Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход урока.. Завет бытия



 

Литература 11 класс

Тема № 16-17: ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ (1873-1924). Слово о поэте. Стихотворения: "Ассаргадон", "Грядущие гунны", "Есть что-то позорное в мощи природы...", "Неколебимой истине...", "Каменщик", "Творчество", "Родной язык". "Юному поэту", "Я"

Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ (1867-1942). Слово о поэте. Стихотворения: "Безглагольность", "Будем как солнце, Забудем о том..." "Камыши", "Слова-хамелеоны", "Челн томленья", "Я мечтою ловил уходящие тени...", "Я - изысканность русской медлительной речи..."

Шумный успех ранних книг К. Бальмонта. Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору. Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Цели: показать значение творчества поэтов  для русской поэзии; разобраться в особенностях поэтики.

Ход урока.

1.Организация класс

2.Новый материал

2.1. Русский символизм.
В 1890—1900 годы в России возникает новое течение русский символизм. В нем принято выделять два основных этапа. К первому этапу относятся «старшие символисты» — Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб. В 1900-е годы облик символизма обновили новые силы, так называемые «младшие символисты» — Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов. Разделял символистов двух этапов не столько возраст, сколько разница в направленности творчества и разница в отношении к миру.
В 1892 году молодой поэт Дмитрий Мережковский издал свою книгу стихов «Символы (Песни и поэмы)» и прочитал лекцию «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе». Мережковский высказал мнение, что «современные люди стоят, беззащитные, лицом к лицу с несказанным мраком, на пограничной черте света и тени, и уже более ничто не ограждает их сердца от страшного холода, веющего из бездны... Мы свободны и одиноки!..» Один из «старших символистов» видел «три главных элемента нового искусства — мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».
В течение 1894—1895 годов выходят три сборника под названием «Русские символисты». Их издателем и главным автором был В. Брюсов. Он так определяет цель нового течения: «Цель символизма — рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение». Для Брюсова и его единомышленников символизм, прежде всего, — это новый язык, новые темы. Поэзия «старших символистов» отличалась обостренной чувствительностью, переживаниями, непонятными обычному человеку, и видениями.

