Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Региональный заочный конкурс исторического эссе для школьников



 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

институт дополнительного образования факультет довузовской подготовки и дополнительного образования

 

 

Региональный заочный конкурс исторического эссе для школьников

«Омск для фронта, для Победы!»

Направление: Театральный Омск военного времени

Омск. Война. Театр

 

 

Выполнила Осинцева Кристина Анатольевна,

ученица 10 класса

МБОУ «Аполлоновская СОШ» Исилькульского района.

Руководитель: Манина Римма Ивановна,

учитель русского языка и литературы

 

2020 г.

Омск. Война. Театр

 

Репетиции, грим, костюмы… В театре светло, тепло, уютно. Люстры, ковры, портреты актеров, сама атмосфера — все напоминало о недавней мирной жизни. Но это было не мирное время, а война. И хотя залпы орудий никогда не слышны были в нашем городе, здесь, в Омске, как и по всей стране, на фронте и в тылу, ковалась Победа. Не последнюю роль сыграл в этом театр, его огромное влияние на ум и души людей.

22 июня по радио прозвучали слова В. М. Молотова о том, что фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Нужны были мужество, собранность, чтобы достойно выполнить свой долг.

Как и везде в тылу, омичи стали жить совсем иначе. Появились продовольственные карточки, очереди, нехватка одежды, жилья. Но культурная жизнь не прекращалась, несмотря ни на что.

В Омске в начале войны работало 4 местных  театра: ТЮЗ, театр «Арлекин», кукольный театр и Омский академический театр драмы - а также эвакуированные театры, для которых Омск стал вторым домом.

Уже 23 июня 1941 года группа молодых актёров омского ТЮЗа из тех, кто не ушёл на фронт, активно включилась в агитационную деятельность, выступала в военных частях, а позднее представления давались в больницах и госпиталях. Для выступлений создана литературно-музыкальная композиция «Дан приказ ему на запад» и ряд патриотических спектаклей.  

В 1941-42 гг. на сцене ТЮЗа великий русский актер и режиссер Н.П.Охлопков, находившийся в Омске в эвакуации, поставил спектакли «Осада мельницы» по пьесе Э. Золя и «Тимур и его команда» по повести А. Гайдара.

В 1944 году на сцене Омского ТЮЗа дебютировала К.Барковская, впоследствиии - Заслуженная артистка РФ. Среди первых актеров театра был В. Я. Дворжецкий.  

Во время Великой Отечественной войны не прекращал свою работу омский театр «Арлекин». В эти трудные годы театр ставил спектакль «Золотой петушок», который восторженно принимался зрителями. Режиссёр М. Иловайский использовал музыкальные способности актёров. Репертуар театра «Арлекин» в годы войны насчитывал около десяти спектаклей, в их разработке помогали артисты омского Драматического театра.

Омский Драматический театр в 1941 году возглавила Лина Самборская, художественный руководитель, блистательная актриса и прекрасный организатор, и Николай Шевелев, главный режиссер. С августа 1941 по май 1945 года омской труппой было показано 30 премьер.

Омский театр этого времени — театр самобытных актеров. В нем работают Л.Н. Колобов, М.Н. Потоцкий, Н.Н. Колесников, П.С. Некрасов, Т.И. Найденова, М.М. Иловайский - так много актеров самых разных поколений, замеченных, оцененных омичами...

Актёрам и режиссёрам хотелось глубоко и мощно показать народ, идущий в бой за правое дело. Но драматурги еще не успели отозваться на события, и первым спектаклем военного времени стал «Разлом» Б. Лавренева. История Страны Советов, переломные моменты в жизни Русского государства давали возможность сказать о современных проблемах.

Когда омичи смотрели «Фландрию» В. Сарду, их волновала не мелодраматическая интрига, а то, что и в другую эпоху люди иной национальности тоже боролись за свою независимость, достоинство и честь.

На спектакле «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева образ Кутузова в исполнении А.С.Суханова воспринимался как обобщенный портрет русского полководца, до конца преданного Родине. За первые полтора месяца при переполненном зале зрители посмотрели этот спектакль 39 раз.

Остро, современно звучал и спектакль «Давным-давно» А.Гладкова, где пела куплеты, переодевалась в мундир корнета Шура Азарова (О.В. Пенчковская), девушка, идущая на войну 1812 года.

О чувстве долга и патриотизме рассказывалось в спектакле «Парень из нашего города» К.Симонова, герой которого окончил танковую школу в Омске, воевал в Испании.

Только в 1942 году появился спектакль, самый ожидаемый, самый значительный - «Нашествие» Л.Леонова. В нем была неприкрашенная суровая правда о военном лихолетье, о подвиге русских людей в годы испытаний. Спектакль поставил с омскими артистами режиссер Московского театра имени Евг. Вахтангова Б.Захава, в то время заслуженный деятель искусств РСФСР.

