры города с пейзажем берегов Невы.  Васильевский остров начал застраиваться ещё в петровские времена.  В XIX веке Жан Франсуа Тома де Томон руководил не только строительством Биржи, но и всего архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова. Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова были возведены в 1810 году. Кроме важной декоративной роли в создании ансамбля Стрелки, колонны имели и сугубо практическое значение. Они были маяками, которые зажигали по ночам, и когда над Невой стелился туман. Один из них показывал путь для прохода судов по малой Неве, другой освещал путь по Большой Неве. Украшением мощных колонн стали стилизованные ростры кораблей. Правда, в отличие от римских триумфальных колонн, которые несли на себе носы настоящих побежденных судов, на данных колоннах ростры условны. Петропавловская крепость это крепость, расположенная на Заячьем острове, так называемое историческое ядро города. Крепость была заложена 27 мая 1703 года по совместному плану Петра I и французского инженера Ламбера. Петропавловский собор, стоящий посреди крепости, считался и считается самым высоким историческим зданием, несмотря на то, что 122 метра колокольни Петропавловского собора уже не самая высокая точка Санкт-Петербурга. Тем не менее, здание по-прежнему остается исторической доминантой.     Ростр ( «клюв, выдающаяся часть; нос корабля») — таран с металлическим (бронза, железо) наконечником в носовой части военного корабля времён Древнего Рима, обычно в форме стилизованного трезубца. Рострами, снятыми с захваченных римлянами кораблей, была украшена Ростра — ораторская трибуна на римском форуме, послужившая прообразом архитектурной формы ростральной колонны, в частности — Ростральных колонн в Санкт-Петербурге.
4. Адмиралтейство Первая постройка на левом берегу Невы. Изначально здание Адмиралтейства было построено как верфь для строительства военных кораблей, сейчас оно Главным штабом Военно-Морского Флота. Сохранилась следующая запись: Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен. — Походный журнал Петра   От шпиля Адмиралтейства лучами отходят три центральные улицы Петербурга: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. На самом верху 70 метрового шпиля вращается символ Санкт-Петербурга - позолоченный флюгер в виде корабля. Как вы думаете, что это за корабль? По легенде силуэт флюгера повторяет контур первого корабля, зашедшего в порт Санкт-Петербурга вскоре после основания города. Также есть мнение, что прообразом кораблика стал фрегат «Орёл» — первый русский военный корабль, построенный в 1667—1669 годах по указу царя Алексея Михайловича (это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей не имел ничего общего с корабликом на шпиле). Согласно легенде, три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль (Геодезический инструмент для измерения углов при съёмках на местности, специальный вид компаса )Петра I. Найдите шпиль Адмиралтейства на отходящих от него Гороховой, Вознесенском и Невском проспекте. Именно из-за того, что на этих улицах возможно увидеть шпиль Адмиралтейства, в XIX веке Адмиралтейство шутливо называли "Полярной Звездой" и, в сочетании с тремя улицами ,"Невским трезубцем".   В 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость, так как в условиях Северной войны необходимо было защищать верфь: постройки были ограждены земляным валом с пятью земляными же бастионами, по периметру были прорыты рвы, заполненные водой. “И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла”, помните эти строки из поэмы “Медный Всадник”? Обратите внимание на интересную форму и на шар Адмиралтейской иглы. 13 февраля 1928 года во время очередного ремонта был вскрыт шар Адмиралтейской иглы. В нем нашли газеты 1886 года. К этим документам тогда добавили новые, а том числе несколько номеров ленинградских газет за февраль 1928 года. В 1977 году туда положили еще 9 свежих газет, а также текст новой Конституции СССР. В шаре также хранится ларец, где лежат сведения обо всех мастерах, ремонтировавших шпиль с момента его установки. Однако ходит легенда, будто в шаре не ларец со скучными сведениями о ремонтных работах, а кубышка из чистого золота с золотыми, опять же, монетами. И открыть ее невозможно, так как секрет поворота безвозвратно утерян. А еще говорят, что в шаре хранится личная шкатулка Петра       Эспланада - обширный, свободный от построек луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника, простиралась до современной Малой Морской улицы.
