Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Громко – тихо. Быстро – медленно.



Тема: Громко – тихо. Быстро – медленно.

Цель:
– познакомить детей с тем, как изменяется громкость речи в зависимости от ситуации или от содержания высказывания;

– дать детям представление о темпе речи;

– формируем умение говорить не только правильно, но и свободно, с учётом ситуации общения.

 

Ход:

– Представьте ситуацию: девочка заблудилась в лесу. Как она должна звать на помощь? Громко или тихо? В такой ситуации нужно даже кричать, чтобы тебя услышали?


– А теперь спортивные соревнования. Как болельщики подбадривают любимого спортсмена?

– Если вы – азартные болельщики, ваша поддержка поможет победить спортсмену.

– Как говорит актёр, чтобы его услышали в последнем ряду?

– Какие ситуации мы сейчас рассмотрели?

– Как должен говорить человек в этих ситуациях?


2. – А если зрителю хочется взглянуть в программку, как он попросит её у соседа?

– Актёр должен говорить громко, а зритель – тихо, шёпотом.

– Посмотрите на картинку внизу. Что делает мама? (Мама укладывает ребёнка спать.)

– Как она ему поёт песенку? Каким голосом она поёт – громким или тихим?

– Конечно, колыбельные песни поются тихо, нежно, располагая ко сну.

– Какие ситуации рассмотрели сейчас?

– Как нужно говорить в этих ситуациях?

– От чего же зависит громкость голоса во время общения? (Зависит от ситуации общения, именно она определяет силу голоса, с которой мы говорим в данный момент.)

– О какой особенности речи сейчас говорили?


3. Анализ художественных произведений с точки зрения громкости чтения.

Звучат три стихотворения с различной степенью громкости: громко, нормально, тихо. Учитель может записать стихотворения на магнитофон или заранее подготовить для чтения трёх учеников.


Ночь. Уснули улицы. 1-4сл.

Тише, туча, тише,

Гулкие дождинки

Не роняй на крыши.

Сны приходят к детям,

Фонари зажглись.

Тише, тише, ветер,

В окна не стучись.

(А. Яхнин.)


ОСЕННИЕ СТИХИ

В лесу такая тишина,

Как будто лес пустой.

Чтоб тишина была слышна,

Тихонечко постой.

(А. Кондратьев.)


СЛОНИХА

Стало тихо, тихо, тихо.

Спит в углу моя слониха.

Двое маленьких слонят

Спать давным-давно хотят.

(А. Барто.)


– В этих стихотворениях говорится о тишине. Как надо было прочитать их? Почему вы так считаете? Объясните.

– Чтобы передать ощущение тишины, чтобы услышать тишину, следует читать стихотворения тихим, спокойным голосом.

А на стадионе можно вести себя и так.


3. – Какая речь воспринимается лучше: быстрая или медленная?

– Когда мы говорим быстро?

– Когда медленно?

– Когда в нормальном темпе? (Речь можно по скорости её произнесения сравнить с медленно ползущей черепахой, с идущим человеком, с быстро движущимся автомобилем.)

– С какой скоростью или темпом должен говорить человек?

– О какой особенности речи сейчас говорили?


– Когда человек объясняет что-то, он всегда замедляет темп, чтобы его лучше поняли, медленнее произносит слова, на которые следует обратить внимание.

– В каких ещё случаях следует говорить медленнее обычного?

– Учитель медленно диктует диктант. Загадывая загадку, мы также замедляем темп речи, чтобы все её поняли. Разговаривая с маленьким ребёнком, мы тоже не торопимся и т.д.

– А вот другая ситуация. Случилась беда – загорелся кошкин дом.

– В каком темпе вы будете рассказывать, как друзья помогали тушить пожар?

– В данном случае нужно говорить быстрее обычного, чтобы быстрым темпом передать, как все торопились, бежали, поэтому и удалось погасить огонь.


Итак ребята, давайте подведем итог, в каких ситуациях нам необходимо говорить громко? У нас всегда получается говорить громко, когда это нужно? А когда мы можем говорить тихо? Теперь вы запомнили, как нужно говорить в разных ситуациях, не забывайте об этом! Помните, что нужно уметь говорить правильно, подстраиваться под ситуацию и место, в котором вы находитесь.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.