Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сочинение-миниатюра (объем – 1=1,5 стр.)



 

Литература10 класс

Тема № 15: «Бесприданница». Новый вариант темы "горячего сердца". Власть денег как движущий мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта. Проблема бедности и богатства как определяющий момент биографии героев. Обобщающий смысл названия драмы.

Система персонажей. Характер и душа Ларисы, мотив свободного полета, связанный с ее судьбой (чайка). Психологическая драма ее судьбы.

"Бесприданница" как новый тип психологической драмы Островского. Многомерность характеров, представленных в ней, новый тип конфликта, реализованный в действии (человек и мир; общество и мир). Пролог будущего, "Бесприданница" как "предчеховская" пьеса Островского.

Цели: дать общее представление о драме, вызвать к ней интерес учащихся к произведению; помочь учащимся определить суть основного конфликта пьесы; отметить характерные черты главных героев;воспитывать стремление быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть личность в другом человеке;

Ход урока

В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника - мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание, постичь ее загадку, коснуться… доброго и дурного в людях.

В. Лакшин

1. Организационный момент.

- История создания пьесы «Бесприданница»

- Действующие лица пьесы Островского «Бесприданница»

- Осмыслить содержание пьесы, конфликт, идею

- Через прием «поргужение в образы» охарактеризовать главных действующих лиц

2. Новый материал

История создания пьесы «Бесприданница»

Перенесемся мысленно в Щелыково, где работает драматург над пьесой «Бесприданница». О чем он думает в тиши кабинета? Почему именно сейчас, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина, обращается он к теме любви? Были ли сказаны те слова? Или сердце болело оттого, что опоздал их произнести? Что хотел сказать нам Островский? И не в этом ли секрет пьесы, который предстоит разгадать будущим поколениям?

А газеты того времени наперебой: «Как измельчал талант нашего первого драматурга!» «Островский пережил свой талант!»

Но почему так трогает эта «неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чем же ее тайна?

Подойдем к раскрытию этой тайны с самого начала, с истории создания.

Друг Островского, актер М.И. Писарев, передавал рассказ самого драматурга о первоначальном сюжете пьесы под названием «Бесприданница»: «На Волге старуха с 3 дочерьми. 2 разухабистые, и лошадьми править, и на охоту. Мать их очень любит, и им - приданое. Младшая - тихая, задумчивая, бесприданница. Два человека влюблены. Один деревенский житель, домосед, веселиться, так веселиться, все удается у него. Читает «апостола», ходит на охоту. Другой нахватался верхушек, но пустой. Живет в Питере, летом в деревне, фразер. Девушка в него влюбилась, драма». Судя по этой записи, перед нами первые подступы к сюжету, который определился окончательно лишь к ноябрю 1874 года.

Есть и другая версия.

Материалом для «Бесприданницы» послужило судебное дело - убийство молодой женщины на почве ревности, разбиравшееся в Кинешме в бытность Островского мировым судьей. Драматург «внимательно изучил это дело, беседовал с целым рядом лиц, причастных к нему».

Художественная реализация сюжета растянулась на долгие годы.

1 октября 1876 года Островский сообщал Ф.А. Бурдину из Шлыкова: «Все мое внимание и все мои силы устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года тому назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю кончить ее в этом же году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое мое оригинальное произведение».

Однако прошло еще два года напряженного творческого труда, прежде чем 17 октября 1878 года Островский на беловом автографе «Бесприданницы» с чувством облегчения и творческого торжества сделал надпись: «Ария 40», а в письме к начальнику репертуарской части петербургских театров П.С. Федорову сообщил: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений».

В октябре 1878 года Островский возвращается из Щелыкова в Москву и по принятой традиции поверяет свою очередную драму на суд избранной публики посредством литературных чтений. На сей раз они проходят с редким для драматурга успехом.

3 ноября 1878 года он сообщает Ф.А. Бурдину: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были враждебные лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений».

Через месяц состоялись премьеры «Бесприданницы» в Малом театре и в Александринском театре в Петербурге. Еще два месяца спустя она была опубликована в первом номере «Отечественных записок» за 1879 год.

Конфликт пьесы – столкновение доверчивой и честной девушки Ларисы Огудаловой с миром холодных дельцов, с миром, в котором все продается и покупается. В основе драмы – социальная тема: Лариса – бесприданница, этим и определяется ее трагическая судьба.