5. Сенатская площадь с Медным всадником и зданием Сената и Синода. Одна из самых старых площадей Санкт-Петербурга - Сенатская площадь, она начала формироваться уже в 1704 году, первоначально как часть гласиса (пологая земляная насыпь перед наружным рвом крепости) при Адмиралтействе. Вы уже знаете, что Адмиралтейство задумывалось не только как верфь, но и как крепость. Поэтому вокруг него и понадобилось создать свободное пространство. Западную границу этого пространства в середине 1710-х годов обозначил мазанковый доходный дом князя Меншикова, расположившийся на углу с Английской набережной.   В 1710 году здесь, на берегу Невы, построили первое деревянное здание Исаакиевской церкви. Ей пользовались служители Адмиралтейства и моряки. Здесь венчались Пётр I и Екатерина I. На месте деревянной Исаакиевской церкви в 1730-х годах был построен большой каменный храм. Он стоял примерно на том месте, где сейчас находится памятник Петру I (знаменитый "Медный всадник"). Примечательно, что храм не только носит имя святого, в день которого родился основатель Петербурга, но и его первое место расположения совпало с местом установки памятника Петру I. Первое официальное название этой городской площади связано с собором - Исаакиевская. Оно было ей присвоено 20 апреля 1738 года. Тогда это название писали с одной буквой "а", то есть "Исакиевская". Топоним не прижился, его употребляли только в официальных документах. Указом Сената от 15 июля 1761 года Савве Чевакинскому было поручено проектирование нового здания. Проект не был воплощён, но именно Чевакинскому принадлежит идея переноса церкви дальше от реки — в одном из вариантов место для неё было выбрано там, где находится современный собор.   Первой постройкой на месте нынешних зданий Сената и Синода стоял фахверковый дом светлейшего князя Меншикова. После смерти князя Меншикова его участок был передан вице-канцлеру А. Остерману, а в 1744 году - канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину. Для нового владельца здесь был построен дворец с фасадом в стиле барокко. После восшествия на престол Екатерины II сюда из здания Двенадцати коллегий переехал Сенат.   В 1782 году на площади был открыт памятник Петру I ("Медный всадник") работы французского скульптора Э. М. Фальконе. После этого события она получила новое название - Петровская площадь. Инициируя создание памятника, Екатерина ставила своей целью увековечить память царя - реформатора, но, вместе с тем, она хотела прославить и свое имя. Поэтому ей пришелся по душе вариант надписи, предложенный самим Фальконе. В отличие от многословных текстов других авторов, этот был лаконичным: «Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая». Акцент в этом случае ставился на слово «воздвигла» , обращающее внимание зрителя на сам памятник. Но Екатерина отредактировала даже этот краткий текст. Решение, которое приняла императрица, соответствовало ее рангу. На торжественном открытии памятника Петру I, главной героиней дня была Екатерина II. Когда упали скрывающие монумент щиты, глазам зрителей предстала надпись: «Петру I — Екатерина II». (Petro Prima — Katarina Secunda) Такая надпись как бы уравнивала Екатерину с Петром (в ТРИЗ — «Принцип универсальности» , «Принцип объединения») . Императрица мудро отказалась от собственного монумента, зато теперь у нее был общий памятник с Петром Великим. Так Екатерина II, используя памятник Петру I, увековечила и свое имя.       Южную границу будущей Сенатской площади с 1717 года омывал Адмиралтейский канал, где первое время хранили строительный лес, а затем по нему перевозили брёвна с острова Новая Голландия. От него в 1720 году перпендикулярно в сторону Невы прорыли ещё один короткий канал, который был проложен вдоль западной границы площади, где находилась смольня. На её месте позже было построено здание для Синода. Ответвление от Адмиралтейского канала способствовало пожарной безопасности, так как работающая здесь смольня предоставляла угрозу верфи. 30 июня 1720 года Петром I было указано: "прядильню в одно житьё делать позади двора светлейшего князя и уступить от того двора улицу". Так не только было определено место Канатного двора, расположившегося на берегу Адмиралтейского канала, но и утверждено направление отходящей от площади Галерной улицы. С 1727 года отсюда к противоположному берегу Невы наводился наплавной плашкоутный Исаакиевский мост.     Своим названием «Медный всадник» обязан одноимённому произведению А. С. Пушкина. На самом деле памятник сделан из бронзы.