Московский театр им. Евг.Вахтангова под руководством Рубена Симонова был эвакуирован в Омск в 1941 году. Вахтанговцы и часть студентов театрального училища имени Б.Щукина работали в одном здании с омским коллективом с ноября 1941 по август 1943 года. Выпускники Щукинского училища 1942 года восстановили и завершили выпускные спектакли: "Ночь ошибок" и "Поздняя любовь". Оба спектакля неоднократно и с большим успехом исполнялись в различных клубах Омска. Из числа окончивших училище особенно ярко проявили себя В. И. Васильева, В. А. Игнатьева.

29 ноября 1941 г. свой очередной сезон театр имени Евг. Вахтангова открыл комедией В.Шекспира «Много шума из ничего» в постановке И.Рапопорта. В спектакле играли Ц.Мансурова, Р.Симонов, А.Абрикосов, М.Державин, Б.Шухмин, В.Кольцов и другие.

Омская и московская труппы чередовали свои спектакли на сцене театра: 4 дня в неделю играли вахтанговцы, 3 - омичи. Часто спектакли показывали несколько раз в день: в 10 утра, 2.30 дня, 8 вечера и в 12 или в 12.30 ночи. Билеты стоили дешевле, чем спички. В войну в театр ходили даже те, кто раньше совсем не интересовался искусством.

Артисты сцены были убеждены, что независимо от того, какая репетируется пьеса, самоотверженный труд на театральных подмостках – это тоже труд, который приближает Победу. Время требовало новых спектаклей, которые бы поднимали дух, заряжали верой в непобедимость людей, вставших на защиту правого дела.

Первой новой постановкой, осуществленной вахтанговцами в эвакуации, был спектакль о гражданской войне «Олеко Дундич», главный герой которого стал легендарным символом стойкости. Спектакль «Русские люди» будил у зрителей гордость за свою Родину, за свой народ.  Далее была пьеса «Фронт» А.Корнейчука, проникнутая патриотизмом. 

Таким образом, театр последовательно выполнял взятую на себя миссию работать на общее дело Победы своим искусством. Главное, что привезли вахтанговцы – общая высокая театральная культура, большая требовательность к себе во всем, даже в мелочах, постоянный поиск новых форм без «штампа».

Некоторые названия пьес у двух театров совпадали, но омичи со временем перестали их сравнивать и ходили на них как на разные спектакли. Влияние вахтанговцев на омский коллектив было тонким, но оно дало свои результаты в работе актеров и режиссеров. Такое тесное содружество и сотрудничество оказало большое влияние на омскую труппу, на дальнейшее развитие и становление театра.

За 22 месяца в сибирском городе вахтанговцы сыграли 628 спектаклей (из них 170 – выездных). В Омске произошло полное обновление репертуара, здесь театр творчески вырос и обогатил свое мастерство.

В 1944-м в театр пришел юный М. Ульянов, который приехал из родной Тары и поступил в театральную студию при театре на курс актера и режиссера М.Иловайского. Студентом он сыграл свои первые роли на омской сцене.

Совместно омские актеры и вахтанговцы организовали театр миниатюр, и 7 февраля 1942 г. состоялась премьера его первой программы «Будильник», среди авторов которой был и поэт Леонид Мартынов.

В 1943-1944 годы, когда вахтанговцы вернулись в Москву, Омский Драматический театр обратился к классическим постановкам: «Дядя Ваня» Чехова, «Без вины виноватые», «Волки и овцы» Островского, «Ревизор» Гоголя. Постановка Шевелева «Ревизор» имела грандиозный успех. Коллектив во главе с режиссером старался прочесть комедию «свежо», бережное обращение к тексту только обогатило палитру игры исполнителей.

В годы войны Омск принял также Сталинградский театр музыкальной комедии. Зрелищность, яркая игра актёров привлекали зрителей на спектакли сталинградцев. Большой популярностью у зрителей пользовались такие спектакли, как «Свадьба в Малиновке», «Соловьиный сад», «Взаимная любовь», «Раскинулось море широко» по тексту Вс. Вишневского. Казалось бы, «когда пушки стреляют, музы молчат», но этого не случилось в Омске.

В те годы человеку было нужно, чтобы его что-то радовало, вносило оптимизм. Он приходил в театр, смотрел оперетту, яркую, задорную, погружался в сюжет, музыку. В Омске любили труппу сталинградского театра. Изумлял сибиряков балет, искусство тонкого, высокого класса. В Омске танцевали С. Магицкая, А. Мозгин, А. Соколова, В. Перкович, В. Тулупова.

Сведения о творческой жизни омского Театра кукол, работавшего в годы Великой Отечественной войны в Омске, очень скупые, но говорят об активной деятельности театра военного периода.

На сцене Театра кукол ставили в основном веселые комедии и водевили: «Очарованная сабля» Л. Браусевича, в постановке режиссера М. Иловайского (1941 год), «Сказки о Петрушке», режиссера Л. Готлиба, «Гусенок» по пьесе Н. Гернета, режиссера Н. Висловской (1942 год), «Волшебная калоша» Г. Матвеева в постановке Л. Готлиба (1943 год) и др.

Кроме работы в театре актёры встречали поезда с ранеными, навещали раненых в Омских госпиталях. Добросовестно и искусно работали они для общего дела и давали хороший отдых и развлечение. Тяжелораненые просили «посмешнее»: шутка, юмор приносили им больше пользы.

