Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Деловая игра Налоговый инспектор



Деловая игра "Налоговый инспектор"

Статья отнесена к разделу: Преподавание экономики

Мировой педагогикой накоплен довольно значительный опыт использования игры в учебном процессе. В отечественных школах игра чаще всего используется как средство, помогающее сделать урок более интересным, занимательным, помогающее проиллюстрировать материал. Освоение учебного материала в такой ситуации становится средством достижения игровой цели. Игра организует и поддерживает все интеллектуальные усилия школьников, учащийся обучается, даже не подозревая об этом.

Педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обусловлены, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игре свойственна двойная природа воспитательного воздействия на развитие творческой активности школьников.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

• цели ставятся перед учащимися в форме игровой задачи;

• учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве её средства;

• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их

интересуют политические и социальные явления. В этом возрасте усиливается рефлексия. Для учащихся 10-11 классов характерна потребность в диагнозе, их интересует поиск решения проблем не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Учащиеся “вживаются” в игровую ситуацию и действуют в ней, исходя из своей роли и игровых правил. Старшеклассников привлекает разнообразные игры, развивающие не только память, но и логическое мышление, а также игры - состязания.

Деловая игра - один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащихся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Одним из структурных компонентов игры являются игровые задачи. Учебная задача, выступающая для учащихся в замаскированном, неявном виде, способствует осуществлению непреднамеренного учения школьников. Игровая задача является одним из центральных звеньев в формировании мышления школьников.

Представленная деловая игра “Налоговый инспектор” апробирована 2005-2006 учебного года на элективном курсе “Налоги и Налогообложение” в 10-х классах социально-экономического профиля. Эта игра является имитационной игрой, т.к. имитируется деятельность налоговой инспекции, а каждый участник игры (учащийся) - работник налогового органа.

Игра рассчитана на два спаренных урока и проводится на последнем занятии в форме урока обобщающего повторения изученного курса по налогообложению.

Пели этого урока (игры):

• обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденным темам курса; игровой форме выявить теоретические знания и практические умения, и навыки учащихся;

• способствовать развитию логического мышления;

• активизировать мыслительную деятельность учащихся;

• формирование устойчивых интересов к профессии - налоговый инспектор; воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений. Задача урока через игру в контексте экономизации образования - научить старшеклассников в игровой форме логике экономического мышления, показать способы решения экономических проблем с помощью игровых технологий.

Правила игры. Перед началом игры учащиеся (группа) делятся на 2 команды - налоговые

инспекции. Преподаватель знакомит участников игры с правилами игры и с членами комиссии (администрация и преподаватели МУК). Учащимся объясняют ситуацию: государственная казна (бюджет) нуждается в дополнительных поступлениях денежных сумм, поэтому со столицы (г. Москвы) прислали комиссию по налогам и сбором с целью - проверить правильность исчисления и регулярность поступления налоговых сборов. И одновременно провести аттестацию налоговых работников, т.е. все ли они соответствуют своим занимаемым должностям

Игра состоит из 5 раундов-заданий. Каждый раунд выдержан во времени.

1 раунд: Мини - викторина. Цель: проверка знаний по всем темам курса. Каждому члену команды задаётся вопрос, а он должен дать правильный ответ. Сколько правильных ответов, столько и команде присуждается баллов.

2 раунд: Соотнести каждому из 5 налогов свои элементы налогообложения. Цель: проверка знаний по темам “Федеральные налоги”. Задание в виде теста.

3 раунд: Расчёт налогов. Цель: проверка умений производить расчеты по налогам.

Задание состоит из 3 задач. Каждая команда делится на 3 подгруппы и решает свою задачу. Одновременно проводится конкурс капитанов: Расчет налогового вычета по НДФЛ.

Капитан каждой команды решает задачу по налоговому вычету по НДФЛ на имущество- приобретение недвижимости (квартиры).

4 раунд: Игра “Слова”. Цель: проверка знаний по терминологии налогообложения.

Каждая команда должна как можно больше назвать профессиональных терминов по налоговой системе. За каждый термин 1 балл.

5 раунд: Мини - проект “Свой налог”. Цель: применение знаний курса в жизненных ситуациях.

В этом раунде учащимся было дано задание - придумать новый налог для пополнения бюджета города и его презентовать, опираясь на теоретические знания курса и применение этих знаний в жизненных ситуациях. Это задание на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

Мышление учащихся развивается в процессе построения ими разного рода доказательств, решения всевозможных проблемных заданий, в поисках объяснения разного рода явлений, в выборе путей и форм своего собственного поведения. На данном уроке была дана возможность высказаться всем учащимся: и тем, кто мыслил правильно, и тем кто ошибался, т.е учащиеся сами дошли до истины, которая надолго укрепится в их сознании. Мышление старшеклассников идет от реальности к возможности и обратно - от возможности к реальности. В мыслительной деятельности учащихся большую роль играют умозаключения по аналогии. Это просматривалось во время презентации, где учащиеся уверенно отстаивали свою точку зрения, приводили доводы, учились правильно вести спор.

С помощью умозаключений по аналогии учащиеся на основании полученных знаний на уроках курса, строят различные объяснения и доказательства на данном уроке нетрадиционной формы (деловая игра) в игровой форме.

Важнейшую роль в игровой модели обучения принадлежит заключительному этапу - ретроспективному обсуждению хода и результатов игры. Игра рассматривается в 2 планах - содержательном и социально-психологическом. Учащиеся вместе с преподавателем обсуждают трудности, возникшие по ходу игры, эмоциональные переживания, идеи, которые приходили в голову и полученный опыт. Особое внимание уделяется обсуждению соотношений игровой ситуации с реальностью, возможности использования полученного игрового опыта в других ситуациях. Но не все участники, проходя через одну и ту же процедуру, оценят её одинаково и получат одинаковый опыт. Одним из результатов рефлексии игры может быть и внесение в неё поправок изменении.

После проведения игры подводятся итоги. Члены жюри объявляют игровые результаты.

Участники игры – учащиеся дают самооценку своих действий в плане исполнения игровой роли.

Проигравших в игре нет.

Таким образом, используя игровые технологии, систему разработанных проблемных задач на уроке позволяет формировать экономическое мышление учащихся и профессионально важные свойства и качества; помогают им адаптироваться в современном мире и ориентироваться в сфере налоговых систем; применять полученные знания в решении жизненных проблем и задач.

Самая сложная для понимания

в мире вещь - это система налогов.

Альберт Эйнштейн

ДЕЛОВАЯ ИГРА “НАЛОГОВЫЙ ИНСПЕКТОР”

ТДЦ:

Образовательная: Обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденным темам курса. В игровой форме выявить теоретические знания и практические умения и навыки учащихся.

Развивающая: Способствовать развитию логического мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Воспитательная: Формирование устойчивых интересов к профессии - налоговый инспектор. Воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений.

Тип урока: проверка знаний по курсу.

Оснащение: карточки-задания, дидактические карточки.

Оборудование: ТСО - калькулятор.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.