Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ответить письменно на вопросы.



 

Тема: Лирика Б.Л. Пастернака. (1890-1960).

Цели: раскрыть глубину творческой личности Пастернака, введя учащихся в сложный мир пастернаковского стиха;

показать его взгляды на призвание и судьбу поэта;

пробудить интерес учащихся к поэзии Пастернака.

Форма: урок-обозрение.

 

Ход урока.

I. Слово учителя.

170 лет назад 10 февраля закатилось «солнце русской поэзии», остановилось сердце (продолжите фразу) – Александра Сергеевича Пушкина.

А 10 февраля 1890 года родился Борис Леонидович Пастернак, один из первых правовестников нашего духовного возрождения.

Поэт умер, да здравствует поэт!

 

Приём «Верные и неверные утверждения».

Верите ли вы…

Одним из первых учителей раннего Пастернака был Александр Блок.

Был знаком с Л. Толстым, художниками Репиным, Ге, Врубелем.

Русский композитор Александр Скрябин был кумиром поэта.

Мечтал стать композитором.

Изучал философию в Марбургском университете.

Стихи начал писать из-за неразделённой любви.

Ему принадлежат слова: «Никогда не теряйте лица ради положения».

Мечтал быть знаменитым.

 

Родился Борис Леонидович Пастернак 29 января по старому стилю (10 февраля) в Москве.

Отец, Леонид Осипович Пастернак, - академик живописи, мать, Роза Кауфман, - пианистка.

В доме частыми гостями были Лев Толстой, художники Репин, Ге, Врубель, композиторы Рахманинов, Скрябин, немецкий поэт Рильке.

Александр Николаевич Скрябин, мечтающий силой искусства изменить жизнь, установивший связь между звуком и цветом, стал кумиром Бориса Пастернака. Его музыкальные и философские идеи, поиски, эксперименты захватили всё существо юного Пастернака.

Вот как зрелый Пастернак передаёт первую встречу с композитором:

Раздаётся звонок. Голоса приближаются. Скрябин!

О, куда мне бежать от шагов моего божества?

(«Девятьсот пятый год», 1925 г.)

И всё же мечте не суждено было осуществиться. Неожиданно для отца и матери Борис Пастернак оставил музыку.

Неубедительным кажется его собственное объяснение: отсутствие абсолютного слуха. Для того, чтобы стать композитором, не обязательно иметь абсолютный слух, классический пример тому – П.И. Чайковский. Разочарование в музыкальных способностях?

Но известно, что Скрябин отмечал его как ученика талантливого.

Итак, в 1909 году серьезные занятия музыкой прекращаются: «Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал врн из себя, как расстаются с самым драгоценным…»

В этом году, после окончания 5-ой Московской гимназии поступает на историко-филологический факультет Московского университета, серьезно увлекается философией. В 1912 году проводит семестр в Марбургском университете и даже получает предложение остаться для сдачи докторского экзамена.

Однако проездом в Италию в Марбурге остановились родственники. Любовь к одной из кузин, предложение, отказ. Потрясение.

Стихи буквально хлынули.

Понял: никакая не философия, а поэзия!

Первый сборник его стихов «Близнец в тучах» был создан в 1914 году.

Но успех пришел в 1917 году, когда был издан сборник «Сестра моя – жизнь».

После выхода первых стихов Пастернака упрекали в подражании символистам.

На Пастернак пересекался сразу с двумя течениями, символизмом и футуризмом.

В ряду первых учителей раннего Пастернака был А. Блок.

«С Блоком пришли и провели свою молодость я и часть моих сверстников. У Блока все, что создает великого поэта, – огонь, нежность, проникновение, свой образ мира, свой дар особого, все притворяющего прикосновения…»

а с русским футуризмом Пастернака сближало неприятие буржуазного старого мира. Но в отличие от других поэтов этого течения он не увлекался словотворчеством, хотя его поэзия дышала поиском и новизной.

В автобиографическом очерке Б. Пастернака находим: «Я очень любил раннюю лирику Маяковского… это было поэзия, мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь».

Мы видим, что Пастернак как и многие поэты начала ХХ века, испытывал влияние литературных группировок, но всегда ощущал себя внутренне свободным от групповой предвзятости.

В рамки жизни Пастернака вместились две революции (1905 и 1917 гг), три войны (первая мировая, гражданская и вторая мировая), годы сталинщины, хрущевской оттепели.

В 30-е годы поэт предпринял попытку принять участие в общественной жизни.

В 1932 году поездка с делегацией на Урал.

Ошеломлен увиденным: голод, нищета.

Не мог питаться в обкомовской столовой.

Прервал поездку, разгневавшись при виде продуктов, данных на дорогу.

В 1934 году полуопальный Бухарин в литературном докладе назвал Пастернака величайшим поэтом.

Такой факт. Франция. Конгресс писателей. В советской делегации нет Пастернака и Бабеля. Возмущение французских писателей.

Пастернака и Бабеля срочно доставляют в Париж.

