Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мотивация обучения.



Мотивация обучения.

Предлагаю вашему вниманию рассмотреть следующую модель  успешности ребенка в обучении: успешность состоит из 2 важных факторов -  готовность психических процессов (или общее развитие) и технологии (навыки) обучения. Для положительного результата возможности и желания должны совпадать. Если есть умения (навыки обучения) - ребенок учиться хочет и знает что хочет делать, но его физические или интеллектуальные способности не «дотягивают», то он не сможет учиться. Выпадение одного из кругов – это нежелание, неспособность обучаться.

Если психические процессы и навыки обучения развиты хорошо, то учебный материал он усваивает легче, понимает его, а значит, что и мотивация обучения у ребенка будет на высоком уровне. Мотивация играет важную роль на пути к успеху.

Представим, что нам можно выбирать ученика: умный, с хорошей памятью и навыками (прочитал, через год помнит) и ученик замотивированный. Кого выбрать? 100 лет назад выбрали бы умного. Почему? Потому что полученных один раз знаний было достаточно. В наше время ситуация другая: происходит быстрое устаревание знаний (например, программист, который учился 10 лет назад, сейчас на рынке труда не стоит ничего). Есть профессии, в которых курсы повышения квалификации – обязательная часть работы: это медсестры, учителя, которые переучиваются 1 раз в 3 года. «Выпадение» из профессии у маркетолога приравнивается к тому, что у него вообще нет опыта, т.к. рынок меняется динамично. Через 10 лет половина рабочих мест, существующих сейчас, существовать уже не будут, т.е. не известно к чему готовить детей, которые учатся в 1 классе сегодня. Образование не может быть достаточным, знания не успевают за прогрессом, поэтому мы должны ориентировать детей на то, что обучение (курсы повышения квалификации, курсы переподготовки) – это неотъемлемая часть всей жизни. Следовательно, важно научиться учиться.

Учеба – это вложение. Ребенок – это тоже вложение, как в банк, в него нужно вкладываться, нужно сделать так, чтобы он любил учиться. Вот здесь нужно говорить о целях: долгосрочных и краткосрочных (тактика и стратегия). Успешный человек от неуспешного отличается горизонтом планирования – насколько человек смотрит вперед, т.к. если мы говорим о короткой перспективе, то выгодно будет одно, если о дальней – другое. В образовании горизонт планирования – это неделя – три недели, а календарь на весь год остается пустым. Люди планируют отпуск, поход к врачу, покупки…. И всё. Мы не знаем, где мы будем и не планируем где-то быть. Краткосрочные цели отбивают у ребенка желание учиться, например, цель – «тройка» в четверти. Очень важно обозначить для него перспективу и прописать шаги к цели.

Почему же мы хорошо учимся? На это влияет три фактора: 1) есть цель (ради чего?), 2) есть подкрепление (ощущение, что мы хорошие, успешные, нас хвалят), 3) интерес (или процесс). Мы работаем из-за этих 3 факторов. Самая худшая мотивация – это заставлять: ребенок будет ненавидеть предмет, и рано или поздно вы уже не сможете его заставлять. Для ребенка цели нет, все, что он говорит - это заученные фразы родителей. Оценка, например, целью быть не может, и нужно учесть, что оценка может быть и субъективной. Дети хотят быть успешными, т.е. важна оценка внутренняя: «Я – ОК!» только незрелая личность очень сильно зависит от внешней оценки и плохо оценивает сама себя. Подкрепление – это оценка, это похвала внутренняя: я делаю, у меня получается. Например, для повышения самооценки составляем список дел на день и отмечаем «галочкой» то, что сделали. Подкрепление – двигатель колеса мотивации. Именно об этом методе подробно рассказано в книге Карен Прайор «Нe рычите на собаку!»

