Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Древние пруссы - расцвет и падение.



Древние пруссы - расцвет и падение.

 

Автор: Александр Жаворонков

Происхождение этноса.

Пруссами называют группу племён, которая заселили территории на южном побережье Балтики в 800-1700-х годах. Этот этнос, представляющий собой смешение множества балтийских племён, начал формироваться в VI-VIII веках. Его костяком выступили племена эстиев, культура которых стала фундаментом зарождающегося прусского общества. Начало процесса зарождения пруссов совпало с окончанием другого знаменательного события в истории Европы - Великого переселения народов. Этим термином принято обозначать миграцию племён в IV-VIII веках. Переселение затронуло значительную часть народов, населявших регион, но наибольшее влияние на этносы, населявший южное побережье Балтийского моря оказали готы и славяне.

 

Пруссы чаще всего ассоциируются с народом, который греки называли ;;;;;;;;; (римляне использовали латинизированную версию того же слова Borusci). Однако похожие на название "пруссы" слова встречаются в самых разных языках: например, у готов, активно взаимодействовавшим с пруссами, наименование коня — prus. Возможной причиной, по которой пруссов связывали с лошадьми, является упоминание у Адама Бременского о том, что в пищу они употребляли конину. В 1973 году польский ученый Окулич предложил схожую расшифровку термина, полагая, что используя термин prus, готы подразумевали, что эстии являются владельцами лошадей. Ещё одно слово, схожее по звучанию с названием "пруссы" встречается в санскрите - puru;a, что в переводе означает "человек". Другая версия происхождения слова географическая. Один из рукавов реки Неман носит название Русне(Ru; на немецком). Также существует одноимённый остров, в честь которого получил название древний посёлок. Схожесть корней "прус" и "рус" даёт основания предположить, что первый произошёл от второго.

 

Под названием Bruzi пруссы встречаются у Баварского Географа, что позволяет "привязать" употребление этого термина для обозначения данного народа к девятому веку нашей эры. Со временем он модифицируется в иные названия, например, брузи, боруссы и т.п. Схожее по звучанию слово существует и сегодня, фигурирует в наименовании клуба "Боруссия". Одна из гипотез гласит, что население Пруссии мигрировало с территории европейской части современной России, а название "пруссы" является просто модификацией чисто славянского топонима «Po-Rusi». Наименование Prucia используется в "Истории Испании", датируемой 1282 или 1284 годом. В документах папской курии страна пруссов именовалась Пруссией за сто лет до этого. Она числилась там, как земля, на которой необходимо было вести активную миссионерскую деятельность. За ней располагалась "Руссия".

 

Следует учитывать, что наименование "пруссы" появилось не позже VIII века, сами представители данного народа не использовали это слово, этнонимы были только у племенных союзов. Их самоназвания связывались с названиями земель, на которых они жили. Например, жители Натангии называли себя натангами, жители Самбии - сембы, в Погезании жили погезане и т.д. Единственное, что объединяло пруссов - религия. Титул, присваиваемый верховному жрецу, назывался Криве. Из этого факта можно заключить, что о существовании древней прусской государственности говорить нельзя, так как при её наличии у пруссов должно было появиться самоназвание. Тем не менее, союзные племена взаимодействовали довольно успешно, благодаря чему смогли занять территорию между Вислой и Неманом. Германцы называли обитателей этих земель эстиями, а саму территорию "Эстланд", то есть восточная страна. Аналогичное по смыслу обозначение для этих земель использовали кельты, но звучало оно иначе - Озерикта. У готов в ходу было название "Витланд", что в переводе означает "страна мудрецов". Предполагается, что такое наименование связано со священной рощей пруссов и их святыней — Ромове.

 

Другая версия связывает происхождение названия со словом "Брутения", которое означает братство. В основе этой версии лежит легенда о пришествии некоего Брутена, который был верховным жрецом. Согласно той же легенде его связывали с верховным вождём кровные узы - Брутен был его братом.

