Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Историко-архитектурные памятники



Историко-архитектурные памятники

Милославского района

В жизни людей Храмам принадлежит особое место. Каждое поколение возвышало свои храмы. Храм – это символ веры,  символ любви, причем символ видимый, осязаемый. Нам, жителям Рязанской земли, из глубокого прошлого досталось богатое наследство - Храмы, которые свидетельствуют о таланте и трудолюбии наших предков. Храмы – это наши корни, наша память, наше прошлое.

А без прошлого, как известно, нет будущего.

Так сложилось, что история православных храмов тесно связана с историей  и политикой нашего государства. Были периоды и сотрудничества и противостояния, опоры и полного отторжения.  Государство влияло, как на открытие, так и на закрытие  Храмов, как на возрождение, так и на уничтожение. Как мы знаем, Храм Христа Спасителя в Москве был взорван в 1931 году, а затем вновь восстановлен в 1997 году.

Такая же участь ждала  и  церкви в нашем Милославском районе. Не все из них  выстояли и сохранились до наших дней. От многих не осталось и следов, только лишь описания в древних книгах.  Так, в годы войны, исчез с лица земли Храм Михаила Архангела (Архангельская церковь) в старинном селе Чернава. Известно, что во время войны, немцы уходя из села, сожгли райком партии, в результате чего пошла на слом вот эта  прекрасная церковь. Её разобрали всю по кирпичикам.

В селе Боршевом  в 1938 был разрушен Храм  Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь), (Не осталось даже фото) построенная силами местных жителей,  и освященная на Покров в 1911 году.  Из разобранного кирпича был построен клуб и часть новой школы.

Да и другие церкви были приведены в запустение и от многих из них остались лишь руины и стены.

· Храм Михаила Архангела (Архангельская церковь), построенная в 1790 году князем Михаилом Петровичем Голицыным в селе Архангельское;

· Храм Спаса Нерукотворного Образа (Спасская церковь), построенная в с. Лошаки в 1856 году;

· Храм Федора Студийского (церковь Фёодоровская), построенная в с. Курбатово в 1803 году.

Современное общество поддерживает церковь, благодаря чему постепенно восстанавливаются разрушенные прежде Храмы и строятся новые.

В Милославском районе  в настоящее время действуют более 10 церквей,

среди них есть, как восстановленные, так и возведённые с нуля.  Как правило,

 все восстановительные работы ведутся жителями сел на средства спонсоров, и прихожан нашего района. Сегодня я предлагаю вам совершить виртуальное «паломничество» по святыням Милославской земли.

Уважаемые друзья,  поистине редкостные достопамятности таятся в отдалённых уголках нашего Милославского района.

Если устремиться в самый юго-западный угол Рязанской области, к Дону, вспоминаются Пушкинские строки: «Блеща, средь полей широких, Вот он льётся…Здравствуй Дон!»  Здесь у областной границы, в излучине реки Дон,  в 30 км от п.г.т. Милославское, приютилось село Воейково.

В первой половине 18 века –  это  была вотчина поручика Алексея Васильевича Воейкова, а в последней четверти 18 столетия – усадьба принадлежала уездному предводителю дворянства, коллежскому советнику Сильвёрсту  Васильевичу Муромцову,  (1733 – 1815), и в дальнейшем передавалась по наследству.

Именно им, в 1784 году вместо прежней деревянной церкви, был заложен Храм иконы Казанской Божией Матери. (Церковь Казанская)

 В настоящее время - Историко-архитектурный памятник федерального значения.

Здание каменное, кровля крыта железом, с двумя колокольнями. 

Глядя на Казанскую церковь, вспоминаются двухколокольные храмы архитектора В. И. Баженова. Но это лишь предположение,  то что именно он  был архитектором не доказано. Казанская церковь получила свой вид в результате нескольких строительных периодов. В 1781 году был построен основной Храм,

а трапезная с двумя колокольнями на её западном конце возникла лишь в 1836 году.  В архитектуре Казанской церкви присутствует стиль барокко, но в трапезной с колокольнями явно господствует классицизм, даже ампир, вернее поздний ампир.

Но в целом, глядя на Казанскую церковь, не перестаешь восхищаться этому поразительному созданию архитектурной фантазии  и смелости зодчего, имя которого нам не известно.

Это прекрасное здание ждала печальная участь. После 1917 г. в Казанском храме ещё некоторое время проходили службы. Но в 30-х годах  церковь перестала действовать, была превращена в склад зерна, стройматериалов и удобрений.

Восстановительные и реставрационные работы требуют больших денежных затрат, но по инициативе местных жителей,  в 2006 году Храм вернули церкви, и пошёл медленный процесс его восстановления силами местных жителей.

Так что, есть надежда, что мы еще когда-нибудь увидим Казанскую церковь в ее изначальной красоте...

Направляясь на юг Рязанской области, в 5 км езды от п.г.т. Милославское, находится село Покрово- Гагарино. Здесь нас встречает единственный свидетель прошлого – Покровская церковь - ещё один историко - архитектурный памятник федерального значения. Известно, что в последней четверти 18 века село Покрово-Гагарино являлось усадьбой полковника Алексея Ивановича Дубровского.

 Им же была построена новая каменная церковь в с. Покрово- Гагарино.