В конце 30-х годов Пастернак уходит в переводы.

 

II.Что же становится предметом поэтических откровений раннего Пастернака? Чем живет, дышит его лирическое я?

Вечный и прекрасный мир природы, о котором когда-то сказал Ф.И. Тютчев:

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

«Его грудь заполнена природой до предела, – писала о Пастернаке Марина Цветаева, – кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул ее всю – и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает ее, но никогда не выдохнет».

Ранняя лирика Пастернака наполнена в буквальном смысле языческим преклонением перед природой. Слезы восторга и внутренний трепет – постоянные спутники его монологов.

Поэт не только слышит звуки природы, но и видит, как его вдохновитель – композитор Скрябин или, к слову сказать, Римский-Корсаков, обладавший так называемым «цветным слухом».

Вот почему стихи Пастернака наполнены цветом. Вся его лирика – своеобразный атлас цветов со множеством тонов, полутонов и оттенков.

Особенностью лирики Пастернака является и высокая ассоциативность мышления.

Вот первые строки стихотворения «Импровизация»:

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.

Попробуем выстроить ассоциативный ряд; музыкант у рояля – черные и белые клавиши – черный пруд – белые и черные лебеди – «Лебединое озеро» Чайковского – свет и тьма – добро и зло – жизнь и смерть.

Права М. Цветаева: «Пастернак неисчерпаем… Можно сказать, что Пастернака читатель пишет сам».

 

III.Давайте проведем анализ на лексическом уровне стихотворения «Светает» из сборника «Сестра моя – жизнь».

1) Чтение стихотворения «Ты в ветре…».

 

 

«Ты в ветре…»

Ты в ветре, веткой пробующем,

Не время ль птицам петь,

Намокшая воробышком

Сиреневая ветвь!

 

У капель – тяжесть запонок,

И сад слепит, как плес,

Обрызганный, закапанный

Мильоном синих слёз.

 

Моей тоскою вынянчен

И от тебя в шипах,

Он ожил ночью нынешней,

Забормотал, запах.

 

Всю ночь в окошко торкался,

И ставень дребезжал.

Вдруг дух сырой прогорклости

По платью пробежал.

 

Разбужен чудным перечнем

Тех прозвищ и времён

Обводит тень теперешний

Глазами анемон.

Ответить на вопросы письменно.

2) Анализ стихотворения

а) Какие цвета мы видим в первой строфе?

б) Но вот по саду пробегают первые лучи солнца (II строфа), и он загорается.

Как это показывает поэт?

Какой цвет здесь преобладает?

в) III и IV строфы – зарисовка ночного сада.

Какой здесь цвет?

Какой аккорд слышим?

 

IV.Кроме ассоциативности, для поэзии Пастернака характерны своеобразная поэтическая интонация, экспрессивность, эмоциональность.

И все-таки главным условием правильного прочтения лирики Пастернака является знание его философской модели «божьего мира», как он называл природу.

Понимая лучше других, какие трудности предстоят его будущим читателям, Пастернак, будучи уже зрелым поэтом, в одном из своих стихотворений («Когда разгуляется» 1956) изложил свою философскую концепцию, которой он придерживался на протяжении всей своей жизни.

1)Чтение стихотворения «Когда разгуляется».

 

«Когда разгуляется».

 

Большое озеро как блюдо.

За ним – скопленье облаков,

Нагромождённых белой грудой

Суровых горных ледников.

 

По мере смены освещенья

И лес меняет колорит.

То весь горит, то чёрной тенью

Насевшей копоти покрыт.

 

Когда в исходе дней дождливых

Меж туч проглянет синева,

Как небо празднично в прорывах,

Как торжества полна трава!

 

Стихает ветер, даль расчистив.

Разлито солнце по земле.

Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле.

 

В церковной росписи оконниц

Так в вечность смотрят изнутри

В мерцающих венцах бессонниц

Святые, схимники, цари.

 

Как будто внутренность собора –

Простор земли, и чрез окно

Далёкий отголосок хора

Мне слышать иногда дано.

 

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

Ответить письменно на вопросы.

а) I-IV строфы – развернутая картина природы.

Все в ней изменчиво, скоротечно и потому неповторимо.

б) Диалектика природы – первопричина ее совершенства. А что же первопричина бытия? Природы? Жизни на земле?

в) А теперь проследим, как на протяжении 16 строк стихотворения изменяется «колорит», переливаются, переходя один в другой, цвета.

г) V-VII строфы знакомят с архитектоникой храма (а не мастерской).

Что есть внутренность собора?

Как поэт определяет природу?

К чему готов поэт?

 

Прекрасной характеристикой поэтического феномена Пастернака могут служить слова его современницы, друга, поэтессы Анны Ахматовой.

Он награжден каким-то вечным действом,

Той щедростью и яркостью светил.

И вся земля была его наследством,

А он ее со всеми разделил.

Прочитаем стихотворение «Быть знаменитым некрасиво».

 

«Быть знаменитым некрасиво».

 

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

 

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

 

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.