 

Согласно польскому хронисту Галлу Анониму, проживавшему в 1000-1100 годах во Франции, когда мятежная Саксония воевала с империей Карла Великого, часть бунтовщиков отправилась по морям на восток и, выбрав место для поселения, назвала эту территорию «Пруссия». В пользу саксонской гипотезы говорит этноним "Законы саксов", существовавший там с древних времён. Необходимо отметить, что население Саксонии составляли не только саксы, но и другие народы, в частности, славяне.

 

Вероятно, эстии были союзниками готов, но по изгнанию последних из Италии вернулись домой. В пользу этой гипотезы говорит появление в захоронениях такого необычного культурного артефакта, как седло, которое отсутствовало в Европе до VI века, и было принесено из Азии. По мере отступления готов эстии занимали всё большие территории, добравшись до Калининградского полуострова. Закрепиться в регионе помешало переселение славянских племён, потерпевших поражение от Византии. Та часть славянских племён, которая не пожелала подчиниться грекам, отправилась искать счастья в землях эстиев, где в жестокой борьбе начала добиваться передела территорий. В конечном итоге племена эстов расселились на территории, которую впоследствии назовут Пруссией, где за ними и закрепилось новое название.

 

Существует также версия о родственности пруссов и славян. Согласно хронике Гельмольда, пруссы - это славянское племя, а прусский язык является одним из многочисленных славянских языков, к которым отнесён и венгерский. Многие русские князья связывали своё происхождение с прусской народностью. Даже Иван Грозный упорно утверждал о том, что прусская кровь течёт в его венах, а сами пруссы, по его словам, происходили от Августа. То ли подражая Грозному, то ли искренне уверовав в данную версию, на родословной, берущей своё начало от пруссов, настаивала такая именитая семья, как Романовы. По их мнению, прозвище их предка, которого звали Андреем Кобылой, следовало переводить на русский не иначе, как прус.

 

Предположение о родственной связи пруссов и славян получило определённую популярность. Например, её сторонником был Мавро Орбини. Его работа "Славянское царство", которую опубликовали в 101 году, была посвящена изложению доводов в пользу этой гипотезы. Эту же версию разделял и Михаил Васильевич Ломоносов. Во многом он разделял взгляды Ивана Грозного. Так в своей книге "Древняя российская история", учёный сообщает: "цитата Ломоносова".

 

Невозможно отрицать активное взаимодействие балтов и славян, отразившееся как на культуре, так и на экономической деятельности народов. Это и породило распространившуюся в советской историографии автохтонную теорию, исходя из которой можно было заключить, что славяне изначально населяли Восточную Европу, а не колонизировали её, общая славянско-балтская группа обжила Прибалтику ещё за 2 тысячи лет до н.э.. Разделение же этих народностей произошло позже.

 

Из останков, найденных в древнепрусских захоронениях 1000-х годов, удалось получить только отдельные генетические материалы, которые свидетельствуют о том, что пруссы были носителями гаплогруппы R1a-M198.

 

Религиозные верования пруссов.

 

Сохранившиеся римские источники позволяют сформировать представление о пруссах и их религии с I века нашей эры. Тицит в своей "Германии" рассказывает, что эстии занимали территории от Вислы до Финского залива, поклонялись женскому божеству, а религиозным символом, который носили местные жители, было изображение кабана. В целом, религии пруссов почти не уделялось внимания вплоть до середины XIV века. У Дусбурга они почитали всю природу, заменяя ею Бога. Это объясняет, почему у пруссов существовали священные леса, где совершались культовые служения. За осквернение этих мест могла назначаться смертная казнь. Большое место уделялось загробной жизни, обряды погребения были строго регламентированы: мертвых сжигали в святилищах, важно было спалить всё тело до последней косточки. Вместе с человеком сжигались предметы, относившиеся к его профессии, со знатью помимо прочего предавали огню оружие, коней, одежду, собак и даже слуг и служанок. Необходимость подобных обрядов объяснялась представлениями пруссов о загробной жизни. По их мнению, посмертное существование являлось зеркальным отражением жизни. Костёр позволял человеку забрать с собой в иной мир предметы, которые позволят ему осуществлять привычную деятельность.

