Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.



«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 8‑й – 3, и святителя, глас 6‑й – 3. «Слава» – святителя, глас тот же: «Воспой, Россие…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь происходит…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8‑й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1‑й.

На отпусте: «…силою Честнаго и Животворящаго Креста…».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.

На Литургии

Антифоны изобразительны.

Блаженныпраздника, песнь 9‑я – 4 (со ирмосом 1‑го канона), и святителя, песнь 3‑я или 6‑я78 – 4.

На входе: «…Плотию распныйся…».

По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.

Проки́мен праздника, глас 7: Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего/ и покланя́йтеся подно́жию но́гу Его́, я́ко свя́то есть. Стих: Госпо́дь воцари́ся, да гне́ваются лю́дие.

Проки́мен святителя, глас 1: Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость/ и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум.

Аллилу́йя праздника, глас 1: Помяни́ сонм Твой, его́же стяжа́л еси́ испе́рва. Стих: Бог же, Царь наш пре́жде ве́ка, соде́ла спасе́ние посреде́ земли́.

Аллилу́йя святителя, глас 2: Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд.

О Воздвиженской преступке евангельских чтений

С этого дня, согласно Церковному Уставу, начинается чтение евангельских зачал 18‑й седмицы (Лукина ряда) (см. Типикон, гл. 10, уставную главу «Сказание…» в начале богослужебного Евангелия, а также статью П. М. Мироносицкого «О порядке церковных чтений Евангелия» в Приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год», с. 579–596). Ряд чтений Апостола остается неизменным. Счет Недель и седмиц остается прежним.

Таким образом, в 16‑ю седмицу по Пятидесятнице читаются евангельские чтения 18‑й седмицы и апостольские чтения 16‑й седмицы; в 17‑ю седмицу – евангельские чтения 19‑й седмицы и апостольские чтения 17‑й седмицы, и так далее до седмицы 30‑й по Пятидесятнице.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Лит. – Гал. 4:28 – 5:10 (зач. 211). Лк. 3:19–22 (зач. 10).

Свт.: Евр. 7:26 – 8:2 (зач. 318). Ин. 10:9–16 (зач. 36).

Задостойникпраздника.

На отпусте: «…силою Честнаго и Животворящаго Креста…».

По отпусте Литургии иерей исходит через царские врата с кадилом, в предшествии диакона со свечой, и трижды кадит Крест на аналое; по традиции, лик в это время поет тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника. Затем иерей вземлет Честный Крест на главу и в предшествии диакона со свечой и кадилом царскими вратами вносит Крест в алтарь, полагает на престоле и кадит окрест престола. После закрытия царских врат и завесы Крест благоговейно относится к месту его хранения.

Примечание. По отдании праздника Воздвижения, после 21 сентября (и до 20 декабря), на утрене стихословятся три кафизмы; на вечерне – кафизма 18‑я. Если случится память святого, имеющего полиелей, на утрене стихословятся две рядовые кафизмы, а на вечерне (вместо 18‑й) – третья, рядовая. Чтение Псалтири начинается с воскресенья. См. Типикон, 21 сентября, 1‑е «зри».

По воскресным дням в период после 21 сентября до 20 декабря на утрене стихословятся две кафизмы, к которым присоединяется полиелей. По воскресным дням в период после 20 декабря до 14 января (отдания праздника Богоявления) полиелей не поется, кроме тех дней, когда случится память великого святого, имеющего полиелей. После 14 января полиелей поется во все воскресенья, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1‑е «зри»), кроме Недели о мытаре и фарисее (см. Типикон, гл. 49, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи мытаря и фарисея», «На утрени…»).

Катавасия после 21 сентября до 21 ноября – «Отверзу уста моя…» (см. Типикон, 21 сентября, 2‑е «зри»).


73 По традиции, 1‑й припев запевает священник или диакон.

74 Паримии праздника Крестовоздвижения не читаются.

75 См. службу свт. Димитрия Ростовского в Минее (21 сентября). На основании указаний 1‑й Марковой главы Типикона под 25 мая, 9‑ю песнь канона допустимо петь следующим образом: 1‑й канон праздника со ирмосом на 6 (ирмос дважды), святителя на 4 и 2‑й канон праздника на 4.

76 По традиции, 1‑й припев запевает священник или диакон.

77 Ср.: Типикон, 8 мая, 6‑я Маркова глава.

78 В 1‑й Марковой главе Типикона под 25 мая на блаженнах от канона святого указывается песнь 3‑я, а в службе свт. Димитрия Ростовского в Минее – песнь 6‑я.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.