6. Исаакиевская площадь и Исаакиевский собор.   Исаакиевская площадь в Санкт-Петербурге. Главная административная площадь города и архитектурный ансамбль, сформированный Исаакиевским собором, Мариинским дворцом, несколькими историческими зданиями и памятником Николаю I. Формирование нынешнего облика площади длилось почти 300 лет, от времен Морской слободы и Торговой площади до строительства Исаакиевской церкви. Однако, свой окончательный внешний вид площадь приобрела в 1840-х годах с окончанием строительства Мариинского дворца. Впервые название Исаакиевская площадь было применено к территории современной Сенатской площади после строительства там одноименной церкви, а участок возле реки Мойки с торговыми рядами именовался Торговой площадью.   При Екатерине II в 1760 годах сменил своё местоположение Исаакиевский собор. Фундамент храма на берегу Невы не был надёжен, из-за чего его пришлось перенести подальше от реки. Именно тогда собор был поставлен на берегу Адмиралтейского канала, к югу от площади. 30 мая 1802 года третий Исаакиевский собор был завершён и освящён. Уже вскоре после его постройки сложилось мнение, что здание необходимо перестроить. В 1809 году был объявлен конкурс на возведение нового храма. Непременным условием ставилось сохранение трёх освящённых алтарей существующего собора.  В 1818 году молодой архитектор Огюст Монферран, следуя указанию Александра I, составил проект, который предусматривал сохранение большей части ринальдиевского собора. Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II и членов императорской семьи.   Поскольку все здания вокруг площади строились примерно в одно время, в середине XIX — начале XX веков, Исаакиевская площадь имеет органичный вид единого архитектурного ансамбля. Самое старое здание на площади — дом Мятлевых, самое новое — здание Германского посольства. Однако главная доминанта площади — это величественный Исаакиевский собор. Окончательно свой парадный вид площадь приобрела с окончанием отделки Исаакиевского собора во второй половине XIX века, когда убрали строительные бараки, территорию замостили булыжником и разбили Исаакиевский сквер. В 1859 году на Исаакиевской площади был установлен конный памятник Николаю I. Синий мост через реку Мойку имеет самую большую в городе ширину — 97 метров, по сути являясь частью Исаакиевской площади.   В 1793 году, после строительства Исаакиевского собора на нынешнем месте, территория между Конногвардейским бульваром и Мойкой стала именоваться Исаакиевской площадью. Однако, в 1849 году после возведения Мариинского дворца эта площадь получила новое название — Мариинская площадь. В 1871 году Мариинская площадь в честь конного памятника Николаю I была переименована в Николаевскую. После революции, в 1923 году, она была опять переименована в Площадь Воровского. И только в 1944 году, на волне возвращения исторических названий, площадь снова стала именоваться Исаакиевской.   Благодаря своему единому композиционному стилю площадь часто становилась объектом изображения для многих художников. В 1907 году через площадь была проложена первая в городе трамвайная линия, идущая от Александровского сада. Площадь, вообще, издревле была важным транспортным узлом, на ней даже появилась одна из первых в Санкт-Петербурге стоянок для частных извозчиков.     Во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в клумбах сквера перед Исаакиевским собором горожане выращивали овощи. Сегодня во время городских праздников на Исаакиевской площади устраивается концерт, а зимой ставится декоративная карусель. Кроме того, площадь часто становится местом проведения народных собраний. Отличный панорамный вид Исаакиевской площади открывается с обзорной площадки Исаакиевского собора.
