|
|||
Что нужно знать родителям. ребёнка-спортсмена?. Рекомендации психологаЧто нужно знать родителям ребёнка-спортсмена? Рекомендации психолога Спорт погружает детей во «взрослые» эмоции, лишает беззаботных часов. Но он же дарит опыт побед и формирует характер. Ваш ребенок склонен к физической активности: любит лазать, бегать, прыгать больше, чем играть в спокойные игры (рисовать, читать, собирать лего), есть смысл эту активность куда-то пристроить, например, отдать в спортивную секцию. Первое, что нужно учитывать при выборе секции - спорт должен нравиться ребенку (не только родителю)! Но для того чтобы иметь успехи в спорте, одного желания не достаточно. Спорту нужно соответствовать!!! Здесь необходимо рассмотреть 3 фактора: -психологический (определенные черты личности, необходимые для спорта) -психофизиологический (координация, скорость реакции, тип нервной системы) -антропометрический (вес, рост, гибкость и т.д.) Если эти факторы совпадают, то ребенка можно считать одаренным в спорте и думать над тем, как эти способности развивать. Важно понимать: профессиональный спорт – это не для здоровья! Спорт - это большие нагрузки (физические и психоэмоциональные), это тяжелый ежедневный труд. Спорт - это очень полезная, но, как ни крути, очень жестокая школа. Поэтому, если вы привели ребенка в секцию для здоровья и для души – говорите об этом с тренером, сообщайте о своих намерениях и изменениях. Когда родители «вдруг» передумали – это всегда болезненный разрыв и для тренера и для ребенка. Учитывайте это! На начальном этапе, первые 2-3 года, ребёнок «играет в спорт», ему нравится, но как только начинаются соревнования, достижения и конкуренция - это уже СПОРТ! Здесь дети постоянно находятся в ситуации соперничества. Для успеха в спорте важно уметь стратегически мыслить. Как распределить энергию, где себя попридержать, где выложиться полностью. Важно понимать своё тело, работать со своими мыслями и состояниями. Дети сталкиваются с психологическими трудностями: волнением, страхами, трудностями самооценки, откатами и прочим. Здесь очень важна позиция родителя, его устойчивость, адекватность, принятие, поддержка, бережное участие и пр. Страх помогает спортсмену лучше выступать. Вырабатывается адреналин. Организм «заводится», учащается пульс, улучшается кровообращение, мышцы получают заряд. Сам предстартовый «мандраж» не слишком приятен. Но, будь он приятным, не помогал бы сохранять концентрацию на выступлении Детям, безусловно, нужно помогать удерживаться в спорте. Потому что когда случаются поражения, детям становятся «невкусно» и они включают «не хочу». Детей нужно поддерживать в этом месте, объяснять и проявлять бережное участие… Только к подростковому возрасту у детей формируются более взрослые мотивы. Появляется более сильная личная внутренняя мотивация, понимание, для чего он тренируется, а соответственно, и большая ответственность за действия и результат. Важно научить маленького спортсмена внимательно относиться к своим поражениям. Проигрыши и поражения – это то, что помогает стать ему лучше. Соперник всегда показывает спортсмену его слабые места, показывает ему куда расти, в чем становиться лучше. В этом смысле ему большая благодарность! Очень важно объяснять ребенку, что поражение – это не катастрофа, а шанс понять, что и где ему нужно подтянуть. Важно говорить, что вы ребенка любите при любых обстоятельствах. Помогите своим участием, сопереживанием и поддержкой. Спорта нет без неудач.И удачи, и неудачи, остро переживаются от пары часов до трёх дней. Если ребёнок плачет в соревновательном зале – увести с людских глаз, при возможности дать проплакаться, дать понять, что вы понимаете, почему он плачет и выразить поддержку. Если ребёнок плачет – это показатель того, что не сформированы способы эмоциональной регуляции. Чаще всего юные спортсмены намеренно напоказ эмоции не выставляют, просто ещё не умеют с ними справляться. Спорт без стресса невозможен, это закаляет характер. Если в семье решили отдать ребёнка в спорт с целью воспитать у него собранность, ответственность, самостоятельность, нужно идти не в знаменитый клуб, а выбирать и вид спорта, и тренера вместе с ребёнком. Сначала самому походить по секциям, посмотреть, постараться, чтобы сложился контакт с тренером, потом привести ребёнка. Если ребенок не хочет заниматься спортом, и проявляет свое «не хочу» устойчиво, то это вряд ли можно изменить. Примите эту реальность. Не нужно насиловать его спортом, в мире много других возможностей, будьте гибче. Замечайте, у кого больше горят глаза: у ребенка или у вас? Возможно, вы, как родитель реализуете свои незакрытые потребности и желания через ребенка. Признайтесь себе в этом, если это так. Попытайтесь всмотреться в своих детей тщательнее, понаблюдайте, что увлекает конкретно вашего ребенка. Если убедились в том, что он действительно увлечен, то проверьте, от чего же настрой постоянно меняется? Если настроение зависит от конкретных обстоятельств, то про это нужно больше узнавать (у ребенка /у тренера), понимать от чего зависят его перепады. Может нужно что-то объяснить, поддержать, помочь адаптироваться. Это работа РОДИТЕЛЯ в первую очередь, а лучше совместная - родителя и тренера. Психологи советуют родителям повторять своим детям-спортсменам одну фразу: «Мне нравится смотреть, как ты занимаешься». Родители не должны становиться вторыми тренерами. У ребёнка–спортсмена и так в жизни много чужих людей. Тренер ждёт от ребёнка результатов. А ощущение безопасности, принятие и безусловную любовь могут дать только родители.
|
|||
|