Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отчаяние в жизни христианина. Введение. Основная часть



Отчаяние в жизни христианина

(По книге Буньяна «Путешествие пилигрима», главе «Замок Сомнения и великан Отчаяние» и по книге Иова)

 

 

Введение

 

Что такое отчаяние? Это состояние крайней безнадежности. Наверное, каждый сталкивался в своей жизни с этим чувством. Отчаяние опасно. Оно лишает сил и желания бороться и искать выхода, искать решения проблемы. В состоянии отчаяния человек перестает ценить даже те вещи, которые раньше казались важными. Отчаяние часто доводит до трагедии, когда теряется смысл жизни. Это чувство усугубляется ощущениями покинутости, бессилия, беспомощности и ненужности. «Я никогда не буду счастлив. Поздно что-то менять. Никто не может мне помочь. У меня нет будущего».

Вы скажете, что только неверующий может испытать такое? О, посмотрите внимательно тексты Священного Писания! Отчаяние в определенные моменты своей жизни испытывали Давид 2Цар.18:33, пророки Иона 4:3,8 и Илия 3Цар.19:4, праведник Иов 7:16.

Почему те, кому даровано Богом так много, кого Бог назвал Своими детьми, кто по самому определению не может испытывать чувство безнадежности и оставленности, все же не лишены их? Что заставляет детей Божиих впадать в отчаяние?

 

 

Основная часть

 

Первый ответ, который приходит в голову – это обстоятельства. Да, обстоятельства могут возникнуть такие, что отчаяние кажется нормальной реакцией. Разве Иов не пример этому? В один день он потерял все, что имел. Он похоронил разом всех своих детей. Мало того, он столкнулся с несправедливыми обвинениями со стороны друзей, с непониманием близких. Какие чувства должен был испытывать Иов, слыша от жены: «Лучше умри! Зачем тебе жить?»

То же можно сказать и о Христианине в книге Буньяна «Путешествие пилигрима». Попав в плен к великану Отчаяние, в тюрьме, в голоде и жажде, терпя жестокие избиения, не имея возможности освободиться, что должен был испытывать Христианин?

 

В тяжелых обстоятельствах Иов и Христианин впали в отчаяние. Они не видели будущего. «Какой конец, чтобы длить мне жизнь мою?» Иов.6:11. Они не видели смысла жизни и желали смерти. «Даже могила мне кажется теплее этой тюрьмы» - говорит Христианин. (157). Иов вторит ему: «Душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели [сбережения] костей моих. Опротивела мне жизнь. Не вечно жить мне». Иов.7:15,16.

 

Как они оказались в таком положении?

Иов из-за ситуационного зла. Его постигло горе извне, обстоятельства, которые от него не зависели. Иов никак не мог узнать или предотвратить то горе, что случилось с ним. Смерть детей, потеря всего имущества, зло со стороны окружающих… Иов не был виновен в случившемся.

Другое дело – Христианин. Он страдал из-за морального зла. Он ослушался Своего Господина и сошел с Узкого пути, потому что тот казался ему слишком трудным. Христианин увидел тропку, которая обещала легкий и радостный путь в Небесный град. Грешное сердце подсказало ему приятный путь на Небеса. Это символизирует оставление оправдания Христом и расчет на свои заслуги. Христианин перестал смотреть на Христа и начал надеяться на себя, свое мнение, свои дела, свой опыт и т.д. «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти». Прит.14:12.

 

Итак, виноваты обстоятельства? Именно они заставляют детей Божиих впадать в отчаяние и терять надежду? Конечно, нет! Наберусь смелости утверждать: Нет, каковы бы не были обстоятельства!

Павел пишет во 2Кор.4:8 «мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся». Чем Павел отличается от Христианина и Иова? Почему он не отчаялся? Почему не отчаялся Уповающий, который испытывал все те же страдания вместе с Христианином?

 

К отчаянию приводят не обстоятельства, а недоверие Богу. Иов и Христианин усомнились в Боге, в Его благости и милости. Они увидели себя оставленными, одинокими и забытыми. «О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Но вот, я иду вперед - и нет Его, назад - и не нахожу Его». Иов.23:3,8.

Поэтому в книге Буньяна у великана Отчаяние была жена Недоверие. Именно по ее наущению действовал муж. Не сам Отчаяние решало напасть на пилигримов в Небесную страну, а Недоверие. Недоверие приказывало избивать их, Недоверие направляла Отчаяние внушать мысли о смерти, потерю надежды на спасение. Недоверие показывала примеры страшного будущего, которое, по ее словам, ждало пилигримов.