7. Памятник Николаю I и Синий мост   Памятник Николаю I начали возводить в 1856 году после кончины царя, 25 июня (7 июля по старому стилю) 1859 года монумент был торжественно открыт. Местом, на котором было решено увековечить императора, выбрали Исаакиевскую площадь, между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Место выбрано не случайно, а в связи с тем, что Николай I был шефом расположенного рядом Конногвардейского полка. Проект памятника принадлежит Огюсту Монферрану. Конная скульптура создана Петром Карловичем Клодтом, который как известно, "делал лошадей лучше чем сами жеребцы». Памятник знаменит тем, что опирается только на две точки опоры - ноги коня. Ранее считалось, что такой конный памятник (с двумя точками опоры) единственный в Петербурге. Интересным фактом является то, что памятник Николаю I установлен практически на одной оси с “Медным всадником”, памятником Петру Первому. Обе эти скульптура даже смотрят в одну сторону, и расположены практически на одинаковом расстоянии от разделяющего их Исаакиевского собора. Общая высота памятника - более 16 метров, около него установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе. Макет памятника сейчас находится в Русском музее Петербурга.   Синий мост – один из самых популярных в Санкт-Петербурге. Он соединяет два острова –2-й Адмиралтейский и Казанский, между которыми протекает река Мойка. Мост является частью архитектурного ансамбля Исаакиевской площади и считается самый широким в Петербурге. Ширина Синего моста достигает 97,3 метров. Но при этом его размеры таковы, что он практически незаметен в общем устройстве Исаакиевской площади. Он настолько удачно продолжает ее, что как будто растворяется в ней и становится невидимым для глаза. Многие туристы, гуляя по нему, даже не осознают, что находятся на мосту. Синий мост появился в восемнадцатом веке, тогда это была простая деревянная переправа. Но она была подъемной – для удобства прохождения судов с мачтами. Мост был выкрашен в ярко-синий цвет, который сохранился до настоящего времени. Синий мост в Петербурге – один из трех цветных мостов города. Причем все они расположены на канале Грибоедова. Кроме Синего, есть еще Красный и Зеленый. Раньше в Санкт-Петербурге было четыре цветных моста. Впоследствии один из них – Желтый получил другое название – Певческий.   Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым. Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I. Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: восстание декабристов (1825), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по поводу составления первого свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург - Москва (1851).     С Синего моста открывается удивительный вид на Мариинский дворец, памятник Николаю I на Исаакиевской площади, здание Всероссийского института растениеводства и его библиотеки. Также с него может увидеть Медного всадника, гостиницу «Англетер-Астория», Дом композиторов. Благодаря такому окружению и историческому прошлому образ моста широко используется в искусстве, сюда приезжают многие туристы и жители Санкт-Петербурга.   Яркий цвет моста – это не оригинальное дизайнерское решение, а практическая необходимость – жители города просто путали одинаковые сооружения. Синий мост имеет простое архитектурное решение, но при этом он органично дополняет ансамбль гранитных набережных Мойки.
