Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные пропорции



 

Памятники в мире и Уфе

Храм Геры на о. Самосе

Самосский храм пережил несколько строительных этапов. Сначала узкое прямоугольное здание со входом на восточной стороне заменило собой древнее культовое место – статую божества, выставленную под навесом в огороженном дворе, в VII в. до н.э. храм был дополнен портиком с двойным рядом колонн, с двумя колоннами по входу. Внутри входящему открывалось большое цельное пространство – если не считать, что из боковых стен интерьера выдвигалось по шесть полуколонн, деливших пространство на ряд компартиментов. Около 650 ᴦ. до н.э. самосский архитектор Ройк перестроил храм, сделав его более монументальным и пышным. Он стал короче и шире, утратив древнюю вытянутость, у него появились три нефа, а восточный вход был оформлен богатым, также трехнефным портиком, очень глубоким, уставленным пятью парами колонн, - его площадь составляла почти половину целлы. Статуя божества находилась предположительно между колоннами левого ряда. Сам наос перестал быть линейным, у него появился центр в виде культовой статуи, которую теперь так или иначе можно было обходить вокруг, и это становилось целью для паломников, поскольку длина наоса сильно сокращалась. Путь же частично переносился в глубокий портик. Тем самым входной портик и собственно храм разделили между собой функцию старого наоса: в первом осуществлялся путь бога, во втором – переход.

В VI в. до н.э. храм Геры, очевидно сгоревший при пожаре, был снова построен самосским тираном Поликратом. Теперь это был роскошный диптер, типичный со времен архаики для Ионии храм с двойным рядом наружных колонн. Известно, что в нем сохранялось старое несоответствие торцов: на восточном стояло восемь колонн, на западном десять.

Храм Артемиды в Эфесе

Храм располагался на ступенчатом возвышении и представлял собой прямоугольник длиной 110 м, шириной в 55 м. Со всех сторон он был окружен двойным рядом стройных мраморных колонн. Они были украшены волютами и каменными цветами. Высота их достигала 18 м, а диаметр – от 1 до 1,6 м. Диаметр колонн внутреннего ряда был приблизительно в 1,2 раза меньше диаметра колонн наружного ряда.

 

 

Фасады храма украшали два ряда по 8 колонн в каждом. Боковую коллонаду образовывали два ряда по 20 колонн в каждом. Храм был построен из кирпича и облицован полированными мраморными плитами.

В главном зале, за статуей Богини, богато украшенной драгоценностями, стояла еще одна колонна. Как утверждал Плиний Старший, всего было 127 колонн. Базы 26 колонн (из 127) украшали двухметровые барельефы. Фронтон же храма украшала скульптурная композиция.

 

 

А над его вершиной, которая находилась на высоте 25 м от земли, возвышалась выполненная из мрамора, скульптурная группа. В ней Артемида была изображена с луком и ланью в окружении нимф.

 

Храм заканчивался двускатной крышей, покрытой мраморными плитами. По ее углам стояли четыре огромных, мраморных быка.

 

Храм Ники Аптерос

В юго-западной части Акрополя, справа от Пропилей, находится небольшой изящный храм, выстроенный в ионическом стиле. Это храм Афины-Победительницы, первое ионическое здание в Афинах. Более известное название этого святилища – храм Ники Аптерос, Ники Бескрылой.

Храм Ники представляет собой амфипростиль – тип здания с двумя фасадами. Каждый фасад украшен четырьмя колоннами ионического ордера. Всё здание стоит на трёхступенчатом основании.

Хотя колоннада храма в целом выполнена в ионическом стиле, который считался женственным, Калликрат несколько изменил пропорции колонн, приблизив их к воинственному дорическому типу, напомнив тем самым о характере Афины-воительницы. Строгие черты дорического стиля позволили архитектору достигнуть примечательной гармонии с обрамлённым колоннами входом в Акрополь, Пропилеями, над которыми расположен храм Ники Аптерос.

На трёх сторонах фриза храма были расположены рельефные изображения сражений греков с персами, на четвёртой – собрание богов Олимпа, наблюдающее за битвой. В центре «олимпийской» части фриза — Афина и Зевс. Статуя Афины была установлена и в самом храме. Богиня была представлена достаточно необычно – с шлемом в одной руке и плодом граната – в другой.

Перед храмом со стороны Акрополя был установлен алтарь, который утверждался единым проектом со святилищем, а вся храмовая площадка была ограждена балюстрадой, состоявшей из мраморных плит с изображениями крылатой Ники.

Храм Эрхтейон

Эрехтейон - выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421-406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.

Эрехтейон имеет необычную асимметричную планировку, вызванную значительным перепадом высоты почвы под ним, а также многообразием реликвий, хранившихся в нём. Он имел два входа, с севера и востока, которые были оформлены ионическими портиками.

 

Восточная часть Эрехтейона, находящаяся выше, была посвящена Афине Полиаде. Именно здесь хранилось деревянное изображение богини, которому ежегодно подносили новый пеплос. Портик этой целлы имеет шесть колонн.

Западная часть храма была посвящена Посейдону и Эрехтею. На южной стороне храма находится знаменитый Портик кариатид, названный так по шести статуям, поддерживающим архитрав. Статуи изготовлены из пентеликонского мрамора. Все они сегодня заменены на копии.

Храм Аполлона в Бассах

Руины древнего храма возвышаются на склоне горы Котилион на высоте 1130 м над уровнем моря на территории современной Мессении (полуостров Пелопоннес) неподалеку от деревушки Склирос и к северо-востоку от Фигалии.

