|
|||
Обобщение. Выводы.
Урок литературы, 7 класс Тема урока: А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге
Ход урока 1. Стр. В этом году у вас опять состоялась встреча с великим русским поэтом, национальной гордостью России А.С. Пушкиным. А) Что особенно запомнилось из жизни и творчества А.С.Пушкина? Б) Перечислите знакомые вам произведения Пушкина по жанрам (учащиеся могут цитировать строчки из произведений): - стихотворения-… - поэмы-… -повести-… -романы-… -драмы-…
Изучение новой темы
А.С.Пушкин писал и повести, и стихотворения, и поэмы, такие как «Руслан и Людмила», и исторические произведения в стихах («Борис Годунов»), то есть талантлив был Пушкин во всех жанрах. Его волновала история нашей страны, её далёкое прошлое. В историческом прошлом поэт искал доказательства правоты своих взглядов на явления и события современной ему жизни. Сегодня вы познакомитесь с произведением А.С.Пушкина «Песней о Вещем Олеге», написанным на основе летописной легенды.
-Что такое летопись? (исток древнерусской литературы) -Когда стали появляться летописи? -Чем сейчас интересны летописи? Основной вид заглавия летописи в лучших её списках читается так: «Се повести временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начапервеекняжети и откуда русская земля стала есть» С самого начала русской летописи идут рассказы, которые трудно проверить, но уже при внимательном чтении их самих без сличения с какими – либо другими показаниями, становится ясным, что 2стр они сказочны, что они не отражают исторической действительности, а имеют литературное происхождение. Таких сказочных эпизодов до 11 века довольно много. Опираясь на летописные источники, Пушкин воссоздаёт эпоху княжения Олега в «Песне о Вещем Олеге» - Кто он, князь Олег? ( 1: В летописи под 882 годом рассказывается, как Олег со своими северными варягами, а также с их финскими и русскими союзниками спустился из Новгородской области к Горам Киевским по Днепру и остановился на стоянке у Киева, где тогда княжили варяги другого рода, другого племени – Аскольд и Дир. Скрывши своих воинов в лодках, Олег представился на стоянке, что он с товарищами – купцы, направляющиеся торговать в Грецию. Аскольд и Дир вышли к ним, а когда наступило удобное время, спрятанные воины выскочили, и Киев был взят.
2: Под 907 годом рассказывается о походе Олега на Константинополь. Когда Олег пришёл к «Цесарюгороду» с 2000 «кораблей», греки заперли (цепью) гавань и затворили городские ворота. Высадившись, Олег велел воинам вытащить корабли на берег. И войска его произвели сильное опустошение в окрестностях города. «…разбила многи палаты и церкви, пленников посекаху, мучаху, расстреляху, и инамнога зла творяху Русь Грекам, ели коже раткий творят». И велел Олег воинам своим «колёса изделати» и поставить на них корабли. Когда поднялся попутный ветер, паруса надулись, и корабли с поля пошли к городу. Видя это, Греки испугались и послали к Олегу со словами: не губи города, мы обяжемся тебе данью, какую захочешь. Олег остановил воинов, и греки вынесли ему съестные припасы и вино; но Олег не принял подношения, ибо оно было отравлено. Испугались Греки и сказали: - Нет, это не Олег, но святой Димитрий, посланный против нас богом.