8. Мариинский дворец   Здание Мариинского дворца в Петербурге сыграло важную роль в политической жизни России. Мариинский дворец был домом для дочери царя Николая I, а позже стал штабом Временного правительства. Здесь много раз решалась судьба нашей страны, и именно поэтому дворец иногда называют «политическим». В 1839 году на этом месте началось строительство Мариинского дворца. Император Николай I возводил новый дворец неспроста. Он решил сделать своей дочке Марии роскошный свадебный подарок. Дом был назван в честь будущей хозяйки. Княжна Мария Николаевна напрочь отказалась после свадьбы уезжать из Петербурга на родину мужа герцога Максимилиана Лехтенбергского. Николай I не стал перечить любимой дочке и начал обустраивать семейный дворец княжны.   Руководил этим проектом архитектор Штакеншнейдер. Для строительства резиденции Марии Николаевны использовались только самые современные материалы и технологии. Так, например, во дворце всегда было тепло, потому что для постройки стен использовался не мрамор, а песчаник. Чтобы избежать риска возможных пожаров, перекрытия в доме сделали металлическими, а не деревянными. Мария Николаевна жила здесь вплоть до своей смерти. Позже ее дети продали Мариинский дворец из-за слишком больших долгов. Дом перешел в собственность государства. Здесь разместился Государственный совет, канцелярия, Комитет министров. После революции 1917 года в Мариинском дворце находилось Временное правительство, а позже — красноармейские казармы. Во время Великой Отечественной войны в здании располагался военный совет, политотдел ленинградской армии народного ополчения и редакция газеты «На защиту Ленинграда». В 1991 году в дни августовского путча во дворце был организован центр сопротивления ГКЧП в Cеверной столице. С 1994 года здесь находится Законодательное собрание города.   В середине 18 века участок земли, где сейчас расположен Мариинский дворец, принадлежал графу Ивану Чернышеву. Он построил здесь собственный дворец, а на новоселье пригласил саму Екатерину II. Екатерина любила приезжать в гости к графу и играть в карты. К слову, в одном из залов даже стояло персональное кресло царицы. После смерти Чернышева здание перешло в казну и здесь разместились самые разные учреждения. При Николае I во дворец переехала Школа гвардейских прапорщиков. Именно в этом учебном заведении получал образование поэт Михаил Лермонтов. Здание Мариинского дворца почти полностью было построено заново, но в его основу все же вошли стены дворца графа Чернышева.
9. Здания РГПУ им. А.И. Герцена Основная территория университета занимает большую часть квартала, ограниченного Невским проспектом, Казанской улицей, Гороховой улицей и набережной реки Мойки (почтовый адрес — набережная реки Мойки, 48). На Мойке, 48  мы с вами встретим сооружения различных эпох (барокко, раннего классицизма, ампира, позднего классицизма), которые принадлежат к числу наиболее зрелых памятников истории зодчества. Комплекс зданий, занимаемых Герценовским университетом, внесен ЮНЕСКО в список объектов мирового наследия, находящихся под международной охраной. Главное здание университета - это дворец К. Г. Разумовского, построенный в XVIII в. Архитекторами дворца были А. Ф. Кокоринов, Валлен-Деламот. Перед главным зданием мы можем увидеть памятник Константину Дмитриевичу Ушинскому - великому русскому педагогу. Идея его установки возникла ещё в самом начале XX века. По инициативе педагогов начался сбор средств и в 1914 году был проведён конкурс проектов, но только спустя почти полвека в 1961 году памятник великому «учителю учителей» всё же был сооружён в самом центре города, перед главным фасадом ведущего педагогического ВУЗа страны.   Соседние здания (набережная Мойки, 50 и 52) — тоже здания бывшего Петербургского Воспитательного дома. Дом 50 был построен в 1750—1753 годах по проекту Ф.-Б. Расстрелли для богатого купца Г. Х. Штегельмана. Позднее дом Штегельмана был приобретен в казну. В 1765—1768 гг. здание было перестроено в стиле классицизма по проекту архитектора Антонио Ринальди. Я надеюсь, что эта экскурсия пробудит в вас интерес к тому, чтобы узнать об истории Петербурга еще больше. Спасибо за внимание!    
