Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ БИОСФЕРНОГО ПОЛИГОНА У ГРАНИЦЫ ЗАПОВЕДНИКА «БАСТАК»



 

УДК 636

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ БИОСФЕРНОГО ПОЛИГОНА У ГРАНИЦЫ ЗАПОВЕДНИКА «БАСТАК»

А.А. Аверин

ФГБУ «Государственный заповедник «Бастак»», г. Биробиджан averinbird78@mail.ru

PROSPECTS FOR ESTABLISHING A BIOSPHERIC RANGE AT THE BORDER OF THE "BASTAK" RESERVE

A.A. Averin

State Nature Reserve "Bastak", Birobidzhan averinbird78@mail.ru

 

Резюме: в публикации представлен план по сохранению и улучшению биоразнообразия на территориях, прилегающих к заповеднику «Бастак» с целью дальнейшего распространения положительных результатов на всю территорию ООПТ ЕАО. Основным методом выступает проведение комплекса биотехнических работ по повышению численности, реинтродукции и интродукции 24 видов копытных (Euungulata) с целью формирования продуктивной экосистемы, способной справляться с отрицательной антропогенной нагрузкой в пределах охраняемой территории и обеспечить крупных хищных млекопитающих пищей (тигр, волк, медведи, рысь и др.) в пределах ООПТ.

Ключевые слова: биосферный полигон, заповедник «Бастак», реинтродукция, интродукция, копытные, Euungulata, африканская чума свиней, тигр.

 

В заповеднике «Бастак» с 2013 г. начался эксперимент по реинтродукции амурских тигров, за это время в заповеднике была выпущена одна самка, которая успешно вырастила тигрят из двух помётов. За пределами заповедника на территории ЕАО реинтродукция тигров до 2020 г. так же проходила успешно. Однако за последнее десятилетие в заповеднике «Бастак» и ЕАО наблюдается сокращение численности пищевых объектов тигра, в частности кабана, что ставит под вопрос успешность восстановления размножающейся группировки тигров в ЕАО и на прилегающих территориях левобережья Амура. Так общая численность млекопитающих по данным зимних маршрутных учётов (ЗМУ) с 2011 по 2020 гг. в заповеднике «Бастак» сократилась (рис. 1).

 

Рис. 1. Изменение общей численности млекопитающих в ходе проведения ЗМУ в заповеднике «Бастак», по годам

Падение общей численности большинства видов животных (15 видов сокращают свою численность из 20 наблюдаемых в ЗМУ видов) обусловлено целым рядом факторов:

1.      Распространение с 2019 г. африканской чумы свиней (АЧС) на всём юге ДВ России в диких популяциях кабана Sus scrofa, что привело к депрессии численности этого массового вида в 2020-2021 гг. Как следствие нестабильное состояние крупных травоядных (американский лось, изюбрь, сибирская косуля) и хищников (амурский тигр, волк, бурый и белогрудый медведи). Так как АЧС уже никуда не уйдёт из региона, то и депрессии численности кабана будут носить регулярный характер. В заповеднике «Бастак» численность кабанов упала с июля 2020 г по январь 2021 г. в 30 – 40 раз по данным ЗМУ и по данным фотоловушек сейчас осталось максимум 10 особей кабанов, при среднемноголетней численности 300 – 400 особей. Схожая ситуация по всей ЕАО и по всем другим регионам юга ДВФО РФ. До АЧС в ЕАО среднемноголетняя численность диких кабанов была около 6 тыс. особей при среднем отходе кабана за зиму в 53%. После АЧС в ЕАО дикого кабана осталось около 500 особей (сокращение кабана в 12 раз), данные на начало 2021 г.

