Возраст
| Игровые условия
| Сюжет
| Содержание
|
3-4 года младший дошкольный возраст
| Играет, как правило, один. Включение в игру куклы или ребенка приводят к появлению соответствующего образа. Манипуляции приобретают смысл. Действия не согласованы, смена ролей. Имеют место параллельные роли (два доктора)
| Сюжет примитивен, соскальзывает на манипуляции с предметами. Сначала сюжет ограничен семьей, связан семейными, бытовыми проблемами, жизненным опытом ребенка (семья, детский сад, профессии, сказки). Игра продолжается 10-15 мин
| В сюжетно-ролевых играх подражают взрослым. Имитируют предметную деятельность: трут морковку, моют посуду. Поглощены процессом выполнения действий, забывая о результате. Действия детей не согласованы, роли сменяются
|
4-5 лет средний дошкольный возраст
| Совместные игры приобретают ролевую окраску. В игру подключаются взрослые, дети, используются игрушки. Исключены параллельные роли. Распределяют роли до начала игры
| Сюжеты развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды сказок и реальной жизни. Игра 40-50 мин
| Имитируют отношения между людьми, этому подчинены игровые действия. Действия с предметами отодвигаются на второй план. Контролируется правило выполнения ролей
|
5-6(7) лет старший дошкольный возраст
| Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности. В реализации роли большое место отводится речи. У детей от 7 до 10 ролей. Игровое действие осуществляется с предметами-заместителями, природными материалами, игрушками, собственными самоделками
| Сюжеты совместно строятся и творчески развиваются. Характерно стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Большое место занимают игры с общественными сюжетами и эпизодами из сказок. Дети смелее и разнообразнее в играх комбинируют знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Играют от нескольких часов до нескольких дней
| В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми. Плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией, наблюдается длительная перспектива игры. Ролевая игра смыкается с играми по правилам
|