10. Казанский собор.   История строительства Казанского кафедрального собора — важнейшая веха в истории петербургского градостроительного искусства. Возведенный за очень короткий срок, величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой многие поколения людей. Казанский собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг. Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Возведен по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга.   Казанский собор стал первым в России храмом, построенным русским архитектором в чисто европейском стиле. В нем архитектура, скульптура и живопись соединились в неповторимой гармонии и изяществе. Это один из самых замечательных памятников архитектуры и изобразительного искусства не только России, но и всего мира. Стиль, в котором построен собор, сложно определить однозначно. Обычно его определяют как стиль русского классицизма в его зрелой стадии. Соглашаясь с тем, что Казанский собор действительно имеет черты этого господствовавшего в то время в России стиля — колонны, портики, треугольные фронтоны, отметим и специфику архитектуры собора, которая роднит его с другими архитектурным стилями. Классицизм — это, прежде всего, подражание греческой архитектуре ее классического афинского периода. Архитектура Казанского собора тоже восходит к классике, но не к греческой, а к итальянской, времен эпохи Возрождения, притом не к ранней ее форме — флорентийской, и не к поздней — венецианской, а к высокому "римскому" Ренессансу. Этот столичный державный стиль сочетается в Казанском соборе с чертами только что родившегося в Европе другого, тоже державного, стиля ампир ("имперский"). Ампирного происхождения и вся орнаментация собора. Например, украшающие храм колонны и пилястры все коринфского ордера. По пропорциям коринфского же ордера выполнены и карнизы. Наружные колонны, облицованные пудотским камнем, похожим на итальянский травертино, из которого построили собор Святого Петра. Интересно, что из—за использования редких камней, Казанский собор часто называют музеем российского природного камня.   История собора богата, он впитал в себя множество событий, происходящих в нашей стране. Казанский собор был торжественно открыт за год до Отечественной войны 1812 года. Перед отъездом в действующую армию службу в храме посетил Михаил Кутузов, которого только что назначили главнокомандующим. После войны в Казанский собор доставляли трофеи — военные знамена и штандарты, ключи от взятых городов и крепостей, маршальский жезл французского полководца Луи-Николя Даву. В 1813 году в храме похоронили Михаила Кутузова, умершего от простуды.   В 1837 году в России отмечали 25-ю годовщину победы над Наполеоном. На площади перед собором установили памятники фельдмаршалам Отечественной войны — Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли. В стенах этого величественного сооружения, в XIX веке работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета, храм был известным благотворительным центром. Сложным периодом для собора стала эпоха СССР и коммунизма. В 1932 году Казанский собор закрыли. На куполе храма вместо креста установили позолоченный шар со шпилем, церковную утварь распределили между городскими музеями. Внутри собора разместился Музей истории религии и атеизма. Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама, восточных верований. Здесь можно было увидеть коллекцию православных икон XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, ритуальные предметы и самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению. Сохранить мощи Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского, удалось на чердаке Казанского собора. Почти 20 лет сотрудники музея истории религии и атеизма прятали их в стенах собора. И лишь в 1991 году святыни вернули в храм. Казанский собор — величайшее достояние российского зодчества и истории, в целом. Я очень советую обязательно посетить его, чтобы зайти внутрь и прочувствовать невероятный пласт истории.   В архитектуре собора сочетаются формы базиликального (чисто римского) и крестово-купольного храма. Ближайшим по времени и стилю прототипом Казанского собора является собор святого Петра в Риме (именно это сходство было желанием Павла I) . Об этом, прежде всего, напоминает наружная колоннада со стороны Невского проспекта. Снаружи и внутри собор богато украшен скульптурой, которую создавали лучшие российские скульпторы. Наружные бронзовые скульптуры, выполненные Пименовым, Мартосом и Демут-Малиновским, представляют святых Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечу и Александра Невского. Они отлиты талантливым мастером Екимовым. Им же отлиты из бронзы северные двери собора.   Как отмечает архитектор А.Аплаксин: «Весь восемнадцатый век мы учились у Европы ее искусствам и только в начале девятнадцатого столетия вполне уже самостоятельно выдержали испытание по знанию европейского искусства». Аплаксин писал: «В стиле высокого ренессанса задумал Воронихин свой проект, но как ни тщился он остаться неизменно верным своей задаче, он не мог преодолеть влияние своей эпохи, и на Казанском соборе сильно заметный налет ампира, современного автору стиля. Этот налет нисколько не тяготит основную тему а, наоборот, делает ее более жизненной и правдивой. Каждое произведение истинного искусства должно отражать в себе эпоху».
11. Спас на Крови.   Ещё одним памятником российской истории, по - праву, можно считать Храм во имя Воскресения Христова, получивший в народе название Спас на Крови. Как думаете, почему храм получил такое название? Это мемориальный храм, возведенный в память о трагической кон


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.