Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рецензия на концерт, посвящённый творческому наследию  Маркиана Фролова, 6.12.2021».



«Рецензия на концерт, посвящённый творческому наследию        Маркиана Фролова, 6.12.2021».

                    

Автор работы: студент 1го курса теоретическое отделения Уральской специальной музыкальной школы Никита Анатольевич Антонов

  

 

 

Шестого декабря 2021 года в Свердловской филармонии состоялся концерт, посвящённый творческому наследию известного Уральского композитора, пианиста, педагога и общественного деятеля Маркиана Фролова. Концерт помог слушателям узнать богатство формы композитора, его стремление к программности и то, насколько может быть разнообразно содержание его произведений

 Первым номером на концерте прозвучал «Концерт-поэма» Фролова - произведение крайне разнообразное с точки зрения как технической виртуозности, различных исполнительских приёмов, так и художественного содержания, что очень ярко передано не только самим композитором, но и исполнителями, игравшими одно из самых значимых его  сочинений.

Итак, «Концерт…» начинается с драматического вступления, которое играет очень важную роль в его содержании прежде всего по концентрации трагического в музыкальной ткани. После вступления следует довольно светлый, радостный по характеру эпизод, настроение которого представляет собой яркий контраст предыдущему разделу формы, который был очень качественно передан исполнителями. И на смену этому светлому, яркому музыкальному материалу вновь приходит образ трагический, на этот раз приобретающий оттенок лирической скорби. По мнению автора работы, в исполнении оркестра несколько не хватило как такого переживания в этом разделе, воплощённого недостаточно глубоко. Но гораздо более тонко, искусно была передана музыкантами образная сфера следующего раздела, в котором появляются фантастические интонации. Только сначала это - светлая, элегичная, «мендельсоновская» фантастика, очень ярко воплощённая при помощи нежного, почти «неземного» сочетания арфы и фортепиано, но затем она весьма резко и неожиданно сменяется мрачной, демонической сфера зла, напоминающей нам по своему совершенно инфернальному настроению, и даже некоторым интонациям, а также по тому, в какой манере этот эпизод был исполнен оркестром, «Сцену в Волчьей долине» из оперы «Вольный стрелок» Вебера.

 Затем в музыке снова появляются скорбно-лирические образы, постепенно нагнетающие драматическую атмосферу, после чего происходит чередование ещё несколько контрастных эпизодов и возникает своеобразная «интермедия» в  концерте, которая представляет собой фортепианное соло, и заключает в себе в первую очередь образы неуверенности в себе, сомнения, очень глубоко переданные в игре как пианиста, так и оркестра, который постепенно подключается по ходу исполнения.

В начале следующего раздела вновь возникают образы страшной фантастики и следует постепенный подход к драматической кульминации, в которой все ранее звучавшие образные сферы сливаются практически воедино, но всё же в игре исполнителей автор данной работы услышал преобладание трагического начала.

 Наконец, после кульминации следует развязка, смысл которой – победа человеческого мужества над роковыми испытаниями судьбы, неоднократно воплощёнными на протяжении всего произведения. Правда, автору немного не хватило торжественности, триумфа в игре оркестра, ведь именно эти образы музыканты пытались воспроизвести, когда завершали своё исполнение «Концерта».

  Несколько более сконцентрированное образное содержание имеет исполненная далее «Поэма об Урале»

 Начинается «Поэма» длинным оркестровым вступление,  которое концентрирует в себе всё выразительно – содержательное богатство произведения. После этого инструментального эпизода, напоминающего прелюдию вступает хор. В нём сначала происходит чередование мужского и женского составов, которые после небольшой оркестровой интермедии, содержащей в себе как интонационный, так и образный тематизм ранее спетых вокальных партий, наконец, начинают петь вместе, благодаря чему рождается совершенно новый оттенок звучания, очень пышно и ярко воплощённые в исполнении академического хора.

Затем гораздо более внушительно, грандиозно, звучит мужское соло, и та же монументальная, величественная атмосфера передана в последующем звучании всего хора, после которого единственным голосом вновь остаётся солист, на этот раз уже не поющий, а читающий, напоминающий подлинное историческое повествование. Солист, исполняющий данную партию, сделал это с суровой объективностью, напоминающей манеру повествования многих исторических произведений русских писателей.      

 Отвечающий ему хор, который вновь поёт в своём полном составе, как бы высказывает свою позицию по отношению к происходящему, что приближает его значение в «Поэме…» к роли хора в некоторых барочных произведениях ораториального типа, например, в «Самсоне» Генделя, только здесь событийный ряд как таковой выражен исключительно в репликах рассказчика, без включения в развитие каких-либо номеров, отражающих высказывания отдельных героев, например, арий, речитативов и т.п. И благодаря подобной структуре произведения можно говорить о его близости к жанру оратории, при чём именно по принципу оратории произведение было исполнено на концерте, которому посвящена работа.

 Наконец, кульминационный раздел формы, так же как и в ранее звучавшие «Концерте…» представляет собой переплетение совершенно различных образных сфер – и трагедии, и лирики, и даже немного фантастики, не исключая интонаций народных песен, которыми пронизано всё произведение. И благодаря подобному сочетание драматического и фольклорного начала можно говорить о близости «Поэмы…» к девятой симфонии Бетховена, схожесть с образным настроением которой была очень ярко передана исполнителями.

 Заканчивается произведение триумфальным, победным хором, который по своему образному содержанию во многом напоминает опять же финал 9й симфонии Бетховена, а именно «Оду к радости» на стихи Шиллера. Его характер и содержательный смысл во многом схож с финалом «Концерта», но на этот раз автор работы был в буквальном смысле слова потрясён тем, насколько ярко, торжественно прозвучал финал в исполнении как самого хора, так и оркестра.

 Таким образом, несмотря на некоторые недочёты, о которых было сказано ранее, автор хочет выразить благодарность исполнителям за их гениальную работу, грамотный подбор репертуара и высокую степень профессионализма, проявленная как самими участниками и хора, и оркестра, так и художественным руководителям данных коллективов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.