(Следует пояснить, что христианский святой Димитрий был патроном города Салуня, греческого по управлению, но славянского по населению своей области.) Взяв с Греков дань «на 2000 кораблей, по 12 гривне на человек, а в корабли по 40 муж», Олег велел своим воинам готовиться к отплытию: -Нашейте для Руси «т.е. для варягов) паруса шелковые, а для Славян «крапиньны» ( из тонкого полотна). Так и сделали «И повеси щит свой в вратах, показал победу, и поиде от Цесарьграда». Когда надулись паруса, шёлковые у Славян и крапиньны у Славян, то ветер разодрал их. И сказали Славяне: - Возьмём мы свои толстины, не даются Славянам эти паруса. И пришёл Олег в Киев, принеся с собою золото и шёлковые ткани, и овощи, и вина, и всякие предметы роскоши («всякоузорочие»). И прозвали люди Олега «вещим», ибо были язычники и невежды: «И прозваша Олега вещим, бяхуболюдие погани и новегласи»
Вопрос : - Как вы думаете, почему Олега прозвали «вещим»? Одной из летописных новелл, относящихся к истории Олега, воспользовался А.С.Пушкин в балладе «Песнь о Вещем Олеге». Послушайте. . Однажды кудесник предсказал Олегу смерть от любимого коня. Олег разлучился с этим конём на веки. Прошёл с тех пор большой период времени, и Олег узнал, что конь сдох.Он отправился на то место, гдележали кости коня, наступил на череп коня и сказал с насмешкой: «От этого ли черепа мне назначена смерть?».В это время выскочила оттуда змея, ужалила его в ногу, и он скончался. Это опять несомненная легенда, которая исторической действительности не отображает, а повторяет выраженную былину. В Скандинавии пели об этом богатыре по имени Орвар - Одд, у которого был конь Факси. Сюжет этой песни тот же, что и в рассказе об Олеге, только из конского лба там выскакивает не змея, а ящерица. 3стр Пушкин любил и знал русскую историю, «предания веков». В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Но стихотворение не только об этом. В нём звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, и 4 стр созвучная древнему представлению вера в то, что поэты – провозвестники высшей воли. Эпизод о смерти князя Олега от своего коня, взятый из летописи, разрабатывался в думе К.Ф. Рылеева «Олег Вещий», в балладе Н.М. Языкова «Олег», в «Истории государства Российского» Карамзина. А как же А.С. Пушкин обратился к летописи, что его подтолкнуло? Пушкин, в 1820 году сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра тоже называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе и захотел о нём написать. Пушкина поразил этот эпизод летописи. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», - писал поэт Александру Бестужеву. 1 марта 1882 года Пушкин заканчивает работу над произведением.
4. Работа с текстом «Песнь о Вещем Олеге» -Вы прослушали легенды из древнерусской летописи о князе Олеге. Сегодня мы сравним их с балладой Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», найдём сходства и различия.
1) Знакомство с понятием:баллада «Песнь о Вещем Олеге» Пушкин написал в жанре баллада. - Что такое баллада? (Баллада - стихотворение, изображающее события фантастического или героического характера.Черты, характерные балладе: в балладах поэты часто обращались к историческому прошлому; таинственный, иногда фантастический ход событий, обилие средств художественной выразительности.) 2) В тексте баллады встречается большое количество устаревших слов, обратим на них внимание (слова выписаны на доске) Хазары – народ, живший некогда в южно – русских степях и нападавший на Древнюю Русь. Броня – одежда из металлических пластинок или колец. Перун – бог грома и молнии у древних славян. Сеча – сражение. Тризна – похоронный обряд у древних славян. 5 стр. Секира – боевой топорик с длинной рукоятью. И другие слова…
3) Чтение баллады учителем или подготовленным учеником. Найдите в «Песне» средства воссоздания эпохи княжения Олега.
- В чём сходство летописи с сюжетом стихотворения? - Чем летопись отличается от баллады? - Подумайте, с какой целью в стихотворении используются устаревшие слова, и как можно объяснить появление не соответствующих «седой старине» слов «обманчивый вал, дивная судьба, незримый хранитель»?