Прежде чем перейти к разговору о «младших символистах», необходимо сказать несколько слов об истоках тех идеалов, которые легли в основу их мировоззрения.
Культура и литература в России всегда были тесно связаны с философией, но на рубеже веков возникает особый интерес к этой науке. Философское учение проникает в разные области культуры. Происходит расцвет философской лирики, публицистики, прозы, музыки.
В конце ХIХ века в России в самостоятельную область духовной деятельности выделяется философия. Родоначальником русской философии принято считать Владимира Соловьева (1853— 1900 гг.) — известного мыслителя и поэта.
Соловьёв считал, что только на началах любви возможно торжество христианских идеалов. Любовь для философа являлась основным принципом отношений между людьми, только с ее помощью, по его мнению, можно ощутить свое единство со всем человечеством, преодолев природный эгоизм.
Большую задачу русский философ ставил перед поэтами и художниками, которые должны были «воздействовать на реальную жизнь, направляя и улучшал ее, согласно известным идеальным требованиям».
Под влиянием высоких идей Соловьева о любви, добре и красоте формировалось мировоззрение многих «младших символистов»: их не случайно называли «соловьевцами». По их мнению, поэт является связующим звеном между двумя разными мирами — земным и небесным. Перед поэтом, тем самым, стоит новая задача — стать «органом мировой души... тайновидцем и тайнотворцем жизни».
Писатели-символисты считали, что окружающий нас материальный мир — это видимость, всего лишь отражение идеального Высшего мира. Перед человеком творчества стоит главная задача — проникнуть в истинный мир, надреальный, это и даст возможность стать ближе к Высшему разуму. Символ, используемый при, этом, и является средством, помогающим постигнуть этот надреальный мир.
Символ — это слово-знак, с помощью которого поэт выражает сущность явления и может перекинуть мостик в субъективный мир, в иную реальность. «В поэзии то, что не сказано, мерцает сквозь красоту символа» — так говорил о символе Д. Мережковский.
2.2. В. Я. Брюсов
Серебряный век отмечен целыми созвездиями феноменальных поэтических дарований, и Валерий Яковлевич Брюсов — одно из наиболее ярких. Он был литературным критиком, переводчиком, историком литературы, пушкинистом, занимался редакционно-издательской деятельностью, теорией стиха, исследованием культуры. Это был «живой классик».
Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, опирающуюся на открытия французских символистов. Для него символизм был только литературной школой, и задачей символизма было утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника. Вспомним стихотворения "Ассаргадон", "Грядущие гунны",  к которым мы обращались на уроке родной литературы.
В ранней лирике видно намерение эпатировать, озадачить читателя. Скандально известен моностих Брюсова «О, закрой свои бледные ноги!». Лирический герой Брюсова — сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеян философией Ницше и своим мужественным началом близок индивидуальности самого поэта, мечтающего о прорыве за пределы известного, за грани возможного («Где-то там, на какой-то планете...», «мы на грани снов скользим...»). Образ мечты получает сквозное развитие и реализуется в разных обличьях. Иногда — как воплощение беспредельности: «Моей мечте люб кругозор пустынь, / Она в степях блуждает вольной серной...». Чаще — в облике прекрасной женщины, возлюбленной, музы («Сонет к мечте»). Образ мечты придает реальности сказочные, необычные, экзотические формы, вызывает необыкновенные ассоциации и сравнения: «Этот мир очарований, / Этот мир из серебра!»; «Дремлет Москва, словно самка спящего страуса»; «Моя любовь — палящий полдень Явы». Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты — в «грезу искусства» («Отреченье»):
Довольно! Надежды и чувства
Отныне былым назови,
Приветствуй лишь грезы искусства,
Ищи только вечной любви.
Искусство, по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклоняется как божеству: «Поклоняйся искусству, / Только ему, безраздельно, бесцельно» («Юному поэту»).
Брюсов требовал права поэта на свободу: «Поэт вне общественной, философской, религиозной борьбы». В споре сторонников «утилитарного» и «чистого» искусства он не причислял себя ни к тем, ни к другим («Ключи тайн», статья-манифест, 1904). Лирический герой свободно перемещается во времени и в пространстве, и в стихи и творчества ему подвластно все, он стоит как бы над миром реальности и прозревает «сплетения роковые» мира, его противоречия, обретает новые «дали духа»:
Неколебимой истине
Не верю я давно.
И все моря, все пристани
Люблю, люблю равно.

Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья.
И Господа, и дьявола
Хочу прославить я!

Большое место в поэзии Брюсова отводится истории, не столько в познавательных целях, сколько для декорации, условность исторических образов нужна прежде всего для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени («Нить Ариадны», 1902; «Антоний», 1905). Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. Сборник 1903 года «URBI ET ORBI» («Граду и миру») показывает неоднозначность отношения к этому образу. С одной стороны, воспевание культурных и материальных ценностей, «духа движения» города («Париж», «Мир», «Венеция»), с другой — ужас перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми». Образ города — средоточие роскоши и разврата накануне апокалиптической гибели. Урбанистическая тема иногда заключает в себе переклички с творчеством А. Блока: «В ресторане», «К Медному всаднику». Читаем стихотворения, отмечаем тревожные настроения, изображение таинственности, призрачности жизни.

Некоторые актуальные настроения, события получили в творчестве Брюсова обобщенный, философский отклик. Например, стихотворение 1905 года «На площади, полной смятеньем…»:
На площади, полной смятеньем,
При зареве близких пожаров,
Трое, став пред толпой,
Звали ее за собой.

Первый воскликнул: «Братья,
Разрушим дворцы и палаты!
Разбив их мраморы, мы
Увидим свет из тюрьмы!»

Другой воскликнул: «Братья,
Разрушим весь дряхлый город!
Стены спокойных домов
Это звенья старинных оков!»

