Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Самое главное на каждом этапе - не забрать инициативу в свои руки!!! Защищать работу будет ребёнок самостоятельно!!!



 

Сегодня учебно-исследовательская деятельность в школе – веление времени. Изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, интерактивных педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, способностью самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Важной задачей современной образовательной системы является формирование универсальных учебных действий, способствующих саморазвитию и самосовершенствованию школьников. Важнейшее значение придается формированию коммуникативных умений, без которых осуществление исследования и его последующая защита невозможны. Вне уроков ученики включаются в формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального интеллекта, необходимого им в дальнейшей жизни. Исследовательская деятельность учащихся прописана и во ФГОС, на данный вид деятельности ориентированы программы всех школьных предметов, в том числе и программа по литературе. А с прошлого учебного годавыполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 9 класса, перешедшего на обучение по ФГОС ООО.

В прошлом учебном году восемь девятиклассников нашей школы выбрали темы индивидуального итогового проекта по литературе.

Как же помочь ребёнку на пути научного познания? Как лучше формировать умения и навыки самообразования? Как научить способам активной познавательной деятельности? Эти вопросы встают перед педагогом, стремящимся к развитию интеллектуальной сферы личности и организующим учебно-исследовательскую деятельность ученика.

Целью вовлечения школьников в учебную исследовательскую деятельность является активизация личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, а также развитие творческих способностей школьников через совместный творческий процесс учителя и ученика.

 Приобщение школьников к учебной исследовательской деятельности способствует решению следующих задач:

- развивать интерес к литературе, расширять и актуализировать знания по  предмету;

- формировать самостоятельность, творческую выработку решений;

 - осваивать творческий подход к любому виду деятельности;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- расширять представления о способах получения информации;

 - развивать коммуникативные навыки;

- привлекать школьников к участию в олимпиадах, творческих конкурсах, научно-практических конференциях. 

В своём выступлении я хочу дать понятие «исследовательской деятельности», отнесённой именно к курсу «Литература»; показать, что все учебно-исследовательские работы имеют практическую значимость; раскрыть условия эффективности исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету.

Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особен­ности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает школьников к самостоятельной работе с текстом, помогает формировать исследовательские умения и навыки литературоведческого анализа. При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности ученика, его профессиональная направленность, приоритетные формы самостоятельной работы.

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявить его художественное и жанровое своеобразие, особенности авторского стиля, мастерства пи­сателя, типологии образов и т.п. Например, «Образ дерева и цветопись в лирике Сергея Есенина»

2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, «Чей говор лучше?» (исследование диалектизмов на примерах произведенийС.А.Есенина, В.М.Шукшина, В.М. Киселёва).

 

3. Работы, предполагающие интеграцию литературы, музыки, живописи и истории, философии, лингвистики, психологии, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методо­логические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например,«Происхождение и образование литературных псевдонимов», «Памятники литературным героям в России» «Российские барды вчера и сегодня», « Сказ «Левша» глазами художников», «Дуэли и дуэлянты в русской литературе»

4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области. «Природа Уренского района в поэзии и живописи родного края»

                                      

 Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

В процессе учебно-исследовательской работы по литературе используются следующие методы:

· теоретические – анализ литературы; моделирование общей и частных гипотез исследования; проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; синтез (обобщение) полученных результатов;

· специальные – интерпретационный (интерпретация, т.е. истолкование художественного текста); компаративный (метод исследования, позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в тексте);

· эмпирические – наблюдение над художественным текстом, опросно-диагностические методы (анкетирование, беседа);

· статистические – статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

 

Учитывая специфику школьной системы, правильно будет определить исследовательскую деятельность учащихся как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного.

Исследовательскую деятельность как учебный процесс можно разделить на несколько этапов.

 I. Этап «Это интересно!» В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Доктор педагогических наук А. И. Савенков считает: «Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения». Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удаётся что-то открыть самому. Задача учителя - вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способом выполнения работы. На уроках или во внеурочное время учитель знакомит учащихся с учебно-исследовательской деятельностью на примере работ известных учёных или ранее выполненных исследовательских работ школьников.

 II. Этап «Выбираем тему»

 На данном этапе учителем определяется круг проблем, требующих решения, формулируются темы предполагаемых исследований. Тем должно быть столько, чтобы у учащихся появилась возможность выбора. Требования к теме исследовательской работы: 

- тема должна быть интересна ребёнку, учитывать особенности его  интересов, склонности; 

- через решение предложенной темы ученик должен максимально реализовать свой творческий потенциал, раскрыть лучшие стороны своего интеллекта;

 - тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена сравнительно быстро;

 - тема должна быть оригинальной. 