2. Размножающаяся группировка диких амурских тигров в мире (Россия и КНР) насчитывает всего 580 – 600 особей (на начало 2020 г.). В ЕАО на сегодняшний день насчитывается от 15 до 20 особей тигров, данная группировка начала повторно формироваться только с 2006 г. на левобережной части Амура из диких тигров и реинтродуцированных из Приморского края. Сейчас на всей левобережной части р. Амур (2021 г.) обитает менее 35 особей тигров. Общая годовая потребность одного тигра не превышает 60 копытных, 35 кабанов,18-20 изюбрей и 10 особей других видов животных, то есть около 55 – 60 % добычи амурского тигра в регионе составляет дикий кабан. Нынешняя численность тигров на левобережной части Амура не способна самостоятельно поддерживать и возобновлять свою популяцию на такой большой территории без дополнительных мер охраны, биотехнии в отношении к уже имеющимся копытным (кабан, изюбрь, косуля, лось) и без разведения новых видов (пятнистый олень, дикая лошадь, бизон и др. виды), с целью стабилизации кормовой базы амурского тигра, с возможностью роста тигриной популяции минимум до 50 особей (необходимого минимума генетического предела воспроизводства популяции).

3. Бассейн Амура имеет самое большое в Северной Евразии (и одно из самых больших в Северном полушарии) видовое разнообразие хищных млекопитающих, но при этом отсутствует ряд крупных травоядных животных (вымерших в регионе в последние 50 лет – 14 тыс. лет), которые в прошлом полноценно использовали растительные ресурсы региона, сохранившего свой флористический состав с доледникового периода.

4. Низкое видовое разнообразие видов жертв (копытные) приводит к нестабильности всей экологической системы региона, даже если выпадает хоть один из этих видов (как пример – ситуация с диким кабаном при АЧС). Для всего бассейна Амура основным видом копытных на данный момент является косуля, для Приморского края к списку добавляется пятнистый олень, для горных районов всего региона изюбрь.

5. Ежегодные пожары, возникающие из-за наличия больших площадей, покрытых травой не потребляемых существующими ныне в регионе дикими и домашними копытными в том объёме, чтобы противодействовать весенним и осенним пожарам на лугах и водно-болотных угодьях. В отличие от леса, трава не рассматривается как экономический ресурс региона.

6. Экономическая убыточность животноводства на Дальнем Востоке России в нынешнем его виде.

7. Слабый контроль за деятельностью охотпользователей, высокая доля браконьерства во всём дальневосточном регионе, невысокая численность инспекторского состава, осуществляющая охрану природы.

8. В последние годы становиться всё труднее проводить ЗМУ в связи с отсутствием снежного покрова, что связано с общим потеплением климата в регионе.

В позднем плейстоцене и раннем голоцене в Среднем Приамурье (как и на большей территории от Европы до Северной Америки) на каждом квадратном километре пастбищ в среднем обитало по весу приблизительно 10 тонн млекопитающих, или 5 бизонов, 7 лошадей, 15 северных оленей, 1 взрослый мамонт, а ещё в меньшем количестве косули, овцебыки, благородные олени, носороги, снежные бараны, сайгаки, лоси, яки, 1-2 волка, росомахи, лисицы, грызуны и др. Возраст болот Среднеамурской низменности от 4 тысяч лет и меньше, до этого времени вместо болот на территории Среднеамурской низменности располагались обильно удобренные навозом луга с дубово-черноберёзово-маакиево-липовыми лесами и редколесьями в которых важную роль играли растения способные к азотфиксации (дикая соя, леспедеца, маакия, вика, ольха и др.). Мелколиственные и светлохвойные леса («деревья-пионеры») из ольхи, берёз, осин, ив, лиственниц и двухвойных сосен постоянно подъедались разнообразными видами копытных, из-за высокой скорости ежегодного роста и раннего возраста начала плодоношения (с 10-15 лет) эти виды древесных пород имели такое же широкое распространение, как и сейчас, но подавляющее число деревьев имело небольшой возраст и рост.

