|
|||
Ход урока.. Завет бытияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Литература 11 класс Тема № 16-17: ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ (1873-1924). Слово о поэте. Стихотворения: "Ассаргадон", "Грядущие гунны", "Есть что-то позорное в мощи природы...", "Неколебимой истине...", "Каменщик", "Творчество", "Родной язык". "Юному поэту", "Я" Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля. КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ (1867-1942). Слово о поэте. Стихотворения: "Безглагольность", "Будем как солнце, Забудем о том..." "Камыши", "Слова-хамелеоны", "Челн томленья", "Я мечтою ловил уходящие тени...", "Я - изысканность русской медлительной речи..." Шумный успех ранних книг К. Бальмонта. Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору. Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. Цели: показать значение творчества поэтов для русской поэзии; разобраться в особенностях поэтики. Ход урока. 1.Организация класс 2.Новый материал 2.1. Русский символизм. Прежде чем перейти к разговору о «младших символистах», необходимо сказать несколько слов об истоках тех идеалов, которые легли в основу их мировоззрения. Хочу, чтоб всюду плавала Большое место в поэзии Брюсова отводится истории, не столько в познавательных целях, сколько для декорации, условность исторических образов нужна прежде всего для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени («Нить Ариадны», 1902; «Антоний», 1905). Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. Сборник 1903 года «URBI ET ORBI» («Граду и миру») показывает неоднозначность отношения к этому образу. С одной стороны, воспевание культурных и материальных ценностей, «духа движения» города («Париж», «Мир», «Венеция»), с другой — ужас перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми». Образ города — средоточие роскоши и разврата накануне апокалиптической гибели. Урбанистическая тема иногда заключает в себе переклички с творчеством А. Блока: «В ресторане», «К Медному всаднику». Читаем стихотворения, отмечаем тревожные настроения, изображение таинственности, призрачности жизни. Некоторые актуальные настроения, события получили в творчестве Брюсова обобщенный, философский отклик. Например, стихотворение 1905 года «На площади, полной смятеньем…»: Первый воскликнул: «Братья, Другой воскликнул: «Братья, Третий воскликнул: «Братья, Лирический герой жаждет свободного и гармоничного бытия. Поэт защищает и свободу творчества. Декларацией, раскрывающей понимание Брюсовым сути и задач поэзии, является стихотворение «Кинжал» (1903). И название, и эпиграф («Иль никогда на голос мщенья / Из золотых ножон не вырвешь свой клинок...») относят читателя к образу лермонтовского лирического героя. Лирический герой Брюсова — тоже горд, силен, уверен в себе: «Я — песенник борьбы, / я вторю грому с небосклона». Брюсов — поэт интеллектуального характера, в его творчестве много рационального, идущего от ума, а не от чувства. «Кинжал» — логичное развитие мысли, тезиса «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, / И песня с бурей вечно сестры». Вторая и третья строфы объясняют уход лирического героя от «позорно-мелочной, некрасивой» жизни в историческую экзотику. Мещанской покорности герой противопоставляет борьбу на пике возможностей: 1. К какому поэтическому направлению принадлежал В. Я. Брюсов? (символизм) Хочу, чтоб всюду плавала 5. Каковы взгляды В. Я. Брюсова на искусство? В каких произведениях отражены эти взгляды? (искусство самоценно, художественному дару, творчеству поклонялся как божеству; в стихотворении «Юному поэту») Поговорим о поэтической индивидуальности этого поэта –символиста. Послушаем высказывания о Бальмонте: По словам Валерия Брюсова, лидера московских символистов: «…в течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией. Другие поэты или покорно следовали за ним, или, с большим усилием, отстаивали свою самостоятельность от его подавляющего влияния». Б.Зайцев: «…это великий шантеклер, приветствующий день, свет, жизнь». М.Волошин: «Бальмонта вообще нельзя сравнивать, он весь – исключение, его можно любить только лично». М.Цветаева: «В присутствии Бальмонта всегда чувствуешь себя как в присутствии всевышнего. Бальмонт – олицетворение самой поэзии, на каждом бальмонтовском жесте, слово-клеймо-печать-звезда-поэта». Вывод: все отмечают величественность поэта, незаурядность таланта. Этот удивительный человек не хотел и не мог быть никем иным, как поэтом. - Кто же Бальмонт как поэт – символист: самовлюбленный, напыщенный, манерный или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов? В чем выражается его символическое начало? 