 

 
+
++
+++

 

 


Есть маленькое усилие, если у ребенка получается, то он рад, а значит – может больше, ему становится интересен процесс. Если же не получается, то как снежный ком нарастает отрицание предмета. Происходит обесценивание предмета, чтобы не чувствовать себя неуспешным: «Да кому эта математика нужна? Я вообще гуманитарий и буду биологом!» Значит, слом произошел на изучении какой –то темы, которую ребенок не понял и перестал понимать, и пытаться понимать дальше. Колесо мотивации тормозится процессом: если не получается, то нет подкрепления. В компьютерной игре все построено как раз на подкреплении, они втягивают детей двумя способами: сложность (игровая динамика) и подкрепление (уровень сложности и скорость) – ведь если будет легко, то не будет интересно, но сложность повышается постепенно. Если ребенок на каком-то уроке попадает в свой уровень сложности получает достаточно подкреплений, то этот предмет становится любимым.    

Ребенку не важно содержание (например, игры), важно то, где он успешен. Колесо раскручивается.

Бесполезно использовать мотивацию без учета возможностей ребенка. Если он не может делать что-то, то вся мотивация действует «в минус». Например: «Получишь «5» по математике, купим велосипед». Для ребенка это не реально, он не знает предмет, все бесполезно, если возможности нет. Следовательно, без психических процессов и технологий не справиться. Дети уходят в девиантное поведение, т.к. там есть подкрепление, успех, и не важно, что негативное. Но учебе-то он не успешен! Значит, нужно создавать предпосылки для успеха в учебе.

Проблема должна стать задачей – это другая парадигма, т.к. задачу решить можно, а проблему – нет.

Итак, хорошая мотивация базируется на понимании материала. Следовательно, необходимо работать над процессами, которые помогают усвоить материал: развивать память, скорость чтения, а так же научить работать с учебником, с текстом. Если ученик «съехал» в учебе, значит, появились пробела в знаниях. Мы не делаем с ребенком текущую программу, т.к. в ней нет пробелов, пробелы были в предыдущей, иначе это похоже на косметический ремонт в рассыпающемся здании – рано или поздно все рухнет, если фундамент плохой, то хорошие стены на нем не возвести. Следовательно, нужно идти в предмете с самого начала, т.е. нарабатывать базу. Так мы создаем ребенку историю успешности. «Латать дырки» в программе нет смысла, нужно «сносить здание» и строить заново: с другим учителем, например, и с самого начала (перезагрузка). В основе – теория. Сделать карточки, вызубрить формулы. Научиться быстро считать (устный счет). Дети иногда не успевают по программе, т.к. у них может быть низкая скорость мышления.

Один из эффективных способов работать с теорией – изготовление опорных карточек. Карточка делается из картона, размером с игральную карту – чтобы удобно помещалась в руке. При изготовлении используются различные цвета, знаки, схемы, которые понятны ребенку и легко им запомнятся. Основой любого знания является терминология, а также классификация, основные законы, правила, даты и т.д. Рекомендуется при освоении новой темы сначала запомнить всю терминологию (используя карточки), довести запоминание до автоматического (моментального) воспроизведения и только после этого читать сам текст учебника. Почему? Потому что понимание и запоминание – это связь новой информации с уже имеющейся в нашей памяти. Например, если вы ничего не знаете о медицине, то на медицинской конференции вряд ли что-то запомните, но если вы медик и будете слушать даже «в пол- уха», то сможете воспроизвести все, что говорилось, т.к. информация ложится на ту, что уже имеется в памяти. Это называется принципом сита: чем мельче сито, тем больше информации в нем задержится. Соответственно, запоминание терминологии и доведение ее до автоматизма является созданием этого сита, через которое любой текст проходит, оставляя максимум информации в голове. Самый простой способ создания карточки: на одной стороне пишем термин, на другой его определение. Этот способ НЕ рекомендуется, т.к. определения и классификации нужно запоминать не текстом, а смыслом. Если просто заучить текст, то при проговаривании про себя приходится текст переводить в смысл. Это долгий процесс и крайне энергозатратный. Это не позволит глубоко понимать изучаемый предмет. Обычно понимание определения происходит уже к концу изучения темы (если происходит), когда определение уже неоднократно встретилось в учебнике и запомнилось дословно. Эффективнее понять смысл сразу и запоминать именно через смысл и текст воспроизводить через этот смысл. Это позволяет понимать термины, встречаемые потом в тексте. Потому определение лучше записывать не текстом, а схемой, максимально используя образы и максимально создавая внутреннюю структуру. Схему ребенок придумывает сам, чтобы понимал ее только он. Алгоритм создания карточки таков:

 Шаг 1. Читаем определение и выделяем все значимые слова. Кружком обводим основное множество (для дождя это будет «природное явление») и подчеркиваем все основные критерии, которые выделяют дождь из других природных явлений.

