Объяснение нового материала. 1. ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ А. Н. ОСТРОВСКОГО
Литература 10 класс
Тема №13: Реализм XIX века. Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ (1823-1886)
Общая характеристика творчества. Новаторство Островского-драматурга.. Пьесы: "Доходное место", "На всякого мудреца довольно простоты", "Снегурочка", "Женитьба Бальзаминова".
А.Н. Островский — мастер комедии характеров и комедии положений. Отражение русской действительности в комедиях драматурга. Приемы и способы создания комического эффекта в пьесах А.Н. Островского. Речевая характеристика персонажей. Особенности типизации в пьесах А.Н. Островского. Непреходящее значение созданных А.Н. Островским характеров. Социальная значимость сатиры А.Н. Островского.
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия). Реалистическая драма. Речевая характеристика в драматическом произведении.
«Гроза». «Темное царство» в изображении А.Н. Островского, «семейно-денежные отношения» (Н.А. Добролюбов) как основа господства самодуров. Самодурство как социально-психологическое явление. Трагический конфликт личности с социально-бытовым укладом.
Цели: вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга; познакомить с основными этапами творческого пути Островского и выяснить, как изменялись взгляды драматурга на протяжении его творческого пути; дать характеристику городу Калинову и его жителям.
Ход урока. Эпиграф к уроку:
Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, — мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь — и вновь пустишься в дорогу. А. Р. Кугель 1. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество А. Н. Островского Александр Николаевич Островский (1823—1886) — талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес. Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика. Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы — Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники. Его отец — Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать — Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами. После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха. В 1840 году Островский успешно ОКОНЧИЛ престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета. Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой. С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела. С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.
2. Объяснение нового материала. 1. ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ А. Н. ОСТРОВСКОГО
1847—1851 гг. — начало литературной деятельности, формирование литературных и эстетических взглядов Островского под влиянием статей Белинского и Герцена. Написание очерка «Записки замоскворецкого жителя». Цель очерка — описание быта и типов Замоскворечья. В автобиографических заметках А. Н. Островский писал: «Самый памятный для меня день моей жизни: 14 февраля 1847 года... С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в это признание». Именно в этот день Островским были прочитаны первые наброски комедии «Банкрот», названной впоследствии «Свои люди — сочтемся!». Закончена пьеса была в 1849 году. Характерные купеческие типы, быт, среда были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих лиц. Пьеса имела успех. (Выступления учащихся с кратким обзором содержания комедии «Своилюди – сочтемся!») Отзыв В. Ф. Одоевского: «Я считаю на Руси три трагедии:«Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я поставил нумер четвертый». 1852—1854 гг. — москвитянинский период в творчестве Островского. Это время активного участия драматурга в журнале «Москвитянин».Создание пьес «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Драматург иначе подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческих семьях между хозяевами и их слугами и работниками. 1855—1860 гг. — предреформенный период, когда Островский сближается с редакцией «Современника» и печатает свои произведения в журналах «Современник» и «Отечественные записки»: «Не сошлись характерами!», «Доходное место» и другие. Лучшее произведение этого периода — «Гроза» (1859), которое И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего ... таланта». 1861—1886 гг. — пореформенный период, продолжавшийся до смерти драматурга. Островский пишет сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес», «Волки и овцы», сказку «Снегурочка». Перед читателем проходят представители разорившегося барства («Бешеные деньги»): Чебоксаров, Кучумов, Телятев, Глумов... Их объединяет то, что живут они на «бешеные деньги», которые попадают к ним случайно и, естественно, долго не задерживаются. Моральное разложение коснулось и помещиц преклонного возраста Гурмыжской («Лес») и Мурзавецкой («Волки и овцы»). Гурмыжская занята, несмотря на возраст, любовными приключениями. Мурзавецкая не прочь пойти на обман, лишь бы поддержать свое благосостояние. Островский пишет и о дельцах, пришедших на смену помещикам-самодурам. Кнуров и Вожеватов («Бесприданница»), Великатов («Таланты и поклонники»), Беркутов («Волки и овцы») — энергичные, образованные, смелые и изворотливые «рыцари наживы». 2. А. Н. ОСТРОВСКИЙ В 70-80-е ГОДЫ Александр Николаевич не был революционером-демократом, в своих пьесах непосредственно не затрагивал вопросы политики. Но путь его и взгляды были достаточно противоречивы. В комедии «Свои люди — сочтемся!» он безжалостно осудил купцов. В «славянофильских» пьесах он нарисовал запоминающиеся фигуры купцов, крутых нравом, но совестливых. Проходит немного времени, появляется комедия «В чужом пиру похмелье», в которой впервые в литературе произнесено слово «самодур». Со страниц последующих пьес ЗВУЧИТ ГОЛОСдраматурга в защиту свободы человека. Жизнь драматурга на склоне лет не быласчастливой и обеспеченной. Однажды он написал актеру Ф. Бурдину: «Объявляю тебе по секрету, что я совсем оставляю театральное поприще. Причины вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России живут моим репертуаром! Я не добился, чтобы меня хоть мало отличали от какого-нибудь переводчика. По крайней мере, я приобрету себе спокойствие и независимость вместо хлопот и унижения». Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно. Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью. 1865 г. — инициатор создания «Артистического кружка». 1874 г. — организатор «Общества русских драматических писателей и композиторов». 1881 г. — составитель записки правительству о создании русского национального театра. 1886 г. — заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища. Но здоровье Островского подорвано. Весной 1886 года писатель уезжает в село Щёлыково Костромской губернии. Умер Островский за письменным столом в Щёлыкове, работая над переводом шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра». Высокую оценку драматургической деятельности Островского дал И. А. Гончаров: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского».
Драма «Гроза» создавалась в условиях, непосредственно предшествовавших отмене крепостного права. Она подтвердила мысль Н.А.Добролюбова, высказанную в «Темном царстве»: Островский «обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны». Действие пьесы происходит в городе Калинове, собирательном образе провинциального города на Волге, и там, на берегу прекрасной реки, раскинулся общественный сад. Кулигин говорит: « Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Давайте подумаем: какие люди живут здесь. Мирные? Добрые? Спокойные? Как показан город Калинов? Критик Н.А. Добролюбов называет этот город «темным царством».
|