|
|||
Цель и задачи занятия.. Ход занятия. I.Вводная часть. II. Основная часть
Занятия вокального кружка. 25.11 Тема занятия: «Работа над регистрами голоса». Цель и задачи занятия. Цель: Углубление знаний учащихся по основам вокального искусства. Задачи: 1. Познакомить учащихся с регистрами певческого голоса; 2.Воспитывать учащихся интерес и любовь к вокальному творчеству; 3. Развивать творческий потенциал, музыкальное восприятие, голосовые данные детей, мелодический и гармонический слух Методы обучения: · словесные: беседа, объяснение, обсуждение; · наглядные: применение ИКТ, показ, исполнение изучаемого материала педагогом, наблюдение; · практические: вокально-тренировочные упражнения, восприятие музыки, работа над исполнительским образом произведения, игровой; · объяснительно-иллюстративный: восприятие и усвоение учащимися готовой информации; · репродуктивный: воспроизведение знаний и освоение способов деятельности по заданиям педагога; · методы вокального обучения: концентрический, фонетический, показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа. Ход занятия I.Вводная часть
Педагог: Здравствуйте, ребята! Педагог: Я вижу, что вы все улыбаетесь, а это значит, что настроение у всех хорошее, поэтому предлагаю начать наше занятие. II. Основная часть Педагог: Уже на протяжении долгого времени, вы ходите на занятия по вокалу. Скажите, пожалуйста, чему мы учимся на занятиях? Дети: мы знакомимся с вокальными понятиями и терминами, с особенностями певческого дыхания, с правилами дыхания во время пения, с правильным произношением гласных и согласных звуков, как правильно выражать свои эмоции при пении, как правильно передавать характер песни, с вокальными упражнениями для развития голоса, с правилами поведения во время пения, правилами поведения на сцене, с правилами гигиены и охраны певческого голоса, с устройством и работой голосового аппарата, с особенностями работы с микрофоном. Педагог: Совершенно верно. Перед вами кроссворд. Разгадав его, мы вспомним о терминах и понятиях, а также узнаем тему нашего занятия. Педагог: Первый вопрос: «Как назвать одним словом активную работу рта, нижней челюсти, губ, языка, щёк в речи и в пении?» Дети: Артикуляция. Педагог: Правильно! Педагог: Вопрос второй: «Как называется вокальное упражнение на разогревание голоса?» Дети: Распевка. Педагог: Да, мы с вами знаем, что распевка - это святое! Это подготовка голосового аппарата к работе перед пением. Педагог: Третий вопрос: «Как одним словом назвать совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания голосовых связок?». Это еще называют способностью человека издавать звуки при разговоре, пении, крике, смехе, плаче, а также музыкальным инструментом человека. Дети: Голос. Педагог: Совершенно верно – это голос, бесценный дар, которым человека наделила матушка - природа. Педагог: Четвертый вопрос: «Что является основой пения, источником энергии для возникновения звука?» Дети: Дыхание. Педагог: Да, дыхание – это основа пения. Пятый вопрос: «Как называется пение на два голоса, в два голоса?» Дети: Двухголосие. Педагог: Правильно! Педагог: Шестой вопрос: «Как называется напевная, плавная мелодия?» Дети: Кантилена. Педагог: Да. Кантилена - от итальянского - канта - пение. Работая над кантиленой, мы, прежде всего, работаем над мелодией, над звуком. С самых первых занятий мы работали над кантиленой в пении. Педагог: И последний вопрос: «Что в вокале называют окраской звука?» Дети: Тембр. Педагог: Наиболее ценное индивидуальное свойство голоса называется тембром. У каждого человека своя тембровая окраска голоса, что делает голос индивидуальным, неповторимым и уникальным. · Регистр - это ряд звуков голоса, воспроизводимых одним и тем же способом и однородных по тембру. · Регистр – это часть диапазона голоса, содержащая звуки, похожие по тембру. · Регистр певческого голоса - это последовательный ряд звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания. Регистр голоса - участок диапазона певческого голоса, характеризующийся единым тембром в связи с одним и тем же механизмом голосообразования (по словарю медицинских терминов). Педагог: Любой человек, независимо от пола и возраста может воспроизводить звуки в 2-х основных и 2-х неосновных регистрах. Педагог: Два основных регистра: грудной и головной.
Педагог: Грудной регистр - нижний регистр. При пении в этом регистре происходят явственные вибрационные ощущения у певцов в области груди (откуда и название). Педагог: Попробуйте сделать упражнение: закрытым звуком «промычите» на нижних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации? Дети: В области груди. Педагог: Это самый привычный голосовой регистр для любого человека. На нём мы всегда разговариваем. Большинство певцов, как профессиональных, так и нет, в пении используют только этот регистр, поскольку другими пользоваться не умеют. Послушайте музыкальный фрагмент из песни «При лужке» в исполнении дуэта певицы Пелагеи и Михаила Горшенёва. Пелагея при пении использует грудной голосовой регистр. Педагог: Головной или фальцетный - верхний регистр. При использовании его в пении у певцов возникают вибрационные ощущения в основном только в области головы (лица, носа), откуда и название. Название же этого регистра «фальцет» (что в переводе означает "ложный голос") подчёркивает редкость его применения. Попробуйте сделать тоже самое упражнение, только на верхних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации? Дети выполняют упражнение. Дети: В области головы (лица, носа). Педагог: Сейчас мы с вами познакомимся с упражнениями, которые нам помогут развивать, выравнивать наши голосовые регистры, и соответственно развивать голос. Для этого мы должны воспитывать в себе усидчивость, трудолюбие и наблюдательность, развивая свою память, воображение и внимание. Педагог: Сначала мы выполним дыхательную разминку. 1. Сделали вдох через нос, и медленный выдох через рот. Повторили 5 раз. 2. Сделали вдох через нос, и выдох через рот со звуком «ш». Повторили 5 раз. 3. Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «б-п». Повторили 5 раз. 4. Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «т-д». Повторили 5 раз. Педагог: Теперь работаем над дикцией и артикуляцией. Проговариваем скороговорку «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была тупа». Начинаем медленно, постепенно убыстряя темп. Педагог: Вот мы и подошли к упражнениям по развитию регистров и голоса. 1. Закрытым звуком («мычим») делаем вверх, вниз. Повторили 3 раза 2. «До –ре –до-ре -до» вверх и вниз по трем звукам. 3. «Да-а-а…да» - вверх и вниз. 4. С названием нот по пяти звукам поступенно. Вверх на легато, вниз на стаккато. Педагог: Молодцы ребята! Вы успешно выполнили все упражнения. Голосовой аппарат готов к работе, и мы приступаем к исполнению песни «Родина моя». При исполнении не забывайте об «опоре» звука, особенно при исполнении высоких нот. Так же помните, что мы - ансамбль, и звучание песни должно быть ровным, поэтому слушайте себя и друг друга. 1. Проговаривание текста 2. Пение под минусовую фонограмму.
|
|||
|