|
|||
ПисьменноСтр 1 из 2Следующая ⇒
Литература 7 класс Тема№ 15: Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ(1814-1841). Краткий рассказ о писателе. «Песня про… удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта ХVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества, оценка героев с позиции народа. Образы гусляров. Язык поэмы. Цели: познакомить обучающихся с поэмой М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», показать закономерность обращения М.Ю. Лермонтова к исторической теме; раскрыть атмосферу эпохи Ивана Грозного; отметить сходства поэмы с фольклорным произведением – исторической песней; развитие умения анализировать художественное произведение, пополнять словарный запас обучающихся; воспитывать уважение к родной истории, способности воспринимать исторический опыт других эпох и поколений; Ход урока. 2.Новый материал. - Так случайно ли Лермонтов написал «Песню …» в том же году, в котором погиб Пушкин? Какая история ложится в основу произведения? (Главный герой купец Калашников, подобно Пушкину, защищает свою честь, честь жены, своей семьи.) «Песня…» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана - 16 век – один из самых ярких и трагических периодов в истории России. За годы правления Ивана Грозного почти в полтора раза увеличилась территория, были завоеваны Казань, Астрахань, Сибирь. Но цена была велика. Иван Грозный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи. Дружины опричников наводили ужас на русские города. - Теперь давайте разберемся, почему же именно такое название, по вашему мнению, дал Лермонтов своей поэме? Давайте проанализируем название произведения и посмотрим, что нам известно о героях до начала произведения. - Какая информация содержится в названии о каждом из героев? - Почему в названии герои перечислены в определенном порядке? Чем обусловлен этот порядок? (герои расположены в порядке иерархии: сначала царь, затем – приближенный царя, а затем «простой» человек – купец) - Ребята, вы обратили внимание, что в заглавии указаны 2 имени, а третьего нет? Как вы думаете, почему? (опричник полностью подчинен царю; творит беззаконие; его нельзя называть человеком, т.к. губит чужие жизни) Словарная работа. 3. Домашнее задание 1. Прочитайте «Песню…» 2. Письменно
|
|||
|