![]()
|
|||||||
Музыкальная пластинкаМузыкальная пластинка
К. не знает, почему он так долго поёт одну и ту же ноту «си». Не знает он и того какая это нота: или «си», или «до», или «ля», или ещё какая-нибудь. Он хочет верить или уже верит и сомневается, что это всё-таки «си».
Я не помню уже, как она попала ко мне. Может кто-нибудь подарил, или её принесли и забыли, или я её купил в нагрузку к другой, более значимой для меня тогда. Может быть и так, что я её старательно когда-то искал, приобретя, со временем забыл, как это случилось. Это было давно, а может быть и недавно, но я уже всё забыл, потому что я старый страдающий склерозом человек. Может, наконец, быть и так, что я всё отчётливо помню, а сейчас для чего-то стараюсь напустить тумана. Может я сумасшедший, или у меня никогда не было пластинок, или были, но тогда они назывались по-другому. Может быть, ты единственный, кто пробирается сквозь эти строчки, кто пытается увидеть в них своё отражение, кто безуспешно-успешно целится напялить их на себя. Может быть это биллионы зеркал, перед которыми стояли, стоят, и будут стоять такие же множества людей, как те, которые уже устали и ушли отсюда, которые сейчас проживают, которые придут чуть позже и ещё не устали, которые придут в других галактиках, которые по горестной или счастливой случайности не придут вовсе и никогда не устанут. Эти строчки – удобная лохань, в которой всё едино и необязательно. Это бессмысленность несущегося на меня ветра. Это колокольня, с которой всё едино. Это попытка стричь всех под одну гребёнку. Наконец, автор не считает, что читателю необходимо что-нибудь понять здесь. Здесь необходимо втиснуть кое-что из словаря литературоведческих терминов, например: Амплификация - стилистическая фигура, представляющая собой ряд повторяющихся речевых конструкций или отдельных слов, и служит одним из средств усиления поэтической речи. Анадиплосис – или палилогия – спиральное повторение, состоящее в том, что конец фразы или строчки повторяется в начале последующей. Например: «Целовал он ей руки белые, Руки белые, пальцы тонкие». Плеоназм – повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста. Тавтология – разновидность плеоназма /смотри выше/, повторение тождественных по смыслу слов, усиливающее эмоциональное воздействие речи, если вводится как оправданный стилистический приём…
Но постой – мы возвращаемся. Диск – это двойная парабола, помноженная на двойственность смысла. Это дважды два-четыре. Везде и всегда. Парабола, притча, аполог, иносказание, аллегория, басня, легенда, миф, легенда-апокриф… Один раз мы уже вернулись, а теперь отплываем вторично, чтобы вернуться в конце, под занавес и расставить точки. Это протянутые к тебе руки, чтобы ты смог прорваться, проползти, пролететь (здесь всё едино, возможно и не обязательно) ко мне. Так вот, этот старик эту пластинку в последнее время всё чаще, можно сказать, постоянно слушал. И постепенно, или вдруг однажды у него появилось (у Вас появляется) ощущение, что он (Вы) её начинает понимать, что её мироощущение соответствует (Вашему) его, что душа композитора и исполнителей соответствует душе старичка (твоей душе). И вот старик однажды открывает какую-то книжицу, проданную ему в нагрузку к какому-то бестселлеру для слесарей, домохозяек, итээровцев на какой-то странице и читает: «Однажды в юности А. Шнитке (советский авангардный композитор десятой воды на киселе) Был ненадолго подпущен к многоголосному синтезатору «АНС» и был крайне удивлён происшедшим с ним следующим событием: он извлёк из нутра машины звук, неуслышанного до сих пор тембра. Всего одну ноту. Но главное в другом: Он смог с помощью ручек синтезатора изменять, Моделировать обертона этого звука. И такое невинное, казалось бы, занятие так захлестнуло его, что смог оторваться от него, от этой таинственной ноты, от этих изменяющихся обертонов в течении нескольких часов. Но основное опять не в этом: Погружаясь в сонмы вариаций одной ноты А. Шнитке понял, что нельзя выйти по-другому, как взяв и выключив машину. Любая другая нота здесь будет лишней. Здесь, в этом бесконечном мире минимальных новшеств, любой звук является чужим, вредным, противным обретённой гармонии. Это была влекущая к себе фанатика-астронома галактическая туманность. Но ведь их на небе множество 71…» Это была туманность, способная высосать все отпущенные крохи жизни. К старичку иногда приходили товарищи и он рассказывал им со смешками о своём чудном увлечении. Некоторые смущённо или с недоумением пожинали плечами, смотрели на конверт диска, внимательно прослушивали его и заключали: «Посредственно». Из других, помнится, был старичок, завсегдатай филармоний, известный снов, который доверительно, под большим секретом, однажды выпив лишнего, проболтался, что ему никогда не нравящаяся АВВА, чей альбом «SUPERTROUPER» он недавно приобрёл, «постепенно начала…нравится». Он с ужасом в голосе шептал: «Я присосался к ней…,и ничего не могу с собой поделать». Когда тот ушёл, наш «пожилой» человек сказал своей жене: - … а дело оказывается в том, что Они её слушали очень часто и пластинка – Их родная. Мы возвращаемся во второй раз: И тогда старик понял, что стержень счастья, любви, ощущений удовольствия и т.д. – это вера, которая тебя ведёт, и которой ты обрастаешь, как ветка, опущенная в насыщенный горячий раствор соли. Эту веру другие могут называть богом, идолом, кумиром, хобби или как-нибудь иначе Они могут называть твою страсть, когда не верят и не уважают её. Старичок же называл её нежно: - Любая дрянная пластинка, если Вы её слушаете постоянно, и если она Ваша… Но здесь остаются вопросы: - Что такое «постоянно»? – Как часто надо слушать, чтобы суметь сказать слово «постоянно»? Что такое «Ваша»? Автор задал их герою и тот добавил бессмыслицы: «Это индивидуально». Потом старичок подумал и решил (он через день-два позвонил), что так и должно быть. Потом А. Шнитке поразмыслил, и выключил синтезатор, и больше, кажется, к нему не возвращался. Потом автор охватил предмет размышлений И бросился к пишущей машинке. Потом читатель…
Поможет ли это тебе, несущийся по волнам, успокоиться и стать счастливым?
|
|||||||
|