Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сцена пожара.



 

Литература 6 класс

Тема № 14-15: А. С. Пушкин «Дубровский». Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.

Цели: раскрыть своеобразие протеста В. Дубровского против несправедливости и беззакония; выяснить причины протеста Владимира Дубровского, формировать собственное отношение к роману А.С. Пушкина «Дубровский», к авторской позиции, к героям произведения.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Распределительный диктант письменно. Распределите описания по семьям. Записывайте только номера ответов:

1. Кирила Петрович Троекуров

2. Андрей Гаврилович Дубровский

1. … не понимали друг друга. «С дочерью он своенравен. Любит до безумия: угождает ее прихотям, но в то же время суров и жесток. Она привыкла скрывать от него свои мысли и чувства» Отец и дочь не знают и не понимают друг друга, гармонии в этой семье нет.

2.В этой семье есть святыни, которые они берегут; понимают и любят друг друга.

3.В доме …..висит портрет жены ……, хранятся письма, которые были написаны ею во время турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви.

4. «……зачитался и позабыл все на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастья». С чувством глубокой нежности вспоминает свое детство: «любил семейственную жизнь, успел насладиться ее тихими радостями»

5. «……. хотя и женился по любви, но овдовев, слишком быстро утешился».

6. «… у него и своим плохо приходится, а достанутся ему чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет…»

7. «Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем»

3. Новый материал

- Приходилось ли вам когда-нибудь сталкиваться с людьми, которые поступают не по совести, несправедливо?

 - А как вы понимаете, что такое справедливость, несправедливость?

В жизненных ситуациях нужно всегда поступать по совести, чтобы не запятнать свою честь.

3.1. Работа со словарем

  • Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества. 2. Хорошая, незапятнанная репутация человека, доброе имя.
  • Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

Сегодня мы с вами проанализируем поступки Владимира, наследник ли он отцовского отношения к чести, который протестует против беззакония и несправедливости, составим цепочку событий, которые позволяют раскрыть характер героя, его поступки, ответим на проблемный вопрос : похожи ли семьи Дубровского и Троекурова?

1,5,6

2,3,4,7

Судьбы похожи, но семьи разные. Владимир даже не мог представить, что кто-то чужой будет ходить по дому мимо портрета его матери, где прошло его детство, где он испытал тихие семейные радости счастливой жизни, поэтому он прибегает к решительным действиям.

2.Блиц-опрос

1.Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистеневку у Дубровского? (сломить гордость Андрея Григорьевича)

2. Удалось ли ему это? 3. Почему его торжество было отравлено? ( такого исхода- сумасшествия Дубровского он не ожидал)

4.Что мы узнаем о состоянии Кирилы Петровича из четвертой главы? (совесть его роптала, он не был корыстолюбив, победа не радовала его.)

5. Почему, описывая ссору помещиков, А. Пушкин так много внимания уделяет К. Троекурову? (натура неуравновешенная, властолюбивая, вспыльчивая, но и отходчивая. НО: Дубровский гордый, он никогда бы не смог простить своего обидчика.)

6 Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением? ( Троекуров смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердце».)

7. Какие противоположные чувства испытывал Троекуров? («Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали».)

8.Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?
(Раскаяние, которое испытал Троекуров, возникло слишком поздно.)

3.Анализ содержания

1.Какую жизнь вел Владимир в Петербурге? (Владимир "был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста", "воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать".)

2.Символом чего выступает осень в этом эпизоде? Какую роль здесь играет пейзаж? (Природа отражает душевное состояние героя. Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья, которые царапают его лицо, ручей, уносящий несколько поблекших листьев - все говорит об одиночестве героя).

3. Какие чувства испытывает Владимир? (одиночество, чувство духовного бездорожья, жизнь проходит...)

ВЫВОД:Смерть отца и известие от няни заставила Владимира повзрослеть. Он держится решительно и независимо. После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было страшно, что он не мог ни плакать, ни молиться. Автор не называет прямо тех чувств, которые испытывал молодой человек, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому не мог молиться.

Сцена пожара.

1. Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение? (Они пытались поднять бунт.)

2. Как ведет себя Дубровский? (Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.)

3.Как его это характеризует? (Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы.)

4.Какие чувства испытывает Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают судейские чиновники? На что он решается? (Он переживает, что придется оставить родной дом тому, кто виновен в смерти отца, тому, кто разорил его семью. Владимир решает сжечь дом.)

Судейские чиновники, представители закона, приехавшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя вызывающе. Они позволяют беспардонные высказывания в адрес Дубровского, угрожают его крестьянам, потому что чувствуют за своей спиной силу и власть, подкрепленную деньгами Троекурова. Гнев и возмущение крестьян нарастает постепенно, но особенное возмущение крестьяне испытывают, когда чиновник оскорбляет самого Дубровского, барина и законного владельца имения, и внушает крестьянам, что их барин — Троекуров. Сначала чиновникам отвечает голос из толпы, затем в толпе поднимается ропот, он усиливается и переходит в ужаснейшие вопли. Толпа приходит в движение.

5. Почему Владимир Дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками? (Владимир Дубровский не дает разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками, потому что не хочет становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не хочет становиться соучастником расправы и надеется на справедливость царя. Берет на себя ответственность за других, это Поступок Личности, не юноши, проживающего отцовские деньги.)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.