 

С таким отношением к смерти неудивительно, что культ почитания мертвых был распространен среди пруссов и представлял собой ряд сложных обрядовых практик и традиций. Так, в праздник поминовения, на кладбищах приносили в дар умершим родственникам шкуры лошадей, помогая, таким образом, мёртвому добраться в родной дом и вкусить пищу и питьё, которое оставляли на пороге.

 

За соблюдением погребальных обрядов следили жрецы. Считалось, что им дарована возможность созерцать процесс перехода из мира живых в мир мёртвых. Святилище главного жреца располагалось у священного дуба в Ромове (неподалеку от современного посёлка Знамеска в Калининградской области). Жрецы поддерживали там неугасимый огонь, который, как видно из вышесказанного, играл важную роль в погребальных обрядах.

 

Более полные сведения о прусских богах появились в поздних источниках XVI-XVII веков. Они вступали в противоречие с версией Тицита о богине-матери. Согласно этим источникам верховным богом пруссов был бог неба и земли Окопирмс (в некоторых источниках Укапирмс, иногда Дэйвс, что можно перевести как "бог"), ему уступали боги Аутримпс (считался богом, покровительствовавшим морям) и Звайгстикс (считался богом света) соответственно. Далее следовала триада богов, размещённая на знамени Симона Груная. Пуркенас - бородатый разъярённый мужчина, символизирующий мужество, был богом грома; Патолс – пожилой мужчина с белой бородой, бог смерти; наконец, Потримпс (в некоторых источниках Свайкстикс) - безусый юноша с венком на голове, покровительствовал плодородию и рекам.

 

Необходимо отметить, что существует определённое разночтение в иерархии богов, поскольку в некоторых источниках Аутримпс и Звайгстикс не упоминаются, а Потримпса называют богом света магии, войны и всех вод, по сути, приписывая ему свойства двух предыдущих.

 

Триада играла важную роль в прусской религиозной символике, она соотносилась с пространственной моделью мира с одной стороны (небо, земля, подземный мир ставились в соответствие Потримпсу, Перкунасу, Патолсу) и жизненному циклу с другой (молодость, зрелось, старость). Священный дуб в Ромове делили между тройкой, в частях устанавливались окошки с кумирами богов из триады. Напротив кумира Перкунаса поддерживали вечный огонь.

 

Самыми незначительными представителями потустороннего мира выступали демоны. Особо почитался Курке, который отвечал за плодородие. Религиозные верования были прочным фундаментом, на них строилась строгая организация прусских племён.

 

Устройство прусского общества.

 

Тицит подчеркивал, что эстии выделяются на фоне других германских племён своей хозяйственностью и трудолюбием, промышляют сбором янтаря (glaesum на языке эстиев), которым торгуют главным образом с римлянами. В качестве оружия, по словам Тицита, эстии предпочитали дубины железу.

 

Торговля янтарём привела к тому, что Пруссия превратилась в самый богатый регион Балтии, земледелие вытеснило эту хозяйственную отрасль только в XI-XII веках. Это стало возможным благодаря заимствованию новых землевладельческих орудий, таких как серп и коса, распространением многополья и новых сельскохозяйственных культур. В Пруссии культивировались пшеница, овес, ячмень, лён. Благодаря огромным территориям, занятым лесом, процветало бортничество, а близость к морю делала прибыльным рыболовство и, по предположению некоторых исследователей, охоту на тюленей. Существует разброд мнений относительно роли скотоводства и охоты в племенах пруссов. С одной стороны они активно выращивали лошадей, коров, свиней, но охота продолжала сохранять свою роль в обеспечении пруссов мясной пищей.

