|
|||
Приложение ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Приложение 1. Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования. Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления. Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом
2. 3. Памятка Как составлять кластер
Кластер - это сложная нелинейная схема, отражающая явление во всём его многообразии и взаимосвязях. 1. Выделите социальный объект, общую характеристику которого вы хотите дать. Запишите его большими буквами и ярким цветом в центре рабочего листа.
2. Определите, какие характеристики данного объекта вам известны (признаки, структурные элементы, классификации, теории происхождения, этапы и тенденции развития, с в я з и, функции, оценки, примеры и т. д.). Заштрихуйте их вокруг основного объекта более мелким шрифтом, разными цветами.
3. Вспомните в чем проявляется каждая из характеристик (например, если вы писали основания для классификации, то теперь можно написать виды). Запишите эти проявления рядом с характеристикой тем же цветом, что и характеристика. Но более мелким шрифтом. 4. Некоторые из проявлений можно еще конкретизировать (например, для видов написать примеры) 5. Определите, как связаны между собой все составляющие будущей схемы выберите и расставьте линии для их соединения: подразделение на, вследствие этого, взаимосвязь, взаимовлияние. 6. Проверьте, чтобы ни одна позиция не осталась без связей. Если так получается, значит она лишняя или в вашем кластере есть ошибка.
|
|||
|