Совместная работа при выборе и утверждении тем создаёт атмосферу сотрудничества между учениками и учителем.

III. Этап «Собираем информацию»

 Один из важнейших вопросов данного этапа работы – где добыть нужную информацию, связанную с проблемой исследования. Материал для работы может черпаться из самых разных источников: словарей, справочников, энциклопедий, критической литературы. Информация может быть почерпнута также из сети Интернет. В ходе подготовки формируется план поиска информации и оформляется в виде текстового файла. Такой план включает название искомых целей, конкретный универсальный указатель ресурсов, ключевые слова для поиска. Как же поступать в том случае, если по какой-то теме не удаётся найти нужной информации? В статье «Детские исследования в домашнем обучении» А. И. Савенков развенчивает некоторые «педагогические мифы»: «…принято считать, что прежде чем заниматься собственными исследованиями, надо долго и нудно изучать всё, что до тебя сделали другие. История открытий и изобретений говорит о том, что всё это совсем не так…» Именно поэтому в ряде наших ученических исследовательских работ список литературы содержит в основном указание на исследуемые художественные тексты.

IV. Этап «Выдвигаем гипотезу»

 Гипотеза – это предвидение события, это вероятное знание, ещё не доказанное. Профессор П. П. Кохановский даёт следующее определение гипотезы: «Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо и нуждается в доказательстве». Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, - это проблема. Гипотеза или гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа процесса творческого мышления. Гипотезы позволяют увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Выдвижению гипотезы предшествуют следующие операции:

- наблюдения над текстом (текстами) художественных произведений;

 - анализ отдельных фактов, касающихся художественных образов, структуры произведения, особенностей языка, индивидуальных особенностей стиля писателя и т. д.; - выявление чего-то неожиданного, нового.

На данном этапе учителю целесообразно предложить школьникам упражнения, позволяющие отработать умения выдвигать гипотезу. При выдвижении гипотез мы пользуемся таким несложным алгоритмом:

1) мозговая атака (школьники предлагают варианты решения проблемного вопроса, сформулированного учителем по теме исследования, - чем больше идей и чем они неожиданней, тем лучше);

2) классификация гипотез на обоснованные (подкреплённые логическими соображениями и литературными наблюдениями) и «провокационные идеи» (по А. И. Савенкову);

 3) выделение самых интересных гипотез.

V. Этап «Ищем пути решения проблемы».

Данный этап характеризуется разработкой программы поиска. Учитель проводит организационную работу по определению видов деятельности над темой исследования, помогает найти все пути, ведущие к достижению цели. Способы решения проблем во многом зависят от темы. Учителю необходимо познакомить учащихся с общепринятыми, общеизвестными, после чего надо сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. Чаще всего при выполнении исследовательской работы по литературе мы используем такие методы, как ассоциативный эксперимент, метод дедуктивного наблюдения над художественным текстом, метод классификации и обобщения фактов.

 VI. Этап «Систематизируем и обобщаем полученные данные»

Чтобы облегчить этап систематизации и обобщения полученных данных, необходимо приучить школьников к регистрации собранного материала. Каждый пример из художественного произведения (цитата с указанием страницы) мы фиксируем на отдельном листе бумаги (специально заготовленной карточке) – их число может доходить до тысячи. Это один из самых трудоёмких этапов исследовательской работы. Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку и классификацию. Классификация даёт возможность наиболее коротким и правильным путём войти в круг рассматриваемых вопросов проблемы. Она облегчает поиск и помогает устанавливать ранее не замеченные связи и зависимости. Классификацию надо проводить в течение всего процесса изучения материала. В ходе и в результате наблюдений осуществляется описание исследовательской работы. Описание может быть полным и неполным, но всегда предполагает определённую систематизацию материала. Материал может быть систематизирован в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые оформляются как приложение. 

VII. Этап «Готовим проект»

 Продуктом исследовательской деятельности чаще всего становится «сообщение», прообраз «доклада», автореферат, который в нашем случае называется исследовательской работой. На данном этапе учитель консультирует учащихся, координирует их работу, учит правильному оформлению исследовательской работы. 