 

Развитие земледелия способствовало возникновению новых ремёсел, ранее неизвестных в данных краях. Стало использоваться железо, процветать литьё бронзы, ткачество, керамика. Тогда же появилось и каркасные постройки, что привело к определённому видоизменению жилища пруссов.

 

Тем не менее, общество пруссов было организовано примитивно, особенно в сравнение с территориями, заселёнными католиками. Все города пруссов представляли собой небольшие поселения, процессу их роста не способствовало даже построение крепостей. Велась активная торговля с соседями, пруссы закупали всё, что не могли приобрести самостоятельно.

 

Другой источник - хроника "Орозия" в переводе английского короля Альфреда Великого, который добавил туда новые главы - основывался на словах мореходов Вульфстана и Отера. Они называли Пруссию Эстляндией, т.е. страной эстиев, отмечали её впечатляющие размеры, подчеркивали, что централизованная власть отсутствует и в каждом городе правит свой король. В качестве промысла они выделили рыбную ловлю и добычу мёда. Согласно им, к IX веку в обществе выделилось 3 основных "сословия": низшее — рабы, среднее — свободные и высшее — знать. В историографии России представителей высшего класса называли князьями, в европейской - "королями", прусское же название звучало как "кунигсы". Короли, по словам моряков, пили кобылье молоко, мёд же доставался бедным и рабам. Поведали Вульфстан и Отер об обычае делить имущество покойного путём состязания на лошадях. Помимо перечисленных ими классов, существовали так же и жрецы, речь о которых шла в предыдущей главе.

 

Документы свидетельствуют, что уже к XIII веку дифференциация в общинах народов, населявших Пруссию, усилилась, и равноправное независимое население расслоилось на свободных и свободных зависимых. Элита так же постепенно расслаивалась, "отпочковалась" служилая знать — дружинники.

 

Более полное представление можно почерпнуть из средневековых источников. Так, например, орденские хроники сообщали, что фундаментов прусского общества служили общины, экономической основой которых было земледелие. Они состояли из одной или нескольких деревень. Руководство общинами осуществлял старейшина. Несколько общин формировали волости, которые управлялись из городищ прусскими знатными родами, волости же являлись частью более крупных территориальных объединений - земель. Примером такого городища может служить Тувангстэ, где в начале второго тысячелетия нашей эры располагалась деревянная крепость Вангстэпиле. Сегодня здесь располагается современный Калининград. Руководство каждой землёй осуществлял совет знати, формировавшийся наиболее известными и могущественными родами пруссов.

 

К 1200-м годам численность пруссов оценивалась в 200-250 тысяч человек. Площадь территории расселения племён составляла почти 50 тысяч квадратных километров.

 

Пётр Дусбург утверждал, что в 1200-х годах сформировалось 11 прусских земель. По поводу наименования этих территориальных единиц существует две версии. Согласно общепринятой это исконные названия, однако П.И. Кушнер считает, что их искусственно внедрили рыцари Ордена.

 

Список земель составлялся на основе политического группирования, из него невозможно установить, на каких наречиях говорили обитавшие там племена. Так, из названия ряда племён и топонимов, используемых ими (речь в первую очередь о Скаловии, Надровии, скорее всего и Галимбии), представители этих племён говорили на языках, куда более близких дренелитовскому. Установить же точно границы распространения того или иного языка на территории пруссов сегодня очень сложно в виду постепенного онемечивания населения. С уверенностью, однако, можно заявлять, что западнее захваченных тевтонцами земель, в Померании, в древности проживали именно племена пруссов, в пользу чего свидетельствует гидронимика. Лишь в 500-х годах сюда приходят славянские племена, в процессе их взаимодействия с пруссами появляется ряд смешанных народностей, таких как полабы, проживающие на западе и поморяне, обосновавшиеся на востоке. А к концу первого тысячелетия в Померании появляются и скандинавы, основывая города и торговые пункты.

