Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Высоко - над домами -



 

НЕЗНАКОМКА

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino Veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный,
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Озерки. 24 апреля 1906

Стихотворение относится ко 2-тому , цикл «Город». Написание цикла в 1904—1908 годах.

Размер стихотворения : Четырёхстопный ямб с чередованием дактилической рифмы (в нечетных строках) и мужской рифмы (в чётных строках) . Строфа - четверостишие с перекрёстной системой рифмовки. Цикл «Город» входит во второй том лирической трилогии Блока. Стихи этого цикла наполнены реалистическими чертами жизни горожан. Поэт рисует мрачный город, накрытый постоянными туманами и мглой, сквозь которые еле пробивается свет фонарей. Тяжелый, зловещий город с множеством кабаков и пьяными людьми. Ближе к реалистическому стало и восприятие женщины. Теперь для него открылось, что не только Прекрасные Дамы населяют мир. Так в лирике Блока появляется образ Незнакомки. Лирический герой по-прежнему ищет в каждой встреченной женщине Прекрасную Даму, верит в чистое и светлое начало женской души.

Поэт видит, как страшный город перемалывает, калечит людей, не жалея ни женщин, ни детей. В стихотворении «Незнакомка» поэт рисует городской «пейзаж нравов»: «воздух дик и глух», «окрики пьяные», «тлетворный дух», пыль переулков, «детский плач», кавалеры гуляют с дамами «среди канав», «…раздается женский визг, / А в небе, ко всему приученный, / Бессмысленно кривится диск». Среди пьяного разгула появляется прекрасная, таинственная Незнакомка. Этот образ вызывает в душе героя надежду на то, что еще не все потеряно для этого пошлого мира:

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

стихотворение распадается на две отчетливо выделяемые и почти равные по объему части: первые 6 и последующие 7. Строка «Иль это только снится мне ставит его на границу между явью и сном. Так же в стихотворение появляется лирический герой : «Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины»

Обе части связаны повторами. Наиболее важные из них — вечер (по вечерам, и каждый вечер за шлагбаумами, и каждый вечер друг единственный, и каждый вечер в час назначенный), вино-опьянение (окриками пьяными, в моем стакане, влагой терпкой и таинственной… смирен и оглушен, пьяницы с глазами кроликов, in vino veritas, меж пьяными, все души моей излучины Пронзило терпкое вино, пьяное чудовище). Менее очевидные: воздух дик и глух — глухие тайны; влагой терпкой — терпкое вино; терпкой и таинственной — глухие тайны. Еще менее очевидные: связанные с темой «водоем»: над озером скрипят уключины — берег очарованный, очи синие бездонные, на дальнем берегу, души моей излучин. Повторяются слова «даль»: вдали над пылью — очарованную даль, на дальнем берегу; «дух»: весенний и тлетворный дух — дыша духами и туманами. В стихотворение так же показаны два мира реальный «Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки.»

 И ирреальный «Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.»

 Блок возвышает незнакомку на фоне всех пьяниц, посетителей кабака, он хочет видеть в ней прекрасную даму.
Незнакомка появляется в «туманном» окне и садится, «дыша духами и туманами», «у окна», оставаясь некоторым образом на грани ресторанного мира. Слово «туман» и производные от него эпитеты у Блока принадлежат к числу весьма частотных. В лирической «трилогии» они «встречаются во втором томе томе 61 раз.
Опорные слова;

«Туман»

1.Высоко - над домами -

                 в тумане снежной бури,

На месте полуденных туч

 

2.И с тихим свистом сквозь туманГлядится Змей, копытом сжатый.

 

3Уводи, переулок,В дымно-сизый туман…

«Закат»

Он спит, пока закат румян.И сонно розовеют латы.

 

 

2. Вечность бросила в городОловянный закат.

 

«Мгла»

1. Она идёт неслышным шагом.За нею шевелится мгла,

 

2. И вот передо мной - за мглою -Черты печальные сестры.1. «НЕЗНАКОМКА» А. А. БЛОКА: Д. М. МАГОМЕДОВА,

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.