Третий воскликнул: «Братья,
Сокрушим нашу ветхую душу!
Лишь новому меху дано
Вместить молодое вино!» (6 июля 1905)

Лирический герой жаждет свободного и гармоничного бытия. Поэт защищает и свободу творчества. Декларацией, раскрывающей понимание Брюсовым сути и задач поэзии, является стихотворение «Кинжал» (1903). И название, и эпиграф («Иль никогда на голос мщенья / Из золотых ножон не вырвешь свой клинок...») относят читателя к образу лермонтовского лирического героя. Лирический герой Брюсова — тоже горд, силен, уверен в себе: «Я — песенник борьбы, / я вторю грому с небосклона». Брюсов — поэт интеллектуального характера, в его творчестве много рационального, идущего от ума, а не от чувства. «Кинжал» — логичное развитие мысли, тезиса «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, / И песня с бурей вечно сестры». Вторая и третья строфы объясняют уход лирического героя от «позорно-мелочной, некрасивой» жизни в историческую экзотику. Мещанской покорности герой противопоставляет борьбу на пике возможностей:
Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, — затем, что я поэт.
Затем, что молнии сверкали.
Соответствует высокому настрою стихотворения и лексика — возвышенная, звучная, торжественно-приподнятая. Интонации и синтаксические конструкции «Кинжала» приближают его к высокой ораторской речи. Строгая организованность, гармоничность, стройность стихотворения типичны и для творчества Брюсова в целом.
В современной ему жизни и в глубине веков поэт выявляет высокое, достойное, прекрасное и утверждает это в своей поэзии в качестве образцов, основ человеческого существования.
Проверьте свои знания, устно ответив на вопросы:

1. К какому поэтическому направлению принадлежал В. Я. Брюсов? (символизм)
2. Перечислите стороны дарования В. Я. Брюсова. (лит. критик, переводчик, историк литературы, пушкинист, редакционно-издательская деятельность, теория стиха, исследователь культуры)
3. Что, с точки зрения В. Я. Брюсова, являлось задачей символизма? (утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить мир современника)
4. Какие тенденции Серебряного века отразились в стихотворении В. Я. Брюсова:
Неколебимой истине
Не верю я давно.
И все моря, все пристани
Люблю, люблю равно.

Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья.
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить я!

5. Каковы взгляды В. Я. Брюсова на искусство? В каких произведениях отражены эти взгляды? (искусство самоценно, художественному дару, творчеству поклонялся как божеству; в стихотворении «Юному поэту»)
6. Какое название носит статья-манифест В. Я. Брюсова?
а) «Ключи Марии», б) «Тяжелые сны», в) «Ключи тайн», г) «Творчество». («Ключи тайн», статья-манифест, 1904)
2.3. КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ 

Поговорим о поэтической индивидуальности этого поэта –символиста. Послушаем высказывания о Бальмонте:

По словам Валерия Брюсова, лидера московских символистов: «…в течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией. Другие поэты или покорно следовали за ним, или, с большим усилием, отстаивали свою самостоятельность от его подавляющего влияния».

Б.Зайцев: «…это великий шантеклер, приветствующий день, свет, жизнь».

М.Волошин: «Бальмонта вообще нельзя сравнивать, он весь – исключение, его можно любить только лично».

М.Цветаева: «В присутствии Бальмонта всегда чувствуешь себя как в присутствии всевышнего. Бальмонт – олицетворение самой поэзии, на каждом бальмонтовском жесте, слово-клеймо-печать-звезда-поэта».

Вывод: все отмечают величественность поэта, незаурядность таланта. Этот удивительный человек не хотел и не мог быть никем иным, как поэтом.

- Кто же Бальмонт как поэт – символист: самовлюбленный, напыщенный, манерный или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов? В чем выражается его символическое начало?

2.4. Чтение и анализ стихов поэта:

А) «Я – изысканность русской медлительной речи….»

Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я - для всех и ничей.
Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая -
Все пойму, все возьму, у других отнимая.
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я - изысканный стих.
- Каково ваше отношение к многочисленным «Я» поэта? (лирическое «Я» поэта многообразно, изменчиво. Символистами жизнь рассматривалась как путь поэта. «Я» стало в центре. У Бальмонта это принимало крайние формы. Эгоцентризм, восторженное отношение к самому себе, уверенность в своей неповторимости – это был своеобразный вызов обществу.)

Существует теория Бальмонта о символах в буквах русского алфавита.

- Если знать теорию звуков Бальмонта, можно проанализировать стихотворение «Камыши» с этой точки зрения?

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чем они шепчут? О чем говорят?

Зачем огоньки между ними горят?

Вывод: образ рождается из звука.

Б) «Я не знаю мудрости, годной для других…»

- Какое главное определение дает Бальмонт своей поэзии? (поэзия мимолетности)

С легкой руки В.Брюсова всю лирику Бальмонта начали определять как поэзию «запечатленных мгновений».

