Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Цель и задачи занятия.. Ход занятия. I.Вводная часть. II. Основная часть



 

Занятия вокального кружка. 25.11

Тема занятия: «Работа над регистрами голоса».

Цель и задачи занятия.

Цель: Углубление знаний учащихся по основам вокального искусства.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с регистрами певческого голоса;

2.Воспитывать учащихся интерес и любовь к вокальному творчеству;

3. Развивать творческий потенциал, музыкальное восприятие, голосовые данные детей, мелодический и гармонический слух

Методы обучения:

· словесные: беседа, объяснение, обсуждение;

· наглядные: применение ИКТ, показ, исполнение изучаемого материала педагогом, наблюдение;

· практические: вокально-тренировочные упражнения, восприятие музыки, работа над исполнительским образом произведения, игровой;

· объяснительно-иллюстративный: восприятие и усвоение учащимися готовой информации;

· репродуктивный: воспроизведение знаний и освоение способов деятельности по заданиям педагога;

· методы вокального обучения: концентрический, фонетический, показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Ход занятия

I.Вводная часть

 

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Педагог: Я вижу, что вы все улыбаетесь, а это значит, что настроение у всех хорошее, поэтому предлагаю начать наше занятие.

II. Основная часть

Педагог: Уже на протяжении долгого времени, вы ходите на занятия по вокалу. Скажите, пожалуйста, чему мы учимся на занятиях?

Дети: мы знакомимся с вокальными понятиями и терминами, с особенностями певческого дыхания, с правилами дыхания во время пения, с правильным произношением гласных и согласных звуков, как правильно выражать свои эмоции при пении, как правильно передавать характер песни, с вокальными упражнениями для развития голоса, с правилами поведения во время пения, правилами поведения на сцене, с правилами гигиены и охраны певческого голоса, с устройством и работой голосового аппарата, с особенностями работы с микрофоном.

Педагог: Совершенно верно.

Перед вами кроссворд. Разгадав его, мы вспомним о терминах и понятиях, а также узнаем тему нашего занятия.

Педагог: Первый вопрос: «Как назвать одним словом активную работу рта, нижней челюсти, губ, языка, щёк в речи и в пении?»

Дети: Артикуляция.

Педагог: Правильно!

Педагог: Вопрос второй: «Как называется вокальное упражнение на разогревание голоса?»

Дети: Распевка.

Педагог: Да, мы с вами знаем, что распевка - это святое! Это подготовка голосового аппарата к работе перед пением.

Педагог: Третий вопрос: «Как одним словом назвать совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания голосовых связок?». Это еще называют способностью человека издавать звуки при разговоре, пении, крике, смехе, плаче, а также музыкальным инструментом человека.

Дети: Голос.

Педагог: Совершенно верно – это голос, бесценный дар, которым человека наделила матушка - природа.

Педагог: Четвертый вопрос: «Что является основой пения, источником энергии для возникновения звука?»

Дети: Дыхание.

Педагог: Да, дыхание – это основа пения.

Пятый вопрос: «Как называется пение на два голоса, в два голоса?»

Дети: Двухголосие.

Педагог: Правильно!

Педагог: Шестой вопрос: «Как называется напевная, плавная мелодия?»

Дети: Кантилена.

Педагог: Да. Кантилена - от итальянского - канта - пение. Работая над кантиленой, мы, прежде всего, работаем над мелодией, над звуком. С самых первых занятий мы работали над кантиленой в пении.

Педагог: И последний вопрос: «Что в вокале называют окраской звука?»

Дети: Тембр.

Педагог: Наиболее ценное индивидуальное свойство голоса называется тембром. У каждого человека своя тембровая окраска голоса, что делает голос индивидуальным, неповторимым и уникальным.

· Регистр - это ряд звуков голоса, воспроизводимых одним и тем же способом и однородных по тембру.

· Регистр – это часть диапазона голоса, содержащая звуки, похожие по тембру.

· Регистр певческого голоса - это последовательный ряд звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания. Регистр голоса - участок диапазона певческого голоса, характеризующийся единым тембром в связи с одним и тем же механизмом голосообразования (по словарю медицинских терминов).

Педагог: Любой человек, независимо от пола и возраста может воспроизводить звуки в 2-х основных и 2-х неосновных регистрах.

Педагог: Два основных регистра: грудной и головной.

 

Педагог: Грудной регистр - нижний регистр.

При пении в этом регистре происходят явственные вибрационные ощущения у певцов в области груди (откуда и название).

Педагог: Попробуйте сделать упражнение: закрытым звуком «промычите» на нижних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации?

Дети: В области груди.

Педагог: Это самый привычный голосовой регистр для любого человека. На нём мы всегда разговариваем. Большинство певцов, как профессиональных, так и нет, в пении используют только этот регистр, поскольку другими пользоваться не умеют.

Послушайте музыкальный фрагмент из песни «При лужке» в исполнении дуэта певицы Пелагеи и Михаила Горшенёва. Пелагея при пении использует грудной голосовой регистр.

Педагог: Головной или фальцетный - верхний регистр. При использовании его в пении у певцов возникают вибрационные ощущения в основном только в области головы (лица, носа), откуда и название. Название же этого регистра «фальцет» (что в переводе означает "ложный голос") подчёркивает редкость его применения.

Попробуйте сделать тоже самое упражнение, только на верхних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации?

Дети выполняют упражнение.

Дети: В области головы (лица, носа).

Педагог: Сейчас мы с вами познакомимся с упражнениями, которые нам помогут развивать, выравнивать наши голосовые регистры, и соответственно развивать голос. Для этого мы должны воспитывать в себе усидчивость, трудолюбие и наблюдательность, развивая свою память, воображение и внимание.

Педагог: Сначала мы выполним дыхательную разминку.

1. Сделали вдох через нос, и медленный выдох через рот. Повторили 5 раз.

2. Сделали вдох через нос, и выдох через рот со звуком «ш». Повторили 5 раз.

3. Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «б-п». Повторили 5 раз.

4. Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «т-д». Повторили 5 раз.

Педагог: Теперь работаем над дикцией и артикуляцией. Проговариваем скороговорку «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была тупа». Начинаем медленно, постепенно убыстряя темп.

Педагог: Вот мы и подошли к упражнениям по развитию регистров и голоса.

1. Закрытым звуком («мычим») делаем вверх, вниз. Повторили 3 раза

2. «До –ре –до-ре -до» вверх и вниз по трем звукам.

3. «Да-а-а…да» - вверх и вниз.

4. С названием нот по пяти звукам поступенно. Вверх на легато, вниз на стаккато.

Педагог: Молодцы ребята! Вы успешно выполнили все упражнения. Голосовой аппарат готов к работе, и мы приступаем к исполнению песни «Родина моя». При исполнении не забывайте об «опоре» звука, особенно при исполнении высоких нот. Так же помните, что мы - ансамбль, и звучание песни должно быть ровным, поэтому слушайте себя и друг друга.

1. Проговаривание текста

2. Пение под минусовую фонограмму.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.