VIII. Этап «Защищаем исследовательскую работу».

Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения учащихся исследовательской деятельности. Ученик, сделавший открытие, часто стремится рассказать об этом другим. Именно поэтому этап защиты исследовательской работы важен, в первую очередь, не столько для тех, кому адресовано сообщение, сколько для того, кто рассказывает о своём открытии. О выполненной работе надо не только рассказать, её нужно защитить. В ходе защиты школьник учится излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы. Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, только краткое отражение основного содержания всех глав и разделов работы. Надо иметь в виду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут, поэтому при подготовке доклада из текста надо отбирать самое главное. При изложении материала следует придерживаться плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы. 

Именно этот этап вызвал у выпускников особое затруднение. Некоторые ребята панически боятся публичных выступлений, теряются, когда им задают вопросы.

Самое главное на каждом этапе - не забрать инициативу в свои руки!!! Защищать работу будет ребёнок самостоятельно!!!

В современной педагогике различается 3 уровня реализации «исследовательского обучения».

Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме.

Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Например: это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала и многое другое (для работ гуманитарной направленности).

Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов.

 Самый простой – первый уровень, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение находит сам ребёнок. На таком уровне учащиеся работают уже в 5 классе.

2 уровень. Взрослый ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. Допускается коллективный поиск.

3 уровень. Высший. Всё осуществляется самостоятельно. Проблема, поиск методов, разработка решения. Данный уровень допускается в среднем звене, но преимущественно используется в старших классах.

Только третий уровень приемлем для наших выпускников

Конечно, в каждом классе методика проведения исследовательских работ различна. Я остановлюсь на старшеклассниках.

В 9-11 классах исследовательская работа проводится в группах и индивидуально (основной упор делается на индивидуальную работу). А в нашем случае только индивидуально. Как правило, задания составляются учителем и дополняются учениками. Учитель выступает в роли консультанта.

Итак, исследование является одной из привлекательных форм работы на уроке литературы, она ведёт обучающихся в область самостоятельных поисков и открытий, формирует активную позицию в процессе обучения, раскрывает личный творческий потенциал детей. Умело организованная исследовательская деятельность повысит глубину понимания произведения, будет способствовать воспитанию желания чтения художественной литературы и развитию речи обучающихся, обогатит их словарь и выведет на новую ступень познания и творчества. Однако необходимо помнить, что на всех этапах работы главный из ожидаемых нами результатов – это самореализация личности школьников. Главным, как считает доктор педагогических наук А. И. Савенков, является «не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребёнком сообщение, «технический рисунок» или даже склеенный из бумаги проект космического аппарата», а педагогический результат, а это есть «бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя». 

 Использование мною  на протяжении нескольких лет технологии развития навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы и во внеурочное время даёт положительные результаты.

Уровень исследовательской деятельности учащихся с каждым годом растет, о чём свидетельствует качество работ, выполненных школьниками, что находит отражение в результатах конкурсов различных уровней. Мои учащиеся принимают участие и становятся призерами научно- исследовательских, в ежегодном районной конкурсе «Ученик года», двумя этапами которого является создание и защита учебно-исследовательской работы, школьной научно-практической конференции НОУ «Поиск», ежегодных межрайонных Рождественских чтениях, где работы учащихся также носят исследовательский характер: военно- полевой очерк «В лесу прифронтовом»,эссе «Образ молитвы в творчестве А.С.Пушкина», видеоролик «Как Николай Угодник Дедом Морозом стал».

Исследовательская деятельность в двадцать первом веке является одним из приоритетных направлений развития современного образования. Поэтому сегодня так актуальны проблемные уроки, уроки открытия истины, уроки – исследования, публичные уроки.  По материалам посещённой в мае 2016 года московской Всероссийской научно-практической конференции «Развитие мотивации к изучению русского языка», мною был разработан и проведён публичный урок, в основу которого легла учебно-исследовательская работа «И даст отчий край мне силы…» по изучению творчества местных поэтов. На уроке присутствовала руководитель районного поэтического клуба, сотрудник районной газеты «Уренские вести», которая, прослушав стихи собственного сочинения одной из моих учениц, предложила стать ей внештатным сотрудником местной газеты. Теперь она студентка факультета журналистики.

 

Таким образом, в данном выступлении подтвердились предположения об актуальности и практической значимости проведения исследований в образовательном процессе вообще и в процессе изучения литературы в частности, и современному педагогу необходимо овладеть навыками организации исследовательской работы с учащимися.

 

 

 

                 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.