|
|||
Абзац как средство смыслового членения текстаСтр 1 из 2Следующая ⇒ Абзац как средство смыслового членения текста Абзацное членение преследует одну общую цель – выделение значимых частей текста. Однако выделяться части текста могут с разными конкретными целевыми установками. Соответственно этому различаются и функции абзаца. В диалогической речи абзац выступает чисто формальным средством разграничения реплик разных лиц. Тексты официально-деловые, научные, научно-популярные, учебные ориентируются на логико-смысловой принцип абзацного членения, хотя в ряде случаев не чужд этим текстам и принцип акцентно-выделительный (например, в текстах законов, постановлений и т.д. абзацное членение может разрывать даже отдельное предложение, имеющее ряд однородных синтаксических компонентов). В художественных текстах, где выявляется функциональное разнообразие абзацев, та же акцентно-выделительная функция подчиняется функции эмоционально-экспрессивной. Абзац, разрывающий единое синтаксическое целое, исполняет акцентную роль, когда важным считается выделение отдельных звеньев общей структуры, частных деталей в описании, в раскрытии той или иной темы. Такова роль абзацев в следующем тексте, представляющем собой одно сложное синтаксическое целое. В тех случаях, когда абзацное членение ведётся по логико-смысловому принципу, очень важная роль отводится первому предложению абзаца, оно является определённой вехой в раскрытии темы описания (как предложение-зачин в сложном синтаксическом целом). Если стянуть все первые предложения абзацев и опустить все остальные звенья, то получится сжатый, ёмкий по содержанию рассказ, без детализирующих описаний. При иной функции абзаца (в абзацах с эмоциональной нагрузкой) меняется и роль первых предложений.
Такие абзацы построены по другому принципу: с их помощью не определяется логико-смысловая канва повествования, а подчеркиваются эмоционально-экспрессивные качества текста. Это, прежде всего, свойственно таким абзацам, которые членят единое сложное целое. Первые предложения таких абзацев в сочетании друг с другом лишены логической последовательности и тематической завершенности.
|
|||
|