Храм выполнен из прекрасного голубовато-серого мраморовидного известняка и представляет собой дорический периптер. По своей внешней архитектуре храм мало чем отличается от установившегося типа дорического периптера середины V века до н. э. Отсутствие курватур и энтазиса, строгая вертикальность всех колонн, а также антов пронаоса и описфодома, характерная обработка швов кладки —все это подчеркивало элементы регулярности во внешней архитектуре храма. Эта строгая, почти суховатая архитектура храма воплощала образ, полный внутренней собранности и энергической силы. Такой характер архитектуры определялся прежде всего пропорциями ордера, особенности которого уясняются при сопоставлении его с ордером Парфенона. Несмотря на их большое сходство, различия все же очень существенны: колонны фигалийского храма — приземистей; антаблемент и капители — больше по отношению к высоте колонны, чем в Парфеноне; сухой контур эхина круто поднимается вверх, к более высокому абаку; пропорции ордера обусловливают масштабную выразительность этого небольшого, в сущности, сооружения и приводят к тому, что оно зрительно не подавляется окружающей горной природой.

       Высокие симы, увенчивавшие фронтоны, были выполнены из мрамора и украшены прекрасной орнаментальной порезкой. Благодаря скупому применению декора резные симы приобретали особое значение и обогащали весь строгий облик храма. Такую же роль играли и выполненные из мрамора замечательные кессонные потолки пронаоса и мраморная кровля храма. Но помимо этого во внешней архитектуре храма не было каких-либо указаний на совершенно необычное решение его ионического интерьера.

 

 

 


Храм Афины в Приене

       Значительно более скромный по размерам храм Афины в Приене был построен до 334 года, как это видно из посвятительной надписи Александра Македонского, сохранившейся на южном анте пронаоса. Построил храм архитектор Пифей, соорудивший также и Мавзолей в Галикарнассе.

       Длина храма — 37,20 м, ширина — 19,55 м. Он был построен из мрамора и представлял собой ионический периптер, имевший на торцовых сторонах по шести, а на продольных — по одиннадцати колонн.

       План Приенского храма Афины очень прост. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, однонефной целлы и описфодома. Пронаос, так же как и описфодом, был двухколонный, обрамленный с боков антами. Но глубина пронаоса была больше, чем описфодома, и превышала половину глубины целлы. Такой глубокий пронаос, вытянувшийся почти на три боковых интерколумния, сближает приенский храм с ионическими диптерами VI века.

       Распределение основных элементов плана отвечало традиции ионических храмов, требовавшей точного соответствия между осями: торцы антов отвечали вторым от угла колоннам птерона.

       Колонны имели типичные для малоазийского зодчества базы, состоявшие из квадратного плинта, двух трохилов и верхнего вала. Стволы колонн имели по 24 каннелюры.

       Капители отличались строгим изяществом форм. Подчеркнутый астрагалом эхин был порезан крупными овами. Подушка капители очерчивалась одним только валиком. Небольшие волюты подтянуты к стволу, глазки их соответствовали образующей верхней части ствола колонн. Узкий абак украшала тонкая порезка.

       Антаблемент не имел фриза. Архитрав горизонтально расчленялся на три фасции, над ним проходил узкий профиль, выполненный из отдельного порезанного ряда камней. Выше лежал карниз с зубчиками и симой, украшенной масками львов, и порезкой в виде сложных завитков и т. д.

       Карнизы фронтона не имели зубчиков. Это сближало их с аналогичными элементами храмов дорического ордера, не имеющими мутул на наклонном карнизе фронтонов. Анты отклонялись от ионической формы: они были раскрепованы наподобие дорических антов.

       В фронтонах храма Афины не было декоративных скульптур. Зато богатые рельефные орнаменты украшали другие части здания: симу, кассеты потолка и пр. В целле стояла мраморная статуя Афины Полиады — уменьшенное свободное повторение Фидиева колосса Афины Парфенос.

           

 

Здания с колоннами в Уфе

 

Основные пропорции

 

Легкость и абстрактность форм, спиральные завитки вместо геометрической капители дорян, – вот общие характерные черты этого ордера. Детали орнамента, в котором вместо дорийской простоты – изобилие пальметт и скульптурных украшений из иоников и сердцевидных листочков, окончательно придают ионийскому ордеру своеобразный характер.

·Ионический ордер был популярен в Аттике, на островах Архипелага и в малоазийских колониях. Ионическая колонна выполняла не только свою основную функцию – поддерживать кровлю, но и стала декоративным объектом. В отличие от дорической, обладает цоколем, и ее ствол украшен более изысканно.

Строение ионической капители и базы колонны с планом.

·На русской земле зданий с ионическим ордером в разы больше. Чем это объясняется, мне сложно сказать. Может быть стремлением к утонченной красоте, к лиричности? Хотя изготовление отделочных элементов ионической капители представляет собой сложный и трудоемкий процесс. И тем не менее Ионический ордер украшает дворцы, особняки и церкви. И в столицах, и в самых глухих уголках.

·Строгой геометричности, массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер (появился около середины VI в. до н.э.) противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий, своё более женственное вдохновение. Ионический ордер отличался от дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей

·Изменение характера тектоники сопровождается изменением пропорций ионического ордера. Пропорции как бы облегчаются: высота антаблемента по отношению к высоте колонны делается меньше, чем в дорическом ордере, колонны – тоньше и расставлены они шире, балки архитрава делается относительно уже и ниже. Детали ордера богато украшаются резным орнаментом и скульптурным рельефом (фриз), что делает их еще более изящными и легкими. В ионическом ордере колонна имеет базу, покоящуюся на стилобате. База делает колонну более стройной и пластичной.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.