Крупные копытные региона (дикие лошади, бизоны, туры, дзерены, верблюды и др.), которые формировали эту продуктивную среду быстро поедая весь травяной слой на равнине (4-5 раз за год), исчезли из региона в период с 14 тыс. по 500 лет назад в результате деятельности древнего и средневекового человека (неконтролируемая охота, экстенсивное и малопродуктивное сельское хозяйство, луговые палы) и климатических факторов. В дальнейшем в силу сохранившегося высокого уровня осадков в регионе и отсутствия многих видов крупных копытных потребляющих в большом объёме луговые травы, поросль кустарников и молодую поросль деревьев, произошло заболачивание региона и из высокопродуктивных пастбищ район переродился в низко продуктивные болота, те виды копытных, что остались (сибирская косуля, изюбрь, лось, кабарга, кабан) не способны полноценно сформировать продуктивные пастбища при всё возрастающей антропогенной нагрузке. В естественной высокопродуктивной экосистеме прошлого (более 4 тыс. лет назад) косули, изюбри, лоси, кабаны только дополняли и помогали поддерживать уже существовавшую систему луговых сообществ сформированную крупными дикими травоядными (бизонами, лошадьми, турами и др.).

На короткий период во второй половине 20 века в ЕАО было 98 тысяч голов только домашнего крупного рогатого скота, что искусственно сформировало в регионе отдельные участки сходные с продуктивными угодьями тысячелетней давности, но за последние 30 лет шло неуклонное сокращение поголовья сельскохозяйственных животных в регионе и к началу 2019-го осталось около 7 тысяч, в 2021 г. ещё меньше. В советский период высокая численность домашнего скота поддерживалась исключительно государственными дотациями, сейчас так же не выгодно содержать большинство домашних копытных. Затраты на содержание сельскохозяйственных животных в регионе выше, чем стоимость производимой ими продукции. Поэтому несъёденные и не скошенные травы вокруг населённых пунктов и сельскохозяйственных земель, покрывающие все нераспаханные лугово-болотные участки Среднего Приамурья уже более 20 лет охвачены ежегодными пожарами с весны по осень. 

В мире активно развивается многоцелевое разведение охотничьих животных в вольерах, питомниках, парках, на ранчо, резерватах и т.д. На десятках тысяч охотничьих и сельскохозяйственных ферм поголовье диких копытных исчисляется миллионами голов по всему миру. Ресурсный потенциал этого типа хозяйства огромен, особенно в столь мало населённой и слабо освоенной территории ЕАО.

Учитывая, что главная тема XXIX Международного Конгресса биологов-охотоведов (2009 г.): «Охотничье хозяйство - один из важнейших инструментов сохранения животного мира» - можно констатировать, что тема паркового разведения диких копытных животных вполне соответствует данному утверждению и достойно развития особенно в пределах России где не используется 44% сельхозугодий, и 13,6 % территории являются землями ООПТ (федерального и регионального значения). Уже сейчас около 60 % территории всей страны — это земли перспективные для вольерного разведения диких видов копытных, где задача человека на первых этапах огородить небольшие площади в пределах выделенного под хозяйство участка, охранять первые маточные стада копытных, производить подкормку молодняка (сено, силос) и взрослых животных (минеральные добавки, соль), устройство водопоев, производить ветеринарный контроль, туризм. На втором этапе производить в ограниченном количестве добычу (отлов и отстрел) копытных и хищников для дальнейшей их продажи в другие хозяйства (живые животные - молодняк), на предприятия народного хозяйства (мясо, молоко, шкуры, шерсть, пух, рога, кости, кровь), осуществление туристической деятельности.

Важно подчеркнуть, что целями содержания и разведения диких копытных на огороженных и открытых территориях являются не только предоставление услуг населению, в связи с добыванием ими этих животных, но и сохранение их в природе, а также восстановление продуктивных экосистем, борьба с выбросами углекислого газа (CO2), метана (CH₄) и нитратов (NO3) в атмосферу.

Исходя из выше указанных факторов нами предлагается рассмотреть проект создания биосферного полигона у южной границы кластера «Центральный» заповедника «Бастак» с целью разведения разнообразных видов животных потребителей растительной биомассы (преимущественно потребление травы копытными) с целью создания максимально продуктивной территории с высокой численностью позвоночных животных как растительноядных, так и плотоядных.

Площадь проектируемого биосферного полигона (БФП) около 153 км2 (можно больше, так как вблизи есть ещё много неиспользуемых земель), из них площадь болот и лугов около 130 км2, лесов и редколесий около 20 км2, по периметру граница около 93 км. С севера и запада располагается заповедник «Бастак», с востока располагаются безлюдные не населённые территории (рис. 2).