4) Выразительное чтение баллады учащимися Вопросы после прочтения: 1) Используя текст, ответьте на вопрос: Что поведал кудесник о жизни князя? 2) Как раскрываются отношения «могучего владыки и мудрого старца» в их диалоге? 3) Дайте характеристику героям баллады. ( Олег – добрый, уважает старших, вежливый. Трогательная любовь к коню. Щедрый – предлагает коня. – это положительные черты. Отрицательные черты: гордый, привык к власти, воинственный, жестокий («Сёла и нивы …обрёк он мечам и пожарам»). В разговоре с кудесником груб. Кудесник- бескорыстный, смелый, независимый.) 4) К кому в большей степени относится слово «вещий»? 5) На чьей стороне автор? (На стороне кудесника) 6) В 1822 году Пушкин находится в Южной ссылке. Почему поэт обращается к далёкой старине? Мало интересного давала современность? – История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни. Это страшные горькие уроки. Это решение труднейших проблем. - Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина? - Каким должно быть творчество? - Есть ли ответ в тексте? (в устах волхва: свобода, независимость, неподкупность) - Какова же главная мысль произведения?
6стр. 5) Особенностью содержания баллады является обилие средств художественной выразительности: эпитеты, олицетворение, сравнение, метафора – найдите в тексте. ( эпитет-царьградская броня; олицетворение- ковши кипят, годы таятся, дожди моют; сравнения- змея-лента; метафора- товарищ, слуга – к коню)
6. Чтобы более полно понять эту балладу, рассмотрим с иллюстрациями к балладе. ( Презентация). В 1899 году Россия широко отмечала столетие со дня рождения А.С.Пушкина. Юбилейная комиссия, созданная при Академии наук, готовила к выпуску трёхтомное собрание сочинений поэта, привлекая к его иллюстрированию лучших художников того времени. В.М.Васнецов сделал несколько рисунков к разным произведениям. Но самой значительной работой стала серия рисунков Васнецова к отдельному изданию «Песни о вещем Олеге» Пушкина. Уже первый акварельный опыт Васнецова, созданный по мотивам «Песни», заслужил высокую оценку знатоков. Учитель (рассказ сопровождается показом презентации): Взглянем на 1-й рисунок «Встреча с волхвом». Что характерно для кудесника? (Он в полотняной рубашке, на голове ободок; обереги, нож, пояс на бёдрах, обут в лапти, белый цвет – душевная чистота, неподкупность.) - Фигуры на рубахе означают следующее: круг – символ Солнца, ромб с точками внутри – символ плодородия, косой крест за ромбом – знак бога Перуна. - Во что одет князь? (В доспехи, плащ с застёжкой на правом плече, меч в богатых ножнах, одет в сапоги.) - Какой цвет присутствует на одежде князя? (Красный цвет – цвет богатства, высокого социального положения.) - На каком фоне изображён князь? (На фоне дружины, волхв – на фоне леса.) - Как встретил князь кудесника? Чтение диалога Олега с кудесником по ролям. 7стр. - 2-й рисунок «Прощание с конём». Найдите в тексте баллады эпитеты, характеризующие коня. (Ретивый, буйный, игривый, верный, одинокий.) - Что значит для князя конь? (Он его друг, соратник, от которого во многом зависит жизнь хозяина.) -У славян белые кони были символом бога Солнца, а также и Перуна. Значит, кони должны принадлежать только жрецам, кудесникам. О чём это говорит? Каким был князь? (Гордым властителем.) - 3-й рисунок «Олег у костей коня». - Ребята, взглянем на князя. Что нового появилось у Олега? (Подобие лаптей, сшитых из цельной кожи) - Как вы думаете, почему змея никто из ближайшего окружения князя не увидел?
- Последний рисунок «Тризна». Что вы видите на этом рисунке? -Посмотрите внимательно: на горе - молодая княжеская чета, внизу – старая дружина. (Это смена одних поколений другими.)
7. Обобщение. Выводы.
- Ребята, почему Пушкин назвал песнью своё произведение? - В чём смысл произведения? - Соотнесите эпиграф с «Песнью о вещем Олеге» А.С.Пушкина. - Что понравилось и запомнилось на уроке.
8. Домашнее задание – отрывок из баллады выучить наизусть.
|
|||
|