Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Из воспоминаний жительница деревни Горки Зинаиды Федоровны Степановой



 

Добрый день. У меня большой семейный Бессмертный Полк: воевали мой отец и дядя, их младшая сестра и моя мама – жили и работали в  блокадном Ленинграде.  Но сейчас я о старшей сестре отца … и  о поиске.

Мой отец, его брат и одна из сестер еще до войны перебрались из Новгородской области в Ленинград, отсюда братья и ушли на фронт. Семья их старшей сестры Евдокии Антоновны, в замужестве Балабиной, уже в июле 1941года оказалась на оккупированной территории. Незадолго до освобождения Новгородской области, в январе 1944 года муж и сын тети погибли. Их заживо сожгли фашисты на ее глазах.

Тетя с младшим сыном приехала в Ленинград через несколько лет после войны,  почти ничего не рассказывала о тех страшных событиях. И никогда с тех пор не была в родной деревне. В семье об этом было не принято говорить. Уже здесь, в мирное время, трагически погиб и младший ее сын. Несмотря ни на что, бабушка Дуся, так мы - дети ее называли, прожила долгую жизнь, помогала воспитывать своих племянников, действительно заменив нам бабушку. До сих пор не могу простить себе, что так и не узнала имя ее погибшего старшего сына.

Для поиска информации было мало -  место рождения отца, его брата и сестер дер. Сухлово, имя мужа – Семен (отчество младшего их сына – Семенович), а место проживания тетушкиной семьи где-то "рядом". Искала и раньше,  но нашла только в этом году. В военном билете отца  местом его рождения была указана другая деревня - Речки, Волотовский (сейчас — Солецкий) район Новгородской области.

И вот  сообщение: «07.05.2007, на кладбище дер. Речки, на месте захоронения 40-ка заживо сожженных мирных жителей д. Гряда установлен трехметровый крест с иконой Николая Чудотворца». Мне повезло, даже так – МНЕ ОЧЕНЬ ПОВЕЗЛО. В Солецком районе Новгородской области силами краеведов, волонтеров, администраций поселений велась работа по поиску братских захоронений не только воинских, но и местных мирных жителей. Составлялись списки. В местной газете публиковались воспоминания еще живых свидетелей тех событий, устанавливали на частные пожертвования поклонные кресты. К этим людям я обратилась за помощью и мне прислали списки погибших по двум захоронениям, всего 68 фамилий. 

Из воспоминаний жительница деревни Горки Зинаиды Федоровны Степановой

«Деревни Учно, Гряда, Долга, Быково находились рядом с большими лесными массивами, и поэтому немцы были очень враждебно настроены к населению, подозревая жителей в связи с партизанами. В Гряду 14 января 1944 года фашисты пришли в 4 часа утра, они оповестили жителей о том, что в 8 часов начнут жечь деревню. Люди собрали кое-какие пожитки и по приказу немцев направились в Речки. На краю древни Гребни около кузницы захватчики начали«сортировать» жителей: женщин с маленькими детьми отправляли в Речки, а мужчин и подростков отогнали в сторону, всего 44 человека. Мужчины кричали женщинам, что, наверное, их отведут в лагерь. «А из лагеря мы убежим», - успокаивали они своих близких. Но спастись им не удалось. Их загнали в кузницу, которую подожгли. Во время пожара нескольких мужчин, пытавшихся бежать, расстреляли. На месте сгоревшей кузницы женщины обнаружили множество обгорелых тел. Некоторых погибших было даже не опознать...»

«Деревня Жгутиха. Всего сожжены 14 человек… ». Тринадцатый в списке - муж моей тети, Балабин Семен Петрович. Получается, что четырнадцатый,  вот этот самый «не упомянутый» - НАШ МАЛЬЧИК?!!! Мне трудно даже писать про те свои чувства, которые тогда испытала.

Трагедия в тетиной семье давно не давала мне покоя. Как могла она, человек верующий, ни разу  не навестить  могилу мужа и сына? Получив списки, поняла. Некуда было ехать – «Захоронены в поле между деревнями Гряда и Жгутиха...». Место отмечено поклонным крестом лишь в 2007 году. Невинные жертвы войны…И наш личный, семейный счет фашизму.

Памятная доска на месте сожжения мирных жителей немецкими карателями, 1944 г.
Солецкий район, д. Долга… Памятная доска в дер. Веретье, где 19 февраля 1944 года, всего за 2 дня до освобождения Солецкого района от врага, были казнены ее жители, старшему из которых было 85 лет, младшему – 3 дня от роду.

Низкий поклон всем тем людям, которые оказали мне помощь в поиске: бывшей главе Светлицкого сельского поселения Ольге Алексеевой, под ее руководством были составлены списки погибших; краеведам - Анатолию Григорьеву и Сергею Довбешко, которые устанавливали эти поклонные кресты; редактору "Солецкой газеты" Сергею Овчинникову за предоставленную публикацию воспоминаний и контактные данные тех, кто причастен к составлению этих списков; Павлу Володину, который очень помог мне с картами местности, он же ведет свою страничку в контакте «Старорусские деревни» и помогает всем, обратившимся к нему за помощью; всем тем, кто откликнулся и предложил свою помощь.

Хочу обратиться к жителям Санкт-Петербурга и Ленинградской области и не только к ним. Многие из нас  имеют новгородские корни. Посмотрите списки, может быть, вы найдете в них фамилии своих родственников. Деревни Быково, Оберетка, Лячка, Гряда, Жгутиха, Угощи, Бельково, Долга, Доворец, Веретье – каких-то из этих деревень уже давно нет на картах. Этим летом планируем поездку на место захоронения. Не должны чувствовать свою «ненужность» те, кто сохранил для нас на местах историю наших семей. Семейная память – это, возможно, самое главное, что у нас есть.  

                                                                                                           Автор - Наталья Гусева



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.