Рис. 2. Предлагаемое место организации биосферного полигона, к северу от г. Биробиджана, между автотрассой Амур и ФГБУ «Государственный природный заповедник «Бастак»

Именно эта территория наиболее подходит для организации первого такого предприятия в ЕАО, так как здесь возможно организовать круглосуточную хорошую охрану пасущихся копытных, есть телефонная связь, интернет (возможность круглосуточного видео и фото мониторинга), близость к электрическим коммуникациям, дорогам (трассы «Амур» и Биробиджан-Кукан), расположение в водном треугольнике рек Ин-Бира - Глинянка – Ин), отсутствие крупных и ценных лесных массивов (территория дважды в год весной и осенью охвачена луговыми пожарами), рядом г. Биробиджан и трасса «Амур» (источник туристов и положительной экологической и природоохранной рекламы, потребитель продукции при использовании животных).

Первоначально при ввозе и начале разведения первых копытных в границы БФП, необходимо будет огородить около 5-6 км2, после роста численности площади огороженной территории будут увеличиваться, и в дальнейшем (через 45 – 50 лет) устанавливается двойной стационарный забор длиной более 100 км. с минерализованной полосой по периметру.

В границах биосферного полигона целесообразно заняться разведением следующих видов копытных: лесной бизон (Bison bison athabaskae), лошадь Прежевальского (Equus ferus przewalskii) или якутская лошадь (Equus ferus caballus), охотский северный олень (Rangifer tarandus phylarcus), лось американский (Alces americanus), изюбрь (Cervus canadensis xanthopygus), сибирская косуля (Capreolus pygargus), пятнистый олень (Cervus nippon), корейский водяной олень (Hydropotes inermis argyropus), олень Давида (Elaphurus davidianus), як домашний (Poephagus grunniens) как аналог вымершего байкальского яка, якутская корова или порода Туарус (Bos taurus) как аналоги вымершего тура (Bos taurus primigenius), двугорбый верблюд (Camelus bactrianus) как аналог вымершего верблюда Кноблоха (Camelus knoblochi), монгольский кулан (Equus hemionus hemionus), аргали Дарвина (Ovis ammon darwini), обыкновенная (степная) канна (Taurotragus oryx) как аналог вымершего Кяхтинского винторога (Spirocerus kiakhtensis), такин (Budorcas taxicolor) как аналог вымерших лесных овцебыков, сибирский горный козёл (Capra sibirica sibirica), монгольский дзерен (Procapra gutturosa gutturosa),  сайга (Saiga tatarica), азиатский буйвол кавказской породы (Bubalus arnee), кабан (Sus scrofa), белохвостый олень (Odocoileus virginianus), гуанако (Lama guanicoe) или лама (Lama glama), вилорог (Antilocapra americana) как потребитель большого числа ядовитых растений. Так же в приделах биосферного полигона целесообразно заняться интродукцией нелетающих птиц: африканского страуса (Struthio camelus) как аналога вымершего азиатского страуса (Struthio asiaticus), эму (Dromaius novaehollandiae) и дарвинова нанду (Rhea pennata). Таким образом общий список предлагаемых для разведения на территории биосферного полигона составляет 24 вида копытных и 3 вида птиц палеогнатов.

В нынешних социально-экономических условиях организовать столь масштабное и долгосрочное разведение диких копытных на территории ЕАО можно только с привлечением к данной работе ресурсов системы ООПТ, а так как в регионе наиболее многочисленные, квалифицированные кадры, инфраструктура и некоторый опыт есть только у заповедника «Бастак», то и подобную работу целесообразно организовать при его непосредственном руководстве и контроле. Исходя из общероссийского опыта реинтродукции и интродукции копытных, большинство успешных примеров было и есть именно в системе ООПТ РФ и др. стран (заповедники Остров Врангель, Таймырский, Кавказский, Керженский, Оренбургский, Приокско-Террасный, Окский, Плейстоценовый парк, Дикое поле, Полесский, Аскания-Нова и многие другие).

В дальнейшем для полноценного формирования продуктивных угодий в бассейне Амура необходимо восстановление видового состава не только растительноядных, но и крупных хищников.  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.