|
|||
Программа «Музыкальные шедевры»
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ, ОСНОВАННЫЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В настоящее время процесс создания образовательных программ продолжается. В сфере современного дошкольного музыкального образования также появляется большое количество различных парциальных программ и авторских методик, опирающихся на имеющийся мировой опыт музыкального воспитания. Перед дошкольным учреждением встает трудная задача — выбрать программу, которая может быть успешно реализована педагогическим коллективом и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей. 3 СЛАЙД Для выбора программы музыкального образования детей, по мнению Г. А. Прасловой, необходимо уметь: • ориентироваться в основных тенденциях программно-методического оснащения музыкального образования детей; • анализировать программу, включая решение задач музыкального развития, выделять ключевые положения, понимать педагогические технологии; • оценивать достоинства программы, новаторство ее авторов, определять спорные позиции; оценивать трудности в реализации программы; • прогнозировать работу педагогического коллектива и достижения детей в области музыкального развития в условиях реализации программы? 4 СЛАЙД Программа «Музыкальные шедевры» Научно обоснованная и методически выстроенная программа формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста как части общей духовной культуры. Это реализуется через взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности (ритмопластика, оркестровка, певческие импровизации, рисование, сочинение сказок, детских опер, спектаклей- игр и др.). Предлагаемая концепция обосновывает важность накопления, начиная с раннего возраста, музыкально-интонационного опыта восприятия искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью, и направлена на развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизацию проявлений творчества. 5 СЛАЙД Основной принцип построения программы - тематический. Каждая из шести тем изучается в течение одного-двух месяцев и повторяется на новом материале в каждой возрастной группе. («Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», «Песня, танец, марш»» «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка о музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки».) При этом тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» является сквозной темой программы, важной для понимания детьми эмоциональной сущности музыкального искусства. Особое место занимает и тема «Песня, танец, марш», поскольку осуществляет преемственность дошкольного и школьного образования, так как является основной в программе Д. Б. Кабалевского, используемой в большинстве школ. В программе представлены критерии оценки уровня сформированное основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах. Программа оснащена учебно-методическим комплектом, включающим методические рекомендации, нотные приложения, конспекты занятий и развлечений, комплект аудиокассет с методическими рекомендациями и дидактическим альбомом. Программа рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ. 6 СЛАЙД Программа «Искусство слышать» Программа направлена на воспитание у детей музыкальной культуры как части общей духовной культуры. Программа базируется на теории развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина и на концепции педагога-музыканта Д. Б. Кабалевского и рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Одной из основных задач программы является развитие музыкального восприятия — основы приобщения к искусству, которое осуществляется в процессе детского художественного творчества: «омузыкаливания» загадок и пословиц, музицирования на детских музыкальных инструментах, разыгрывания песен, народных музыкальных игр и т. д. В основу технологии, таким образом, ложится перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры. 7 СЛАЙД Основополагающими принципами программы являются: • моделирование процесса художественного творчества: ребенок с помощью различных видов музыкально-художественной деятельности (композитора, исполнителя, слушателя) проходит путь рождения музыки, воссоздает ее, что можно реализовать в народных музыкально-поэтических произведениях, где исполнители становятся поэтами, музыкантами, создающими музыкально-поэтическое произведение; • органичного рождения танца (пластическое интонирование), движения как естественного выражения того или иного чувства, переживания или характера музыки; • образно-игрового вхождения в музыку — предусматривает создание образно-игровых ситуаций, также требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. В программе четыре раздела, в каждом из которых тема «Как можно услышать музыку» рассматривается под определенным углом зрения. 8 СЛАЙД Программа «Гармония»1 Программа разностороннего музыкального развития дошкольников всех возрастов, рассматриваемого как средство общего психического развития (воображения, творческого мышления, коммуникативных способностей и др.), нравственного и общекультурного воспитания детей. Основным видом музыкальной деятельности в реализации познавательной и коммуникативной функций музыки в программе выступает ее восприятие и анализ. Введение ребенка в мир музыки, по мнению авторов, связано с необходимостью: • подбора музыкального репертуара и методов работы с ним; • использования на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности, в том числе музыкальных игр- драматизаций; • использования произведений других видов искусства (изобразительного, литературного и др.). 