Шаг 2. На карточке с одной стороны пишем название термина, с другой – схему.

Схема выглядит следующим образом: слово (можно сократить до одной буквы или картинки), равно, базовое множество (название, природное явление, техническое средство, предмет интерьера и т.п.), далее пишем или рисуем критерии (стрелочками или соотношениями), по которым этот термин выделяется из большего родового множества. Чем больше на карточке картинок, тем лучше. Хорошо, если они будут цветными. Мозг легче запоминает картинки.

Шаг 3. Прочитать по картинке (воспроизвести сам текст определения) и после этого посмотреть текст определения и сравнить – все ли правильно перенесено на схему. Этот шаг позволит в дальнейшем правильно читать схему на карточке. Если вы прочитываете по созданной схеме текст, который не совпадает с определением, то карточку перерисовать. Повторять определение по схеме нужно несколько раз, до полного запоминания и понимания. Повторение идет маленькими блоками, по 5 карточек, активно воспроизводя по термину определение, не видя картинку, а потом сверяясь с ней. Если не уверены, что правильно вспомнили определение, то посмотрите на его текстовую запись. Если нужно , то исправьте или дополните карточку. Повторяем до тех пор, пока скорость не перестанет расти, т.е. по самому термину мы моментально воспроизводим определение. В какой-то момент его уже не нужно проговаривать, вы просто помните картинку, которая нарисована на другой стороне и знаете, что вы точно воспроизведете его, если спросят. Отработав с первой пятеркой, берем вторую. Выучив вторую, объединяем их и повторяем вместе. Переходить к изучению предмета лучше через 3-4 таких цикла повторений. Это позволит при первом прочтении учебника запомнить и понять в 5-10 раз больше информации. Карточки позволяют запоминать на долго, сформировать «скелет» предмета. В зависимости от загруженности предмета теорией за весь курс изучения с 5—11 класс таких карточек может быть от 50 до 300. Через несколько лет можно взять эти карточки и за считанные минуты повторить самые основы любого предмета.

Для понимания и запоминания темы используются майнд-карты, которые служат хорошей наглядностью, заполняются по мере изучения темы. При изготовлении задействованы несколько видов памяти.

 

Помимо помощи в усваивании предметов необходимо воспитывать ответственность и целеполагание – это та область, которая требует усилий и от родителей, и от педагогов. Подкрепление, поощрение здесь играет важную роль. Однако, поощрять за норму – нельзя. Поставил цель, достиг – получил премию. Хвалим за то, что ребенок растет по отношению к самому себе: сегодня получается лучше, чем вчера.

Человек ценит только то, во что он вложился, поэтому ребенок должен вкладываться в процесс обучения.

Один из способов обучения – это игра (геймификация), лучше действовать через накопление баллов, а не через наказания. Необходимые навыки: - быстро читать и понимать прочитанное

                                                                  - запоминать нужное

                                                                  - мыслить логически

                                                                  - уметь работать с большим объемом информации.

Первый, базовый уровень – память и внимание, затем – понимание и логика, высший уровень – самостоятельность. Периодически проводить день рекордов: ребенок делает что-то объемное (выучивает материал, например, иностранные слова) и получает премию. Делает первым - % растет, делает лучше - % растет. Ввести внутреннюю валюту. Следовательно, ребенок, приучается к конкуренции с другими и с самим собой. У ребенка вырабатывается четкая связь: чем больше делает, тем больше получает. При этом, валюта – это и подкрепление, и цель. Ребенок получает возможность что-то купить. Можно придумать сертификаты или значки «Я – гений!» за достижения.

Спасибо за внимание!

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.