Таким образом, основная идея драмы состоит в том, что в обществе, где торжествуют дельцы-хищники, подобные миллионеру Кнурову, не могут жить, «проявить себя» честные и порядочные люди; их достоинство растоптано, гордость уязвлена. «Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково то трагическое положение, в котором оказывался человек, лишенный материальной обеспеченности»

Четверо героев – мужчины (Кнуров, Паратов, Вожеватов, Карандышев) – претендуют на внимание и общество Ларисы Дмитриевны Огудаловой. О ней говорят и ею восхищаются, но Человека в ней не видят. Для бряхимовских богачей она – развлечение, удобный случай потешить тщеславие, удовлетворить свое любопытство. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… Они смотрят на вас, как на вещь», – бросает оскорбительные (но верные) слова Ларисе Карандышев. Лариса: «Вещь!.. Да, вещь… Они правы, я вещь, а не человек!» Это слова измученной женщины, но это и отчаянный протест против лживого и циничного общества.

2. Система образов

Бесприданница - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданного (Ожегов)

О многом говорит и смысл имен персонажей, здесь Островский продолжает традиции «говорящих» фамилий и имен: Харита – Харита Игнатьевна Огудалова (греч. харис-изящество, прелесть, красота. Харитами величали цыганок из хора; кнур – кабан, Паратов (прил. паратый - бойкий, сильный, дюжий усердный, ражий)

Вожеватов (вожеватый народ - развязный, беспардонный) Юлий Капитонович Карандышев (Юлий - имя знаменитого римского императора Цезаря;

Капитон (лат. капитос - голова; Карандышев (карандыш - неподросток, коротышка, человек с непомерными ничем не обоснованными претензиями).

Лариса – в переводе с греческого – белая чайка. У всех персонажей указаны фамилии, и только Лариса названа по имени. Потому что «огудать» - обмануть, эта фамилия так подходит к ее матери, но только не к ней. Поэтому перед нами просто Лариса - белая чайка, живущая не по законам мира, ее окружающего, а по своим собственным, какие диктует ей сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви. Поэтому она смотрит на чайку, парящую в небе.

Мать Ларисы Харита Игнатьевна Огудалова.

Семья обеднела и занимает теперь двусмысленное положение. Для нее показное благородство и роскошь – необходимость, чтобы удачно выдать замуж дочь. Кнуров и Вожеватов говорят о ней, что она «бойкая», «проворная», т.к. из всего стремится извлечь выгоду. С богатыми людьми - льстива и хитра. Этому же учит дочь. Ведь сегодня без хитрости не проживёшь. Да она и не скрывает, что заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери, насмехается над ее порывами поселиться в Заболотье. Она совсем не понимает Ларису, не одобряет её решения выйти замуж за Карандышева. Что это за блажь: её стремление уехать в деревню, сыграть скромную свадьбу.

Ей не стыдно просить у Кнурова деньги, а накануне свадьбы дать своё согласие на предложение богатого купца быть содержателем Ларисы, в том случае, если она уйдёт от Карандышева. Что тут такого? “Без хитрости не проживешь” - вот девиз жизни Хариты Игнаьбевны. После побега Ларисы из дома она все думала: “Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди… А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика”.

Образ Паратова

Сергей Сергеевич Паратов. Молод, красив, одевается с шиком. У него душа русского человека: идеал уживается с безобразием. Он привлекает цыган, ямщиков, трактирных слуг. Готов поставить на карту не только свою, но и чужую жизнь. Вспомним, например, случай с кавказским офицером. Да, он отличный стрелок, но не каждый бы решился на отчаянный шаг: Паратов стрелял в монету, которую держала Лариса. Он умеет красиво ухаживать, говорить комплементы и слова любви. Он нравится женщинам, и это знает и этим пользуется. Собирается продать «Ласточку», жаль, но что делать. Любит он жить на широкую ногу.

При общении с людьми Паратов держится на уровне , соответствующем статусу «блистательного барина». Он ошибается, грешит и сам себя прощает. Он противоречив, привлекательность его - в пороках. Размах и расточительность у него во всем: деньгах, чувствах, материальных и духовных затратах. Это не может оставить равнодушным никого: у мужчин барин вызывает зависть, желание подражать; у женщин - восхищение. «С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич… Это идеал мужчины». Так говорит о нем Лариса, она не желает замечать того, чего он сам и не скрываеь: своей губительной сути. Люди для него – лишь игрушки, хотя ведет себя с ними довольно хорошо. Когда Сергей Сергеич однажды проплывал мимо острова, то решил взять человека, который там оказался, взял его, как игрушку, не стал брать обоих людей, потому что ему нужен был актер Робинзон , который развлекал бы его в дальнейшем путешествии. Такой же игрушкой стала для него и Лариса.

Паратов приучен к успеху, привык брать в жизни все лучшее и не обременять себя соображением цены, хотя бы и в виде ответственности за судьбу тех, «кого приручил». Его жизненный принцип: «… найду выгоду, так все продам…» . Золотые прииски для него дороже.