9 СЛАЙД Принципы программы: связь музыки с ведущими интересами детей: музыкальные занятия строятся но тематическим блокам, доступным и интересным детям этого возраста: «Игрушки», «Животные», «Мои родные и я сам» и др.; сочетание в музыкальном репертуаре высоко художественной народной, классической и современной музыки; сюжетно-игровое единство занятия на основе единого сюжета с эмоциональным и сознательным «погружением» детей в пего; импровизационность — у всех участников педагогического процесса (педагога и детей) создается «установка на творчество», импровизацию. Авторами предлагаются программы по каждому виду деятельности, где сформулированы задачи и даны некоторые методические подходы к их решению, а также хрестоматия музыкального репертуара и записанная на кассеты музыка. 10 СЛАЙД Программа «Камертон» Программа музыкального образования детей от рождения до 7 лет, ориентированная на развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры. Программа представлена в виде семи ступеней музыкального образования в соответствии с семью основными ступенями звукоряда. На каждой представлены все виды детской музыкальной деятельности, даны ее задачи и содержание (музыкальный репертуар), а также характеристика возрастных возможностей детей, показатели развития и овладения музы калькой деятельностью. Впервые в завершение каждой ступени выделены задач и общего развития личности ребенка: • творческие, художественные, интеллектуальные, физические способности; • познавательные процессы и личностные новообразования Доминирующее место отведено задачам развития универсального вида музыкальной деятельности— восприятию музыки. Большое внимание уделяется развитию музыкально-сенсорного восприятия у детей, так как дошкольный возраст благо приятен для развития сенсорики, способствующей развитию их интеллекта. В программу введен раздел, посвященный участию родителей в музыкальном воспитании и развитии своего малыша. Учтены также здоровье сберегающий и оздоровительный факторы, что связано с охраной голоса ребенка, созданием психологического комфорта и эмоционального благополучия для каждого. Репертуар программы подобран с учетом возрастных возможности детей и связи содержания музыкальных произведений с их жизнедеятельностью. 11 СЛАЙД Автор применяет личностно ориентированную модель музыкально- педагогического процесса с субъектным партнерским взаимодействием. Важным условием для успешности организации музыкальной деятельности является, по мнению автора, музыкальная предметно-развивающая среда. Новым является подход к процессу подготовки и проведения праздников: основной груз ложится на плечи взрослых— педагогов и родителей, а дети подключаются к их деятельности. При этом зрители, как таковые, отсутствуют. 12 СЛАЙД Программа «Тутти» 13 СЛАЙД Программа «Малыш» Это новая программа по музыкальному воспитанию детей раннего возраста (третий год жизни). Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей третьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствует их приобщению к миру музыкальной культуры, высоким духовным ценностям. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр. В программе предусмотрены материалы по работе с воспитателями и родителями.
14 СЛАЙД Программа «Ладушки» Программа музыкального воспитания дошкольников 3-7 лет, составная часть комплексной программы «Лада», цель которой - творческое развитие детей на основе русской культуры и синкретизма детского восприятия и творчества. 3адачи программы; • Обогатить детей музыкальными впечатлениями; • развивать музыкальные способности, образное мышление, творческую активность, фантазию, коммуникативные способности; • зародить желание музицировать; • раскрепощение в общении; • приобщать к русской народной и мировой музыкальной культуре; • развивать личность. Принципы программы: • создание комфортной непринужденной обстановки; • целостный подход в решении педагогических задач; • последовательность обучения • соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и историческим календарем; • принцип партнерства; • принцип положительной оценки. В программу введен раздел « Пальчиковая гимнастика», помогающий в игре на инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме, развитии памяти и речи. Музыкальное воспитание осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности. Вся работа по музыкальному воспитанию проводится в тесной связи с изобразительной деятельностью, музейной педагогикой, театрализованной ритмопластикой и развитием речи. Программа включает разработку музыкальных занятий для детей четырех возрастных групп и снабжена музыкальными приложениями, описанием музыкально-ритмических композиций, музыкальных игр, содержит показатели музыкального развития детей в каждой Возрастной группе по каждому разделу.
15 СЛАЙД Программа «Красота. Радость. Творчество» Программа эстетического воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лот: основанная на разных видах искусства. Программа разработана с учетом принципов общей дидактики и дидактики частных методик и строится на основе обучения, что водит за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детой средствами природы, эстетической развивающей среды, художественно- творческой деятельности. Ведущим в программе является принцип интеграции разных видов искусстве! и разнообразной художественно-творческой деятельности: • игры; • изобразительная; • музыкальная; • театрализованная; • художественно-речевая деятельность Знакомство с музыкой строится на основе педагогического сотрудничества, позволяющего сделать общение и обучение активным, творческим. Программа имеет методические пособия для педагогов и развивающие пособия для детей, методические рекомендации по организации музыкальной деятельности, предлагается тематика комплексных и интегрированных занятий и примерный репертуар по каждому виду музыкальной деятельности. В программе выделены требования к знаниям и умениям по всем видам искусства, в том числе в области музыкального воспитания.
|
|||
|