Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Зачем взрослым следует знать об этих этапах и основных их параметрах?



 

 

 

 

 

Речевое развитие – это достаточно сложный процесс, который проходит у каждого ребёнка абсолютно индивидуально. Оно включает в себя определённые этапы:

1) подготовительный этап (от рождения до года). Он характеризуется постепенным процессом понимания обращённых к ребёнку слов и звукоподражанием.

Так, примерно с 3 месяцев (чуть раньше или позднее):

- ребёнок поворачивается, когда к нему обращается близкий взрослый;

- ребёнок может звукоподражать взрослому с характерной интонацией (например, «агу»).

С 6 месяцев (чуть раньше или позднее):

- ребёнок способен реагировать на собственное имя, даже если его назвал не близкий взрослый;

 

 

- активно интересоваться источниками речевых звуков, которые он слышит, особенно если они интонационно окрашены;

- понимать значение некоторых обращённых к нему слов;

- включать в свой лепет звуки [м], [п], [б].

2) преддошкольный этап характеризуется тем, что ребёнок начинает стремиться выражать свои мысли, эмоции и желания посредством звукосочетаний и слов. Этот этап начинается с момента появления первых осознанных слов. Обычно это возраст около 1 года (чуть раньше или позднее). Заканчивается этот период в возрасте 3 лет.

Так, примерно с 1 года:

- ребёнок понимает слова, которые взрослые чаще всего употребляют в своей речи при ребёнке;

- активно реагирует на то, что назвали его имя;

- ребёнок может использовать в речи несколько простых слов (или их фрагментов), обращать на себя внимание взрослых каким-то звукосочетанием, обращением, словом;

- следовать простым инструкциям наподобие «Принеси …», «Возьми …», особенно, если они сопровождаются жестом взрослого.

С полутора лет:

- активный словарь ребёнка расширяется. За месяц словарь ребёнка пополняется примерно на 1 – 3 слова (фрагмент слова). Примерно активный словарь составляет 20 слов (фрагментов слов);

- ребёнок способен повторить за взрослым услышанное слово иногда даже не видя при этом его артикуляцию);

- могут показывать не менее 5 частей тела и лица на себе и других по просьбе взрослых;

- эмоционально, много и невнятно говорить непонятные для взрослого слова;

С 2 лет (иногда раньше или чуть позднее):

- отвечает кратко словом (фрагментом слова) или использует жесты при ответе на простые вопросы;

- узнаёт на картинках и в реальной жизни основных животных, показывает на них, называет или произносит, как они говорят;

- ребёнок может произносить название некоторых окружающих его предметов;

- составлять простейшие предложения, фразы наподобие «Мама, дай», «Киса мяу»;

- активный словарь увеличивается как минимум до 150 слов и их фрагментов, в т.ч. появляется местоимение, характеризующее принадлежность того или иного предмета ребёнка – «мой», «моё», «моя».

В этом возрасте абсолютно нормальным является пропуск следующих звуков – [ж], [ш], [з], [с], [р], [л], [ц], [щ’], а также замена одних звуков на другие (например, можно – мосьно).

 

3) дошкольный этап речевого развития длится до 7 лет и характеризуется активным формированием разговорной речи. Это период, когда дети учатся правильно и чётко произносить все звуки языка, грамотно строить предложения и активно пополняют свой активный словарный запас.

 

Так, с 3 лет (иногда раньше или чуть позднее):

- начинается активное расширение словарного запаса до 1000 слов, особенно много обычно сперва появляется глаголов;

- ребёнок называет известные ему вещи и предметы;

- ребёнок может выполнить двухсоставную инструкцию, например, «Возьми кружку и принеси мне»»;

- дети начинают применять множественное число существительных;

- обозначают свой пол, называют своё имя, возраст;

 

 

- начинают использовать сложные предложения, используя союзы «если», «когда», «потому что»;

- отвечают на простые вопросы взрослых, чаще всего односложно, но по просьбе взрослого могут ответить полным ответом, например, повторив за взрослым;

- понимают рассказанные и прочитанные небольшие сказки и стихи, способные ответить на несложные вопросы по ним;

- происходит становление многих звуков.

В 4 года:

- в речи используется уже около 2000 слов;

- фрагменты слов используются уже редко, предложения строят более грамотно, чаще используют сложные предложения в речи, не пропускают слова, рассказывая о чём-то;

- дети способны пересказывать хорошо знакомые им литературные произведения, сюжеты мультфильмов;

- могут сразу ответить полно на вопрос взрослого, если их об этом заранее попросить;

- сами задают много вопросов;

- рассказывают достаточно подробно о произошедшем с ними;

- учатся правильно произносить свистящие звуки, произносят правильно большинство звуков русского языка.

Если в 4 года ребёнок не отвечает представленным критериям, то это повод обратиться к логопеду или дефектологу, чтобы к моменту поступления в школу избавиться от нарушений в речевом развитии.

 

С 5 лет (иногда раньше или чуть позднее):

- активный словарь расширяется до 2500 слов;

- в речи присутствует большое количество сложных предложений, отсутствуют грамматические ошибки в их построении;

 

- ребёнок может составить рассказ по картинке;

- дети способны делать обобщения. Например, «Ромашка, роза, василёк – это цветы».

- становятся чистыми шипящие звуки, практически все звуки произносятся правильно.

 

В 6 – 7 лет:

- дети уже чисто произносят все звуки (при наличии всех зубов во рту);

- способны использовать фразеологизмы, образные выражения, метафоры в речи, понимая их значение, например, «голоден как волк»;

- правильно подбирают формы слов в предложении, изменяют род прилагательных в соответствии с существительным;

- способны рассказать о произведении, которое слышали/читали только один раз, сочиняют свои истории, дают полные ответы на вопросы.

 

Зачем взрослым следует знать об этих этапах и основных их параметрах?

Конечно, каждый ребёнок индивидуален, но лучше сразу обратить внимание на  некоторые отклонения и вовремя заняться их коррекцией во избежание появления в будущем ещё больших нарушений в речевом развитии, а также негативных последствий в познавательном и социальном развитии.  К тому же нередко нарушения в речевом развитии ребёнка приводят к развитию у него определённых черт характера (например, агрессивность или, наоборот, нерешительность).

 

Успешность речевого развития зависит от:

- медицинских показателей;

- «богатства» окружающего мира (часто новые слова и звуки у ребёнка появляются в момент, когда он знакомится с чем-то новым для себя, что вызывает у него особый интерес);

- особенностей воспитания в семье;

- наличия в окружении других детей такого же возраста или чуть старше.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.