 

Недоверие – главный враг христиан, отчаяние – лишь следствие его. Именно недоверие заставляет верующих неверно толковать действия Божии и Его характер.

Каким видит Иов Бога? «Все одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного. Если этого поражает Он бичом вдруг, то пытке невинных посмеивается. Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает. Если не Он, то кто же?» Иов.9:22-24. Другими словами: Бог не благ. Бог смеется пытке невинных. Разве Бог таков? Страдание ослепило Иова, он оказался неспособным здраво мыслить и рассуждать. Он забыл о милости и благе Господа, которые столько лет испытывал на себе. Теперь Бог пугает его: «Поэтому я трепещу пред лицем Его; размышляю - и страшусь Его. Бог расслабил сердце мое, и Вседержитель устрашил меня». Иов.23:15,16.

 

Каков Бог? «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих». Пс.144:17.

Разве Бог забывает нас? «А Сион говорил: "оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня! "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях [Моих]»… Ис.49:14-16.

 

Как не поддаться отчаянию? Или как освободиться из его цепей?

Как освободился Христианин? Христианин вышел из замка Сомнения и сбежал от великана Отчаяния благодаря вере в Божьи обетования! Вера в обещания Бога – это ключ свободы от сомнений, отчаяния и недоверия. Это утверждал и апостол Павел: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». 1Кор.10:13. «Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь [близкой] смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит». 2Кор.1:9,10. Уверенность в Боге помогала Павлу преодолевать смертельную опасность и тяжелейшие обстоятельства. К этой уверенности в благости и силе Бога он призывал и верующих. В уверенности в Боге наша сила, наша победа!

 

Как освободился Иов? Он освободился от своего отчаяния посредством того, что увидел величие Бога. Он перестал смотреть на свои «отчаянные обстоятельства» и поднял взгляд на Бога, Сотворившего Небеса и все, что под ними. Иов понял, что он не покинут Богом. «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя». Иов.42:5. Эти слова Иов произнес, когда еще ни одно обстоятельство в его жизни не изменились! Он еще был покрыт гниющей кожей, нищий и оставленный всеми! Но его чувства и мысли изменились. Теперь не отчаяние, а благодарность и благоговение управляли им.

 

Только доверие Богу, Его обещаниям в Слове Божием, Его характеру защищает нас от отчаяния в любых обстоятельствах и выводит нас, освобождая от его цепких лап. Пс.33:9. «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него

 

Павел пишет в знаменитом и часто цитируемом отрывке из послания к Римлянам: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Рим.8:35-39.

 

Итог

Господь допускает нас до замка Сомнения и великана Отчаяния для того, чтобы мы убедились в своей немощи вне Его силы. Буньян пишет: «Всякий, по своему образу мыслей, по природной самонадеянности, по гордости, не допускающей нас смиренно принимать волю Божию, как она выражена в Слове Его, устраивает или воображает себе путь, идет по нему с упованием, но тщетно это упование, его встречает смерть… Рано или поздно, но замок Сомнения будет тюрьмой, а великан Отчаяние будет тюремщиком тех, кто пренебрегают праведностью, установленной Христом, рассчитывают на свои усилия удостоиться оправдания своими подвигами. Наш Бог есть Бог ревнитель. Он не желает, чтобы человек старался уменьшить славу Его и славу искупления Сына Его возлюбленного». (153-154)

Господь допускает до нас страдания, чтобы мы искали Его, искали близких отношений с Ним. «Но человек рождается на страдание, [как] искры, чтобы устремляться вверх». Иов.5:7. Бог ведет нас в пустыню, чтобы говорить с нами. Ос.2:14.

Что делать друзьям отчаявшегося верующего? Не уподобляйтесь друзьям Иова, усугублявшим его страдания обвинениями. Возьмите пример с Уповающего. Он, находясь в тех же обстоятельствах, что и Христианин, терпя тоже избиение, не только сам продолжал верить и надеяться, но и ободрял Христианина. Он не потерял самообладания и не впал в отчаяние. Но подкреплял страждущее сердце надеждой на Господа и Его милость. «К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю». Иов.6:14

 

P.S. В уроке приведены цитаты из книги Джона Буньяна Путешествие пилигрима в небесную страну: Одесса: Христианское просвещение, (испр.), 2005.-368с.-илл. (3-е изд. – 2009). В рамках обучения в институте душепопечения Coram Deo. Составлено Юлией Газизуллиной.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.