|
|||
Тема: Громко – тихо. Быстро – медленно.Тема: Громко – тихо. Быстро – медленно. Цель: – дать детям представление о темпе речи; – формируем умение говорить не только правильно, но и свободно, с учётом ситуации общения.
Ход: – Представьте ситуацию: девочка заблудилась в лесу. Как она должна звать на помощь? Громко или тихо? В такой ситуации нужно даже кричать, чтобы тебя услышали?
– Если вы – азартные болельщики, ваша поддержка поможет победить спортсмену. – Как говорит актёр, чтобы его услышали в последнем ряду? – Какие ситуации мы сейчас рассмотрели? – Как должен говорить человек в этих ситуациях?
– Актёр должен говорить громко, а зритель – тихо, шёпотом. – Посмотрите на картинку внизу. Что делает мама? (Мама укладывает ребёнка спать.) – Как она ему поёт песенку? Каким голосом она поёт – громким или тихим? – Конечно, колыбельные песни поются тихо, нежно, располагая ко сну. – Какие ситуации рассмотрели сейчас? – Как нужно говорить в этих ситуациях? – От чего же зависит громкость голоса во время общения? (Зависит от ситуации общения, именно она определяет силу голоса, с которой мы говорим в данный момент.) – О какой особенности речи сейчас говорили?
Звучат три стихотворения с различной степенью громкости: громко, нормально, тихо. Учитель может записать стихотворения на магнитофон или заранее подготовить для чтения трёх учеников.
Тише, туча, тише, Гулкие дождинки Не роняй на крыши. Сны приходят к детям, Фонари зажглись. Тише, тише, ветер, В окна не стучись. (А. Яхнин.)
В лесу такая тишина, Как будто лес пустой. Чтоб тишина была слышна, Тихонечко постой. (А. Кондратьев.)
Стало тихо, тихо, тихо. Спит в углу моя слониха. Двое маленьких слонят Спать давным-давно хотят. (А. Барто.)
– Чтобы передать ощущение тишины, чтобы услышать тишину, следует читать стихотворения тихим, спокойным голосом. А на стадионе можно вести себя и так.
– Когда мы говорим быстро? – Когда медленно? – Когда в нормальном темпе? (Речь можно по скорости её произнесения сравнить с медленно ползущей черепахой, с идущим человеком, с быстро движущимся автомобилем.) – С какой скоростью или темпом должен говорить человек? – О какой особенности речи сейчас говорили?
– В каких ещё случаях следует говорить медленнее обычного? – Учитель медленно диктует диктант. Загадывая загадку, мы также замедляем темп речи, чтобы все её поняли. Разговаривая с маленьким ребёнком, мы тоже не торопимся и т.д. – А вот другая ситуация. Случилась беда – загорелся кошкин дом. – В каком темпе вы будете рассказывать, как друзья помогали тушить пожар? – В данном случае нужно говорить быстрее обычного, чтобы быстрым темпом передать, как все торопились, бежали, поэтому и удалось погасить огонь.
|
|||
|