 

Рыцари Тевтонского ордена сообщали о глубоко патриархальном укладе прусского общества. Мужчина был главой семьи и обладал абсолютной властью над домочадцами, вплоть до того, что имел право на продажу в рабство и убийство любого члена семьи. Женщины выступали товаром, не имели права питаться за одним столом с главой семьи, обязаны были мыть его ноги. Наследником мог выступить только сын, девочки были лишены каких-либо имущественных прав. Пруссы не редко брали в жёны пленённых в Польше женщин.

 

Адам Бременский сообщает, что пруссы не были уличены в пиратстве, безразлично относились к золоту и серебру, употребляли в пищу конину, внешне были краснолицы и голубоглазы, а единственным их недостатком, который счёл нужным выделить хронист, являлось язычество.

 

Основным языком, распространённым на территории, заселённой пруссами, являлся прусский. Он относился к группе западно-балтских индоевропейских языков, походил на куршский и ятвяжский. Ни одного литературного памятника прусского языка не сохранилось, основным источником, из которого можно извлечь информацию о нём, являются немецкие тексты. Поскольку последние составлялись уже после колонизации, зачастую самими германцами, а не носителями, создаётся впечатление, что прусский язык подвергся сильному воздействию германских наречий. По мнению Петра из Дусбурга у пруссов не было письменности.

 

Сами пруссы довольно враждебно воспринимали попытки миссионеров склонить их к христианству. Так епископ Адальберт в преддверии 1000 года отправился в Пруссию с целью привить жителям христианство. Свой путь он начал из Гданьска, где, взяв в попутчики двух монахов, отправился в Самбию. Но пробыл на землях пруссов он недолго. Поначалу принятый за торговца и успевший вкусить гостеприимства пруссов, впоследствии он изгонялся племенами, а когда забрёл в священную рощу, был казнён - его закололи копьём. Попытки крестить пруссов в христианство не прекращались. Уже через двенадцать лет после Адальберта, в 1008 или 1009 году, Пруссию посетил архиепископ Кверфуртский. Однако и его постигла та же участь, что и предшественника.

 

Покорение прусских язычников.

 

Из-за существовавшей раздробленности пруссам не удавалось собирать крупные армии. Так, средневековые хронисты, такие как Грамматик и ибн Якуб сообщают, что пруссы почти не нападали на соседние племена в X веке. Хронистами отмечалась смелость пруссов, язык, непохожий на славянские, и частые нападения русов на пруссов. Однако они успешно противостояли набегам соседей, а впоследствии и сами не редко совершали походы во владения других племён. Так, кунигсы часто отправлялись в грабительские походы на Польшу. Как правило, в этих походах общее руководство осуществлял один из наиболее уважаемых князей.

 

В 1217 году Рим объявляет поход против прусских язычников. В 1230 начинается процесс завоевания Пруссии Тевтонским Орденом. Возникают рыцарские замки, вокруг них растут города, в которые съезжаются переселенцы. Начало городу Торн как раз дал замок, самым первым построенный тевтонцами. По мере продвижения на север крестоносцы закреплялись всё прочнее. Уже на прусских землях был построен замок Бальга, а к 1255 году и Кёнигсберг. Основной причиной успеха тевтонских рыцарей стала раздробленность прусских племён: Орден громил отдельные племена, а после победы использовал их уже как союзников против других пруссов. Неудивительно, что, не смотря на численное превосходство пруссов, рыцари первоначально одерживали победу за победой и смогли удержаться даже во время масштабных восстаний XIII века, когда пруссам помогли литовцы и князья Гданьского Поморья.

 

В своих целях рыцари использовали и прусские крепости, возводя на их месте новые замки. В связи с этим сложившееся административно-территориальное деление не утратило своего значения, и подконтрольные территории по-прежнему подчинялись прежним городам.