Отрывок размышлений Бальмонта «Из записной книжки»:

«В свете мгновений я создавал эти слова. Мгновения всегда единственны. Они слагались в свою музыку, и я был их частью, когда они звенели. Они отзвенели и навеки унесли в свою собственную тайну…»

Миг-символ, знак, намек на то, что есть вечность. Художник должен выхватить этот миг и запечатлеть его в слове. Стремление постичь миг и выхватить его из вечности сочеталось у Бальмонта с постоянной устремленностью за пределы предельного.

В) «Я мечтою ловил уходящие тени…»

- Назовите центральную тему стихотворения (тема постоянного движения-преодоления- о безмерности. Прием повтора выделяет и укрепляет в сознании писателя эту тему.)

- Глаголы какого вида употребляет поэт? (глаголы несовершенного вида, что обеспечивает процесс движения к свету) - Как стихотворение связано с индивидуальным мировосприятием Бальмонта? (Вместить в каждый миг всю полноту бытия – вот цель поэта)

- Назовите ключевые слова стихотворения (мечта, тени, ловля теней. Мечта, мечтания – состояние человеческой души, которое открывает возможность постичь непостижимое. )

 Определяя символическую поэзию, Бальмонт писал: «Эта поэзия, в которой органически, не насильственно сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота…»

- Найдите эти этом стихотворении два содержания (конкретное содержание – восхождение на башню во время захода солнца, чтобы «задержать» исчезающий солнечный свет. Скрытое – символическое содержание – гимн восхождению, устремление человека от тьмы к свету.)

2.6. Чтение отрывка из статьи Бальмонта «Элементарные слова о символической поэзии»:

«Символическая поэзия говорит особым языком, трогает наши слуховые и зрительные впечатления, заставляет читателя пройти открытый путь творчества: от картины к душе ее, от непосредственных образов к скрытой в них духовной идеальности…»

Вывод: Игра воображения, меняющийся поток образов, световые и звуковые ощущения – все это характерно для поэзии Бальмонта.

У Бальмонта есть любимый прием – перенос ощущений. Поэт способен выразить в слове неуловимые, мимолетные впечатления. Это роднит его с творчеством импрессионистов.

Работая на открытом воздухе (пленэре), художники-импрессионисты передавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. У художников был обостренный интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, к оттенкам материальной красоты предметного мира.

Любой миг, любые впечатления повседневности стали темами живописи импрессионистов. Импрессионизм – светлая сказка. Социальные проблемы остались в стороне.

Ренуар: «В мире и так много зла, не стоит его умножать при помощи полотен.»

Коровин: «Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста. Это Я, это мое пение за жизнь, за радость.»

- В чем импрессионизм творчества Бальмонта? (философия мига, внезапно возникшего и безвозвратно промелькнувшего мгновения, лежащего в основе импрессионизма, сформировала творческую манеру Бальмонта. Важен не предмет изображения, а ощущения. В живописи предмет часто растворяется в свето-воздушной среде. В поэзии видимый мир тонет в дымке нежно-золотой. Бальмонт в символической поэзии видел прежде всего поиски «новых сочетаний мыслей, красок, звуков».)

Еще одна сторона его поэзии: Бальмонт видел в символической поэзии «оглашение» говора стихий Вселенной, которая представляет собой гармонию четырех стихий: Огонь, Вода, Земля и воздух – «…четыре царственных стихии, с которыми неизменно живет душа моя». У этого признания есть поэтическое воплощение. Сборник «Будем как Солнце» (подзаголовок «Книга символов»).

- Что значит они для поэта в стихотворении «Завет Бытия»?

Завет бытия

Я спросил у свободного Ветра,
Что мне сделать, чтоб быть молодым.
Мне ответил играющий Ветер:
«Будь воздушным, как ветер, как дым!»

Я спросил у могучего Моря,
В чём великий завет бытия.
Мне ответило звучное Море:
«Будь всегда полнозвучным, как я!»

Я спросил у высокого Солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари.
Ничего не ответило Солнце,
Но душа услыхала: «Гори!»

- Назовите образы этих стихий. Что значат они для поэта?

Образ ветра (стихия воздуха) - символ вечного движения

Образ моря ( стихия Воды) – символ никем не скованной цельности, свободы

Образ солнца (стихия огня) – символ творчества



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.