Летом 1943 года в город Тару на гастроли прибыл из Салехарда драматический театр «Крайнего Севера», труппа которого состояла в основном из артистов эвакуированного Львовского театра музыкальной комедии им.М.Заньковецкой. Театр посещал со спектаклями  Омск.

Сибиряки увидели классические взрослые постановки и детские спектакли. Главным режиссёром театра был Е.Просветов, талантливый и удивительно чуткий человек, который ставил пьесы, используя потенциал прекрасно поющих артистов, поставив несколько музыкальных комедий.

На гастролях в Омске был и Московский  цыганский театр «Ромэн». Сила «Ромэна» была не в политической «правильности», не в драматургии, даже не в актёрской игре. Публика мечтала насладиться задушевными мелодиями, увидеть огненную таборную пляску, соприкоснуться с кочевой романтикой. Это тоже вдохновляло зрителей на трудовые и боевые подвиги.

  Такой насыщенной и глубоко патриотичной была театральная жизнь нашего города во время Великой Отечественной войны.

Наступила весна 2020… В театре светло, тепло, уютно, как и тогда, в годы суровых испытаний. Стены театра хранят воспоминания о прошедших, порой невыразимо тяжёлых годах, являющихся частью его истории. И как вчера, позавчера и много-много вечеров раньше сюда приходят те, кому необходим ТЕАТР.

P.S. Я никогда не писала стихи и не являюсь поклонницей поэзии, но тема Театральный Омск военного времени настолько увлекла и поразила меня, что сами собой сложились строчки:


Где-то рвутся снаряды, продолжается бой,

Враг бесчинства несёт, разорение,

А в омском театре юный актёр

О любви читал с вдохновением.

 

Где-то враг вероломно, человечность забыв,

Мир поставить хотел на колени,

А на омских афишах вновь читают призыв

Приходить на спектакли человечества

                                                           гениев.


Здесь, в глубоком тылу,  ни покоя, ни сна,

Поражения страх омской сцене неведом.

Здесь силе искусства - бессмертье цена. 

ОМСК В СТРОЮ ПРИБЛИЖАВШИХ ПОБЕДУ.

 

Интернет-источники:

 

  1. Бессонов Н. «Цыганская трагедия. 1941-1945. Том 2. Вооружённый отпор». Санкт-Петербург, 2010. Глава «Мир искусства». С. 214-217 . [Электронный ресурс]

 http://svenko.net/history/artists_war.htm  Дата обращения 27.02. 2020

  1. Захава Б. «Мастерство актера и режиссера». [Электронный ресурс]

https://itexts.net/avtor-boris-evgenevich-zahava/134088-masterstvo-aktera-i-rezhissera-boris-zahava/read/page-29.html  Дата обращения 11.03. 2020

  1. Из истории первого омского театра. Часть 3 [Электронный ресурс]

http://nashomsk55.ru/odr/459-front Дата обращения 04.03. 2020

  1. Корнеева Н. Спасти для Победы. Как Омск стал вторым домом для эвакуированных

 театров. Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. АиФ в Омске №25 19/06/2019 [Электронный ресурс] Дата обращения 11.03. 2020

https://omsk.aif.ru/culture/spasti_dlya_pobedy_kak_omsk_stal_vtorym_domom_dlya_evakuirovannyh_teatrov

  1. Омская земля. Общественный проект. Театр боевых действий [Электронный ресурс]

http://omsk.land/culture/teatr-boevyh-dejstvij/ . Дата обращения  11.03. 2020

  1. Омский Государственный академический театр драмы [сайт] // О театре. История. 1941-1945. Театр в годы войны. Дата обращения 01.03. 2020

https://omskdrama.ru/theater/history/  

  1. Омский Государственный театр «Арлекин» [сайт] // Акция "Память Победы" Дата

обращения 04.03. 2020

https://www.arlekin-omsk.ru/news/akciya-pamyat-pobedy

  1. Омский театр для детей и молодёжи. Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс] Дата обращения 27.02. 2020

https://ru.wikipedia.org/wiki/Омский_театр_для_детей_и_молодёжи    

  1. Театральные музеи и архивы русского зарубежья. Омский Государственный академический театр драмы. [сайт]  Дата обращения 04.03. 2020

http://theatre-museum.ru/object/18012 

  1.  Театральный институт имени Щукина. [сайт] Архив. Дата обращения 27.02. 2020

 http://www.htvs.ru/arxiv/galereya-vyipusknikov/40-e-godyi.html

  1. Энциклопедия города Омска: в 3 т. / под ред. Г. А. Павлова, Л. В. Новоселовой, С. Г. Сизова. – Омск: Издат. дом «ЛЕО». 2009 – . Омск в годы Великой Отечественной войны: том 2, стр. 189  [Электронный ресурс] Дата обращения 27.02. 2020

http://www.admomsk.ru/c/document_library/get_file?p_l_id=284493&folderId=284129&name=DLFE-10668.pdf



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.