 

Не приходилось прибегать к насильственному крещению пруссов, поскольку успехи ордена создавали политико-экономические предпосылки для перехода языческих племён в христианство. Воевавшие на стороне тевтонских рыцарей пруссы крестились, а их примеру следовали пользовавшиеся меньшим авторитетам в своих общинах люди.

 

Процесс онемечивания проходил несколько медленнее, поскольку немецкий язык распространялся в основном в городах, откуда шло размывание языковых традиций коренного населения. Вплоть до XVI века пруссам удавалось сохранять свой язык.

 

В результате смешения населения на территории Восточной Пруссии шёл активный процесс этногенеза. Так, возникла новая этническая группа — немцы-пруссаки. Предполагается, что прусская народность прекратила своё существование в 1700-х, когда болезни и скудное питание уничтожили последних пруссов.

 

Однако нельзя забывать, что часть населения Пруссии переселялась на территории Великого Княжества Литовского. Сегодня эти земли входят в состав современной Белоруссии. Поселения потомком бартов (барцяков) существуют там по сегодняшний день. Другая часть пруссов смешалась с литовским этносом. Образовавшаяся народность носит название летувининки.

 

На сегодня считается, что пруссы были ассимилированы немцами и литовцами. Насколько соответствует действительности такая точка зрения? Согласно профессору В.С. Суворову, это лишь политическая сторона дела, не отражающая реальности. Этнос не исчез и не мог исчезнуть, он всего лишь изменил название.

 

Поскольку согласно одной из версий наименование "Пруссия" возникло из названия народа, то появление на этой территории нового государства — Пруссии, создало определённые политические сложности. Так, пруссами могли называть себя и подданные вновь возникшего герцогства, и представители народа, проживавшего на этой территории с древних времён. В связи с этим требовалось разделять эти две категории, с чем успешно справился хронист Симон Грунау, назвав территорию расселения пруссов Малой Литвой, где проживали как непосредственные потомки древних пруссов, так и переселившиеся туда литовцы. Поскольку оба народа были довольно близки в культурном плане, пруссы естественно тяготели к Литве, став прусскими литовцами. С учётом этого, легко понять гипотезу Бишинга, называвшего пруссов потомками завоевателей и коренных жителей. В этом смысле термин пруссы просуществовал до середины XX века. Не стоит забывать, что многие выдающиеся жители Восточной Пруссии не без гордости за своё происхождение называли себя пруссами.

 

Ключевые события истории древних пруссов:

 

50-60-е годы

Армии римлян достигают Янарного берега, обитателей прибалтийских территорий описывает Плиний Старший.

 

I-III века

На территорию современной Калининградской области переселяются германские племена.

 

425-455 гг.

Гунны достигают Прибалтики, налаживают контакты с местным населением. Вероятно, эстиев удалось убедить примкнуть к походу Аттилы, но после его поражения и краха построенного им государства они уходят обратно на свои земли.

 

450-475 гг.

Начало этногенеза пруссов, первые зачатки их самобытной культуры.

 

514 год

Согласно легендам пруссов, в этот год на земли эстиев прибыли два брата, ставшие первыми верховными правителями местных племён. Старшего брата звали Брутен, младшего - Видевута, они привели с собой войско. Часть археологических находок говорит в пользу этой легенды, которая вероятно описывает вторжение завоевателей с запада.

 

VI век

Псражение пруссов с другой восточно-прусской народностью - мазурами. Победу одержали потомки эстиев. Основание поселения Трусо знаменует начало притока серебрянных монет в земли пруссов.

 

VII век

В Самбию приходят скандинавы. Их набеги будут продолжаться 4 последующих века. Следом за Трусо возникает новое торговое поселение - Кауп.

 

800-850 гг.

Баварский Географ впервые употребляет термин "пруссы" в отношении народов, населяющих земли эстиев.

 

860-880 гг.

