Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проверочная работа на уроке



 

Литература 6 класс

Тема №11:А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

Цели: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста; дать понятие антитеза, аллитерация; актуализировать знания о сравнении; развивать у учащихся умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов; прививать любовь к литературе и поэтическому слову.

Ход урока

1. Организация класса

2. Новый материал

2.1.Стихотворение «Зимний вечер»

– Что вам кажется печальным и что радостным в зимней природе?

– Однообразен ли зимний пейзаж? Какие краски для него характерны? Чем красива зима?

– С помощью какого эпитета характеризует снег А. С. Пушкин в стихотворении “И. И. Пущину”? Почему снег “печальный”?

– Знаете ли вы, как поэт относился к природе, что он в ней любит, чем чаще всего любуется?

В своих произведениях поэт Пушкин выступал за свободу простого народа. Обсуждал смело царское правительство и горячо верил в то, что свобода придет. Царю это не нравилось, и он решил наказать поэта. Зимой 1825 года царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское под Псковом.

В Михайловском он создал более 100 произведений. И все же ему было очень грустно одному. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. Но рядом с ним была единственная близкая, любящая душа, бесконечно добрая, няня Арина Родионовна

В долгие зимние вечера поэт много беседовал с няней, читал ей стихи, слушал ее песни и сказки. Она стала его вдохновителем. Один из таких зимних вечеров и описан в его стихотворении “Зимний вечер”.

2.Прочитайте стихотворение.

3. Словарная работа.

Веретено- ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.

Кроет- покрывает.

Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша.

Лачужка - небольшая, старенькая избушка.

- Какое время суток описано в стихотворении?

- Как вы поняли, что это был вечер?

- Какая погода была в тот вечер?

- С чем сравнивает поэт завывание ветра?

-Что вы можете сказать о настроении стихотворения?

- Какие чувства оно вызывает? Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет, обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.

- Перечитайте стихотворение и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра?

- Какие строки позволяют услышать шум за окном шуршание соломы?

- Какими словами он называет свою няню?

С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства.

Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.

3. Анализ стихотворения «Зимнее утро»

Прочитайте стихотворение

3.1. Словарная работа

Нега – наслаждение (устар.);

Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.);

Вечор – вчера (диал.);

Нынче – сейчас (устар.);

Озарена – освещена (устар.);

Велеть – приказать (устар.);

Запречь – запрячь, запрягать (диал.);

Предадимся – отдадимся (устар.).

3.2.Анализ текста

– Какое чувство передано в этом стихотворении?

– На основании чего вы сделали такой вывод?

– Что значит – хорошее настроение? Как оно проявляется? (Как о нем узнают другие?)

(Настроение – внутреннее психологическое состояние человека, которое не является постоянным, проявляется в отношении человека к другим: как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир.)

– Докажем, что стихотворение “Зимнее утро” проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чем они?

Первая часть. Начало стихотворения – радостное восклицание.

– К кому обращается поэт?

– Как называет любимую? (Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.)

Вторая часть.

– Что описывает поэт?

– С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается еще сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.) Случайно ли противопоставление вечера утру?

– Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения.

3-я и 4-я строфы.

– Можно ли их объединить?

– Какое настроение стремится передать в них автор?

3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.

– Что описывает автор? (Небо, снег, лес…)

– С чем сравнивается снег? Почему?

– Найдите в строфе повтор. (И ель… И речка…) Такой изобразительный прием, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. Запишите определения в тетрадь. С какой целью она используется поэтом?

– Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. (Блестя, блестит, блеском.) С какой целью автор их употребляет?

4-я строфа.

– Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.

– Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи?

Такой прием звукописи называют аллитерацией.

Запись в тетради: Аллитерация – прием звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Веселым треском трещит затопленная печь” (А. С. Пушкин) .

Чувство радости поэта растет и требует движения, хочется навестить милые сердцу места – 4-я строфа.

3.3. Лексические, синтаксические особенности стихотворения.

– Назовите высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена…)

– Разговорные, диалектные.

Вывод. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.

– От чьего лица ведется повествование? (От первого, обращение к собеседнику.)

– С какой целью поэт выбирает форму диалога? (Передача интонаций непринужденного разговора.)

– Каким предстает перед нами автор стихотворения? (Добрый, простой, близкий народу – диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.)

– Итак, какое же общее настроение стихотворения?

Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определенную содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчеркивающую содержание текста.

4. Подведение итогов

Итак, сегодня мы с вами проанализировали стихотворение А. С. Пушкина “Зимнее утро”, познакомились с такими средствами выразительности, как аллитерация и анафора, и установили, что не только слова, но и звуки обладают значимостью, а также увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи.

4. Проверочная работа на уроке

Найдите в тексте примеры анафоры, аллитерации. Запишите их в тетрадь.

5. Домашнее задание

Выучить наизусть «Зимнее утро»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.