|
|||
Проверочная работа на уроке
Литература 6 класс Тема №11:А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Цели: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста; дать понятие антитеза, аллитерация; актуализировать знания о сравнении; развивать у учащихся умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов; прививать любовь к литературе и поэтическому слову. Ход урока 1. Организация класса 2. Новый материал 2.1.Стихотворение «Зимний вечер» – Что вам кажется печальным и что радостным в зимней природе? – Однообразен ли зимний пейзаж? Какие краски для него характерны? Чем красива зима? – С помощью какого эпитета характеризует снег А. С. Пушкин в стихотворении “И. И. Пущину”? Почему снег “печальный”? – Знаете ли вы, как поэт относился к природе, что он в ней любит, чем чаще всего любуется? В своих произведениях поэт Пушкин выступал за свободу простого народа. Обсуждал смело царское правительство и горячо верил в то, что свобода придет. Царю это не нравилось, и он решил наказать поэта. Зимой 1825 года царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское под Псковом. В Михайловском он создал более 100 произведений. И все же ему было очень грустно одному. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. Но рядом с ним была единственная близкая, любящая душа, бесконечно добрая, няня Арина Родионовна В долгие зимние вечера поэт много беседовал с няней, читал ей стихи, слушал ее песни и сказки. Она стала его вдохновителем. Один из таких зимних вечеров и описан в его стихотворении “Зимний вечер”. 2.Прочитайте стихотворение. 3. Словарная работа. Веретено- ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом. Кроет- покрывает. Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша. Лачужка - небольшая, старенькая избушка. - Какое время суток описано в стихотворении? - Как вы поняли, что это был вечер? - Какая погода была в тот вечер? - С чем сравнивает поэт завывание ветра? -Что вы можете сказать о настроении стихотворения? - Какие чувства оно вызывает? Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет, обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе. - Перечитайте стихотворение и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра? - Какие строки позволяют услышать шум за окном шуршание соломы? - Какими словами он называет свою няню? С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства. Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта. 3. Анализ стихотворения «Зимнее утро» Прочитайте стихотворение 3.1. Словарная работа Нега – наслаждение (устар.); Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.); Вечор – вчера (диал.); Нынче – сейчас (устар.); Озарена – освещена (устар.); Велеть – приказать (устар.); Запречь – запрячь, запрягать (диал.); Предадимся – отдадимся (устар.). 3.2.Анализ текста – Какое чувство передано в этом стихотворении? – На основании чего вы сделали такой вывод? – Что значит – хорошее настроение? Как оно проявляется? (Как о нем узнают другие?) (Настроение – внутреннее психологическое состояние человека, которое не является постоянным, проявляется в отношении человека к другим: как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир.) – Докажем, что стихотворение “Зимнее утро” проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чем они? Первая часть. Начало стихотворения – радостное восклицание. – К кому обращается поэт? – Как называет любимую? (Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.) Вторая часть. – Что описывает поэт? – С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается еще сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.) Случайно ли противопоставление вечера утру? – Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения. 3-я и 4-я строфы. – Можно ли их объединить? – Какое настроение стремится передать в них автор? 3-я строфа. Описание зимнего пейзажа. – Что описывает автор? (Небо, снег, лес…) – С чем сравнивается снег? Почему? – Найдите в строфе повтор. (И ель… И речка…) Такой изобразительный прием, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. Запишите определения в тетрадь. С какой целью она используется поэтом? – Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. (Блестя, блестит, блеском.) С какой целью автор их употребляет? 4-я строфа. – Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. – Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой прием звукописи называют аллитерацией. Запись в тетради: Аллитерация – прием звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Веселым треском трещит затопленная печь” (А. С. Пушкин) . Чувство радости поэта растет и требует движения, хочется навестить милые сердцу места – 4-я строфа. 3.3. Лексические, синтаксические особенности стихотворения. – Назовите высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена…) – Разговорные, диалектные. Вывод. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении. – От чьего лица ведется повествование? (От первого, обращение к собеседнику.) – С какой целью поэт выбирает форму диалога? (Передача интонаций непринужденного разговора.) – Каким предстает перед нами автор стихотворения? (Добрый, простой, близкий народу – диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.) – Итак, какое же общее настроение стихотворения? Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определенную содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчеркивающую содержание текста. 4. Подведение итогов Итак, сегодня мы с вами проанализировали стихотворение А. С. Пушкина “Зимнее утро”, познакомились с такими средствами выразительности, как аллитерация и анафора, и установили, что не только слова, но и звуки обладают значимостью, а также увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи. 4. Проверочная работа на уроке Найдите в тексте примеры анафоры, аллитерации. Запишите их в тетрадь. 5. Домашнее задание Выучить наизусть «Зимнее утро»
|
|||
|