Образ Ларисы

Лариса Дмитриевна Огудалова. Она красива, хорошо поет. У ее маменьки нет денег, и поэтому мать старается поскорее выдать ее замуж, все ищет лучшую партию. Сколько женихов в доме перебывало? Стыдно сказать! Лариса не хочет судьбы своих сестер, она хочет любить и быть любимой. Она не умеет прятать от других свои чувства, в разговоре открыта и прямолинейна, всегда имеет свое мнение. Для нее дом – это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. “Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда”. “Бежала б я отсюда, куда глаза глядят”. “Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы”. “Я по крайней мере душой отдохну”. “Для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем”. Ларисе приходится слушать маменьку: улыбаться, петь романсы. «Кнуров и Вожеватов предлагают мне содержание. А Карандышев - положение честной замужней женщины и унылое существование. Паратов хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Я очень люблю его, а я для него - просто сильное увлечение. Кто не увлекался? Такова его философия. А я ведь полностью доверилась своему избраннику и готова была следовать за ним хоть на край света. Но для окружающих – я вещь …. Ну уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой

5. Что можно сказать о Карандышеве?

(«Он давно у них в доме вертится, года три. Гнать не гнали, а и почету большого не было. Когда перемежка случалась, никого из богатых женихов в виду не было, так и его придерживали, слегка приглашивали, чтоб не совсем пусто было в доме. А как, бывало, набежит какой-нибудь богатенький, так просто жалость было смотреть на Карандышева: и не говорят с ним, и не смотрят на него. А он-то, в углу сидя, разные роли разыгрывает, дикие взгляды бросает, отчаянным прикидывается. Раз застрелиться хотел, да не вышло ничего, только насмешил всех. А то вот потеха-то: был у них как-то, еще при Паратове, костюмированный вечер; так Карандышев оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды, особенно на Сергея Сергеича».

- Можно ли увидеть в первом действии взаимоотношения Ларисы и Карандышева? Похожи ли они на влюбленных? (нет) Почему?

- Можем ли мы сделать вывод, что Лариса до сих пор любит Паратова?

- Как принимают приглашение Карандышева Мокий Парменыч и Василий Данилыч? ( без особого желания, снисходительно-равнодушно)

- Какова жизненная позиция Кнурова, Вожеватова, и Паратова? Проанализируйте цитаты, которые принадлежат этим героям, определите, кому принадлежат эти слова и сделайте вывод

«Значительное лицо города»

- Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому… у кого денег много. Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, а тогда и браните меня.

- Если скажу: орел, так проиграю, орел, конечно, вы.

«Значительное лицо города»

- За удовольствие надо платить, они даром не даются…»

- Я знаю, что такое купеческое слов.

- Что я обещал, то и исполню: для меня слово - закон, что сказано, то свято.

- Всякому товару цена есть.

«Блистательный барин»

- Я человек с правилами, брак для меня дело священное.

- Я сам такой же бурлак.

- Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно.

- У меня правило: никому ничего не прощать…

- Ведь я чуть было не женился на Ларисе - вот бы людей насмешил.

- Господа, я имею слабость к артистам.

Вывод:

Мы видим, что купцы пореформенной России далеко отличались от бородатых купцов-самодуров. Многие из дельцов последнего времени изучали финансовое дело, знают тайны банковских операций. В отличие от замоскворецких первонакопителей, он изучают европейский опыт обогащения. Не случайно Кнуров, бывая в Бряхимове, по преимуществу молчит: нет интересных собеседников. Разговаривать он ездит за границу, иногда в Петербург или Москву. Чтобы быть в курсе дела, владельцы приисков, пароходов, фабрик посещают промышленные выставки в Париже, читают европейские газеты, ищут общества дипломатов. Есть среди них ценители искусства.

- В чем, например, обаяние Кнурова и Вожеватова? (Держаться с достоинством, способы ценить красоту, искренне ценить красоту, искренне восхищаться талантом).

- Что скрывалось под внешним лоском «цивилизованных», «европеизированных» дельцов? (В основе поступков послереформенных буржуа, по размаху своей деятельности, методами накопления, образу жизни, внешнему лоску так непохожи на дореформенных бородатых купцов, лежал все тот же хищнический закон: «К себе, к одному себе»).

Вывод: эти люди никогда не отказываются от своих желаний, жестоки в достижении цели

- Кто виноват в смерти Ларисы? (Мать, Паратов, Карандышев…все виноваты).

3. Подведение итогов.

В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того, что в обществе властвует бессердечный «чистоган», превращающий неимущего – в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково то трагическое положение, в которых оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гинут, вступая в неравную борьбу, честные люди. Справедливо высказывание А.И. Ревякина, что «для сюжетов своих пьес Островский избирал не мелкие бытовые факты и события, а наиболее значительные, типичные, общеинтересные, способные трогать миллионы людей из самых разнообразных общественных слоев».

4. Домашнее задание

1. Сочинение-миниатюра (объем – 1=1,5 стр.)

1. Что привлекает меня в образе Ларисы Огудаловой.

2. Осуждаю я или оправдываю Ларису Огудалову?

3. Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.