О чём в клировой ведомости  церкви за 1914 год указано: «В 1776 году чаянием покойного прихожанина Алексея Ивановича Дубровского, была построена церковь каменная, крепка, покрыта железом, с таковою же колокольней и оградой».

Пятиглавая церковь имеет крестообразную форму с отдельно стоящей колокольней. К центральному восьмиреку по сторонам света примыкают двухъярусные объёмы , внизу прямоугольные, а во втором ярусе тоже восьмигранные. Все восьмиреки – центральный и боковые – крыты куполами и увенчаны сквозными барабанами и фигурными глазами.

Перед нами типичное барокко, композиционно идущее от архитектуры 17 века.

При этом архитектурная композиция Покровской церкви трактована скорее в западно- европейском, нежели в древнерусском духе. Автор Покровской церкви был незаурядным архитектором! Но, к сожалению, имя его не сохранилось не в каких исторических документах.

В советское время Покровская церковь была заброшена, но с 1991 году, после сорокалетнего молчания, настоятелем Сергеем Потёмкиным в церкви были вновь открыты службы. В настоящее время церковь, к всеобщей радости местных жителей, является действующей, хотя  по-прежнему нуждается в реконструкции и обновлении.

 

На речке Малая Полотёбня, в 116 км  от Рязани, в 30 км от Скопина располагалось когда- то большое село  Старое Курбатово.  В старину его называли Федоровкой. Оно впервые упоминалось в окладной книге за 1676 год, где  записано, что село являлось вотчиной стольника Федора Петровича Вердеревского (1652-1721г.р.). Сейчас это брошенная полуразрушенная, заросшая травой и деревьями деревня.  

Но по- прежнему, на высоком берегу реки, можно видеть -   прежде величавый Храм  Феодора Студита (Федоровскую  церковь). Ещё один историко - архитектурный памятник федерального значения.  Храм стоит  на высоком берегу, а его  колокольня будто парит над густым лиственным лесом.

Известно, что в начале XIX века  в Курбатове  находилась деревянная церковь преподобного Федора Студийскаго,  и была она ещё достаточно прочна, и в ней проходила служба.  Но в  1803 г. не столько по ветхости,  сколько по прихоти владельца, капитана гвардии Сергея Васильевича Толстого, который не прочь быль щегольнуть пред другими новою церковью, старая  деревянная церковь была разобрана и выстроена новая - каменная  с приделами муч. Агриппины и св. Василия Блаженного. В 1893 году здание было оштукатурено на средства бывшего помещика Ивана Васильевича Новикова.

Когда-то Храм был впечатляющей красив, об этом можно судить по сохранившемуся сферическому кирпичному своду основной части храма и выложенному цветной плиткой полу. Но, после закрытия, в советское время здесь размещался коровник,  и в наши дни бывший Храм представляет из себя грустное зрелище.                                                    

Здание разбито, раскурочено, изуродовано. Единственная уцелевшая фреска изрисована надписями. Купол на колокольне разорван, под крестом видны следы выстрелов. Старинный сельский храм нуждается в немедленной реставрации, иначе мы можем потерять его навсегда.

 

 

Село Ново-Александрово находится в 111 км от Рязани и 25 км от Скопина. Первоначально село называлось Жерновские выселки и входило в состав прихода с. Жерновки.  Но,  в 1770 году, по прошению крестьян и по представлению Скопинской канцелярии, было получено разрешение, построить в Жерновских выселках отдельную церковь. Сначала церковь была деревянной, а в  1836 году на месте деревянной была построена каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и, небольшая деревня становится селом с весьма распространенным для России названием Ново - Александрово.  В 30-е годы минувшего века в Ново-Александрове и соседним с ним селе был организован колхоз «Кировец». Казалось бы, большевики, так рьяно боровшиеся с религией по всей стране, должны закрыть церковь, но этого не случилось! И этот Храм стал единственным в районе, который за всё время своего существования не подвергался нападению, не был разграблен, и в нём никогда не прекращались богослужения. Он продолжал работать, не смотря на войну и  разруху, вселяя в души людей надежду на будущее. 

Пережив несколько капитальных ремонтов, растеряв все колокола и не сохранив ни одной оригинальной фрески, церковь Рождества Пресвятой Богородицы сохранила свой первоначальный вид и по сей день открыта для своих прихожан.

И ещё хочется сказать несколько слов о настоятеле Храма в селе Ново-Александрово. Им  с 1989 года является очень уважаемый в районе человек, в прошлом участник боевых действий в Афганистане, а в настоящем благочинный Милославского округа - священник Валерий Анатольевич Хиров.

Это его трудами и его молитвами, Храм Рождества Пресвятой Богородицы по- прежнему радует своих прихожан. А ещё отец Валерий всегда охотно сотрудничает с нашей библиотекой, проводит занятия ко Дню православной книги, часы православия к юбилейным и памятным датам, занятия в рамках цикла православных бесед «Вначале было Слово…», организует поездки для участников в свой Храм.

И заканчивая сегодня своё выступление, мне хочется сказать, что каждый из православных Храмов имеет свою судьбу, свой неповторимый характер.

Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней красотой, и гармоничным звоном колоколов. Какое это счастье, что до наших дней дошли прекрасные образцы архитектуры! И наша задача собрать и сохранить то немногое, что осталось от наших святынь, служивших для народа и ради народа, несших спасение, святость и надежду…

Спасибо за внимание!

Агеева О.В., МБУК «Милославская ЦБ»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.