|
|||
Проверочная работа.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Литература 7 класс Тема №10: А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Поэтическое изображение быта и нравов Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения. Цели: познакомить с балладой и ее особенностями, обучать навыкам анализа текста; развивать навыки осознанного чтения; воспитывать интерес к литературе и истории Ход урока 1. Вступительное слово об А. С. Пушкине. Удивительный Александр Сергеевич... Величайший поэт всех времен и народов. Его имя знакомо нам едва ли не с колыбели, оно сопровождает нас всю жизнь. Из года в год мы на уроках литературы обращаемся к изучению его творчества. 2.Новый материал 2.1. Историческая справка о князе Олеге. Значение истории в творчестве А.С. Пушкина. История создания “ Песни о вещем Олеге”. - Что вы знаете о жизни Древней Руси? - Кто такой вещий Олег? Пушкина всегда интересовала история. Он много времени уделял изучению летописей, исторических документов и книг. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом предсказывал дальнейшую историю страны. Пушкин, в 1820 г. сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая "Львовскую летопись", Пушкин встретил предание о князе Олеге, и его поразил этот эпизод летописи. Вот что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу: "Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического". В основу произведения положен текст древнерусских летописей. 2.1. Знакомство с литературоведческими понятиями. Баллада – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом. Летопись – погодовой, более или менее подробный рассказ о событиях. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись. 2.2. Чтение «Песни…» Прочитайте произведение - Какое чувство осталось после прослушивания баллады? - Какой эпизод произвел наибольшее впечатление? 2.3. Словарная работа.
2.4. Анализ баллады. Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Однако в отличие от оды здесь не воспевается правитель и его великие дела, здесь рассказывается о человеке и его судьбе. С другой стороны, “Песнь…” – это баллада, она, как и всякий жанр, имеет свои характерные черты. Это обращение к историческому прошлому, таинственный, иногда фантастический ход событий, напряженный сюжет. - Какие ключевые эпизоды можно выделить в балладе? 1) Встреча Олега с кудесником. Проведём анализ этих эпизодов. 1) Образ князя Олега вступает в “Песню…” торжественно, величаво. Как здесь назван Олег? - Как назван кудесник? - Как раскрываются отношения Олега и кудесника в их диалоге? Охарактеризуйте их. – На чьей стороне автор, кому ближе по духу? Кудесник спокоен, смел и независим, именно таким, по мнению Пушкина, должен быть поэт. – Какую правду открыл кудесник князю? Как отнесся Олег к предсказанию? 2) Прощание с конем – один из самых драматичных эпизодов. Почему Олег так любил коня? Прошло много лет с того дня, когда Олег расстался с конем, почему же он вспоминает о коне во время пира, в минуту мира и радости? 3) О своем товарище Олег вспоминает через много лет, когда уже “кудри их белы, как утренний снег”. Известие о смерти коня настолько печалит князя, что это подтверждается и противостоянием стати и эпитета: “Могучий Олег головою поник…”. - Случайна ли смерть Олега? - Почему Олег принимает смерть от коня? - Оттого, что от судьбы не уйти? - Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его "лживым, безумным стариком"? - Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня? 3. Проверочная работа. Ответьте письменно:
|
|||
|