|
|||
Разрушение Рима. Образование. Высшее образованиеРазрушение Рима Также развитию образования способствовало наличие и большая доступность учебных заведений. Талантливые выпускники школ, даже будучи детьми простолюдинов, могли занять высокое положение в обществе. Полный курс обучения состоял из трёх этапов: подготовительного, среднего, высшего. Образование В начальной школе обучали, чтению, письму, учили считать, преподавали церковное пение. Детей из знатных семей чаще всего обучали на дому приглашённые преподаватели. Такая школа могла быть государственной, церковной или частной. В средней школе изучали грамматику, риторику, частично философию, музыку, геометрию, астрономию. В некоторых школах изучалась только математика. Эти школы были частными и платными. Высшее образование включало в себя знание филосо̀фии, которая делилась на теоретическую и практическую. К первой относили богословие, математику, медицину, музыку. Ко второй – этику, политику, историю. Высшее образование В IX веке в Константинополе была открыта первая в Европе вы̀сшая школа. Здесь же было создано высшее медицинское училище. В ранний период в Византии ещё сохранялись старые центры античной образованности: Афѝны, Александрѝя, Бейру̀т, Га̀за. Однако борьба с язычеством привела к упадку некоторых из них. Исчез научный центр в Александрии. При Юстиниа̀не была закрыта высшая школа в Афинах. Постепенно центром научных знаний становится Константино̀поль. Византийцы сохранили античные знания по математике, астрономии, медицине. Они также пользовались изобретениями и достижениями арабских ученых. Через Византию об этих трудах узнали и в Западной Европе. Одним из ярких представителей византийских учёных был Лев Матема̀тик (790–870 годы). Приёмный зал резиденции византийских императоров украшали изобретённые им механизмы: статуи рычащих львов, поющих и порхающих птиц и другие механические фигуры. Они должны были изумлять иноземных послов, показывать могущество Византии. Также он изобрёл «светово̀й телегра̀ф», представлявший собой систему сигнальных башен, которая позволяла в течение часа передать нужное сообщение от границы империи в Константинополь. Византийцы накопили много знаний по географии. Известный труд Стѐфана Византѝйского «Э̀тника» в алфавитном порядке описывает все известные на то время народы мира. Содержит цитаты античных авторов, объясняет названия местностей и народов. В нём присутствуют сведения исторического и мифологического характера, прорицания, описания чудес, пословицы. Успехов в Византии достигла и историческая наука. Сочинения создавались на основе античных документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений. Одним из выдающихся историков был Проко̀пий Кесарѝйский. В своём сочинении «История войн Юстиниа̀на с пѐрсами, ванда̀лами и го̀тами» он ярко и доходчиво описал современную ему жизнь.
|
|||
|