2.4. Чтение и анализ стихов поэта: А) «Я – изысканность русской медлительной речи….» Я - изысканность русской медлительной речи, Существует теория Бальмонта о символах в буквах русского алфавита. - Если знать теорию звуков Бальмонта, можно проанализировать стихотворение «Камыши» с этой точки зрения? Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чем они шепчут? О чем говорят? Зачем огоньки между ними горят? Вывод: образ рождается из звука. Б) «Я не знаю мудрости, годной для других…» - Какое главное определение дает Бальмонт своей поэзии? (поэзия мимолетности) С легкой руки В.Брюсова всю лирику Бальмонта начали определять как поэзию «запечатленных мгновений». Отрывок размышлений Бальмонта «Из записной книжки»: «В свете мгновений я создавал эти слова. Мгновения всегда единственны. Они слагались в свою музыку, и я был их частью, когда они звенели. Они отзвенели и навеки унесли в свою собственную тайну…» Миг-символ, знак, намек на то, что есть вечность. Художник должен выхватить этот миг и запечатлеть его в слове. Стремление постичь миг и выхватить его из вечности сочеталось у Бальмонта с постоянной устремленностью за пределы предельного. В) «Я мечтою ловил уходящие тени…» - Назовите центральную тему стихотворения (тема постоянного движения-преодоления- о безмерности. Прием повтора выделяет и укрепляет в сознании писателя эту тему.) - Глаголы какого вида употребляет поэт? (глаголы несовершенного вида, что обеспечивает процесс движения к свету) - Как стихотворение связано с индивидуальным мировосприятием Бальмонта? (Вместить в каждый миг всю полноту бытия – вот цель поэта) - Назовите ключевые слова стихотворения (мечта, тени, ловля теней. Мечта, мечтания – состояние человеческой души, которое открывает возможность постичь непостижимое. ) Определяя символическую поэзию, Бальмонт писал: «Эта поэзия, в которой органически, не насильственно сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота…» - Найдите эти этом стихотворении два содержания (конкретное содержание – восхождение на башню во время захода солнца, чтобы «задержать» исчезающий солнечный свет. Скрытое – символическое содержание – гимн восхождению, устремление человека от тьмы к свету.) 2.6. Чтение отрывка из статьи Бальмонта «Элементарные слова о символической поэзии»: «Символическая поэзия говорит особым языком, трогает наши слуховые и зрительные впечатления, заставляет читателя пройти открытый путь творчества: от картины к душе ее, от непосредственных образов к скрытой в них духовной идеальности…» Вывод: Игра воображения, меняющийся поток образов, световые и звуковые ощущения – все это характерно для поэзии Бальмонта. У Бальмонта есть любимый прием – перенос ощущений. Поэт способен выразить в слове неуловимые, мимолетные впечатления. Это роднит его с творчеством импрессионистов. Работая на открытом воздухе (пленэре), художники-импрессионисты передавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. У художников был обостренный интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, к оттенкам материальной красоты предметного мира. Любой миг, любые впечатления повседневности стали темами живописи импрессионистов. Импрессионизм – светлая сказка. Социальные проблемы остались в стороне. Ренуар: «В мире и так много зла, не стоит его умножать при помощи полотен.» Коровин: «Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста. Это Я, это мое пение за жизнь, за радость.» - В чем импрессионизм творчества Бальмонта? (философия мига, внезапно возникшего и безвозвратно промелькнувшего мгновения, лежащего в основе импрессионизма, сформировала творческую манеру Бальмонта. Важен не предмет изображения, а ощущения. В живописи предмет часто растворяется в свето-воздушной среде. В поэзии видимый мир тонет в дымке нежно-золотой. Бальмонт в символической поэзии видел прежде всего поиски «новых сочетаний мыслей, красок, звуков».) Еще одна сторона его поэзии: Бальмонт видел в символической поэзии «оглашение» говора стихий Вселенной, которая представляет собой гармонию четырех стихий: Огонь, Вода, Земля и воздух – «…четыре царственных стихии, с которыми неизменно живет душа моя». У этого признания есть поэтическое воплощение. Сборник «Будем как Солнце» (подзаголовок «Книга символов»). - Что значит они для поэта в стихотворении «Завет Бытия»? Завет бытия Я спросил у свободного Ветра, Я спросил у могучего Моря, Я спросил у высокого Солнца, - Назовите образы этих стихий. Что значат они для поэта? Образ ветра (стихия воздуха) - символ вечного движения Образ моря ( стихия Воды) – символ никем не скованной цельности, свободы Образ солнца (стихия огня) – символ творчества
|
|||
|