|
|||
Зачем взрослым следует знать об этих этапах и основных их параметрах?
Речевое развитие – это достаточно сложный процесс, который проходит у каждого ребёнка абсолютно индивидуально. Оно включает в себя определённые этапы: 1) подготовительный этап (от рождения до года). Он характеризуется постепенным процессом понимания обращённых к ребёнку слов и звукоподражанием. Так, примерно с 3 месяцев (чуть раньше или позднее): - ребёнок поворачивается, когда к нему обращается близкий взрослый; - ребёнок может звукоподражать взрослому с характерной интонацией (например, «агу»). С 6 месяцев (чуть раньше или позднее): - ребёнок способен реагировать на собственное имя, даже если его назвал не близкий взрослый;
- активно интересоваться источниками речевых звуков, которые он слышит, особенно если они интонационно окрашены; - понимать значение некоторых обращённых к нему слов; - включать в свой лепет звуки [м], [п], [б]. 2) преддошкольный этап характеризуется тем, что ребёнок начинает стремиться выражать свои мысли, эмоции и желания посредством звукосочетаний и слов. Этот этап начинается с момента появления первых осознанных слов. Обычно это возраст около 1 года (чуть раньше или позднее). Заканчивается этот период в возрасте 3 лет. Так, примерно с 1 года: - ребёнок понимает слова, которые взрослые чаще всего употребляют в своей речи при ребёнке; - активно реагирует на то, что назвали его имя; - ребёнок может использовать в речи несколько простых слов (или их фрагментов), обращать на себя внимание взрослых каким-то звукосочетанием, обращением, словом; - следовать простым инструкциям наподобие «Принеси …», «Возьми …», особенно, если они сопровождаются жестом взрослого. С полутора лет: - активный словарь ребёнка расширяется. За месяц словарь ребёнка пополняется примерно на 1 – 3 слова (фрагмент слова). Примерно активный словарь составляет 20 слов (фрагментов слов); - ребёнок способен повторить за взрослым услышанное слово иногда даже не видя при этом его артикуляцию); - могут показывать не менее 5 частей тела и лица на себе и других по просьбе взрослых; - эмоционально, много и невнятно говорить непонятные для взрослого слова; С 2 лет (иногда раньше или чуть позднее): - отвечает кратко словом (фрагментом слова) или использует жесты при ответе на простые вопросы; - узнаёт на картинках и в реальной жизни основных животных, показывает на них, называет или произносит, как они говорят; - ребёнок может произносить название некоторых окружающих его предметов; - составлять простейшие предложения, фразы наподобие «Мама, дай», «Киса мяу»; - активный словарь увеличивается как минимум до 150 слов и их фрагментов, в т.ч. появляется местоимение, характеризующее принадлежность того или иного предмета ребёнка – «мой», «моё», «моя». В этом возрасте абсолютно нормальным является пропуск следующих звуков – [ж], [ш], [з], [с], [р], [л], [ц], [щ’], а также замена одних звуков на другие (например, можно – мосьно).
3) дошкольный этап речевого развития длится до 7 лет и характеризуется активным формированием разговорной речи. Это период, когда дети учатся правильно и чётко произносить все звуки языка, грамотно строить предложения и активно пополняют свой активный словарный запас.
Так, с 3 лет (иногда раньше или чуть позднее): - начинается активное расширение словарного запаса до 1000 слов, особенно много обычно сперва появляется глаголов; - ребёнок называет известные ему вещи и предметы; - ребёнок может выполнить двухсоставную инструкцию, например, «Возьми кружку и принеси мне»»; - дети начинают применять множественное число существительных; - обозначают свой пол, называют своё имя, возраст;
- начинают использовать сложные предложения, используя союзы «если», «когда», «потому что»; - отвечают на простые вопросы взрослых, чаще всего односложно, но по просьбе взрослого могут ответить полным ответом, например, повторив за взрослым; - понимают рассказанные и прочитанные небольшие сказки и стихи, способные ответить на несложные вопросы по ним; - происходит становление многих звуков. В 4 года: - в речи используется уже около 2000 слов; - фрагменты слов используются уже редко, предложения строят более грамотно, чаще используют сложные предложения в речи, не пропускают слова, рассказывая о чём-то; - дети способны пересказывать хорошо знакомые им литературные произведения, сюжеты мультфильмов; - могут сразу ответить полно на вопрос взрослого, если их об этом заранее попросить; - сами задают много вопросов; - рассказывают достаточно подробно о произошедшем с ними; - учатся правильно произносить свистящие звуки, произносят правильно большинство звуков русского языка. Если в 4 года ребёнок не отвечает представленным критериям, то это повод обратиться к логопеду или дефектологу, чтобы к моменту поступления в школу избавиться от нарушений в речевом развитии.
С 5 лет (иногда раньше или чуть позднее): - активный словарь расширяется до 2500 слов; - в речи присутствует большое количество сложных предложений, отсутствуют грамматические ошибки в их построении;
- ребёнок может составить рассказ по картинке; - дети способны делать обобщения. Например, «Ромашка, роза, василёк – это цветы». - становятся чистыми шипящие звуки, практически все звуки произносятся правильно.
В 6 – 7 лет: - дети уже чисто произносят все звуки (при наличии всех зубов во рту); - способны использовать фразеологизмы, образные выражения, метафоры в речи, понимая их значение, например, «голоден как волк»; - правильно подбирают формы слов в предложении, изменяют род прилагательных в соответствии с существительным; - способны рассказать о произведении, которое слышали/читали только один раз, сочиняют свои истории, дают полные ответы на вопросы.
Зачем взрослым следует знать об этих этапах и основных их параметрах? Конечно, каждый ребёнок индивидуален, но лучше сразу обратить внимание на некоторые отклонения и вовремя заняться их коррекцией во избежание появления в будущем ещё больших нарушений в речевом развитии, а также негативных последствий в познавательном и социальном развитии. К тому же нередко нарушения в речевом развитии ребёнка приводят к развитию у него определённых черт характера (например, агрессивность или, наоборот, нерешительность).
Успешность речевого развития зависит от: - медицинских показателей; - «богатства» окружающего мира (часто новые слова и звуки у ребёнка появляются в момент, когда он знакомится с чем-то новым для себя, что вызывает у него особый интерес); - особенностей воспитания в семье; - наличия в окружении других детей такого же возраста или чуть старше.
|
|||
|