Очередной набег скандинавов, в результате которого Трусо сравняли с землёй. Моря Вулфстон прибывает в Восточную Пруссию.

 

983 г.

Русские князья совершают свой первый поход на территорию пруссов.

 

992 г.

Первый из серии польских походов в Пруссию.

 

997 г.

Казнь святого Адальберта за посещение священного леса пруссов.

 

1009 г.

Казнь епископа Кверфуртского, пытавшегося вести миссионерскую деятельность на землях пруссов.

 

1010 г.

Очередное вторжение Польшу в Пруссию, уничтожения святилища Ромове.

 

1014-1016 гг.

Вторжение скандинавов в Самбию. Викинги уничтожают Кауп.

 

1080-1090-е гг.

Пруссы совершают набеги на своих соседей.

 

1110-1111 годы

Очередное вторжение поляков в Пруссию, больше всего пострадали Натангия и Самбия.

 

1147 год

Вторжение славян на юг Пруссии.

 

1160-е годы

Очередное вторжение поляков в земли пруссов, разгром короля Болеслава IV. В Великом Новгороде появляется топоним, связанный с пруссами - Прусская улица.

 

1210 год

Последнее вторжение скандинавов в Пруссию.

 

1222-1223 годы

Крестоносцы начинают своё вторжение в Пруссию.

 

1224 год

Нападают на Польшу, сожжение нескольких польских городов.

 

1229 год

Поляки передают Хелминскую землю рыцарям Ордена. Срок соглашения - 20 лет.

 

1230 год

Крестоносцы Тевтонского ордена начинают свой поход на территории пруссов.

 

1233 год

Битва при Сигурне, пруссы терпят поражение.

 

1239-1240 годы

Тевтоны строят замок Бальга. Попытки пруссов предотвратить это проваливаются.

 

1241 год

Прусский военный Гландо Кабило принимает христианство. Именно он станет родоначальником династии Романовых.

 

1242-1249 гг.

Пруссы пытаются коллективно противостоять тевтонцам, полагаясь на помощь поморских народов.

 

1249 год

Христбургский договор, захваченные тевтонами территории закреплены за ними юридически.

 

29 сентября 1249 года

Пруссы наносят поражение тевтонам в Натангии.

 

1249-1260 гг.

Второе массовое восстание в Пруссии против Ордена.

 

1251 год

Битва между дружиной князя Даниила Галицкого и пруссами на реке Лык.

 

1254 год

Вторжение чехов в Самбию.

 

1255 год

Тевтонские рыцари заложили Кёнигсберг и Рагнит.

 

1260-1283 гг.

Очередное массовое восстание пруссов против тевтонцев.

 

1283 г.

Ятвягия пала, благодаря чему победа западных завоевателей над пруссами стала свершившимся фактом.

 

=========================================

 

Хелминская земля - юго-запад Пруссии, на границе с Польшей. Висленские притоки орошали её. Под вопросом остаётся этническая принадлежность местных жителей: пруссы, скорее всего, были коренными жителями, но впоследствии их вытеснили поляки, а затем и тевтонцы.

 

Любавия - к востоку от Хелминской земли.

 

Сасния - юг Пруссии. На границе с Польшей протекала р.Браница.

 

Галиндия - граница Мазовии.

 

Помезания - правый нижний берег Вислы.

 

Погезания - побережье Балтики. Считается, что название связано с прусским словом, которое можно перевести, как "край, заросший кустарником". Разграбленный датчанами Трусо располагался здесь.

 

Бартовия - центральная область Пруссии.

 

Вармия - граничила с Погезанией, располагалась восточнее.

 

Натангия - граничила с Вармией, располагалась северо-восточнее. Через землю протекала река Лына.

 

Самбия - современная Калининградская область.

 

Надровия - граничила с Самбией и Натангией, располагалась восточнее.

 

Скаловия - самая северная земля Пруссии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.