Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов»



«Преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов»

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность.

Причиной неуспеваемости учащихся начальной школы часто являются нарушения устной и письменной речи разнообразного генеза. Затрудняющие овладение правильным чтением и письмом. Речевые нарушения – серьёзное препятствие в овладении школьниками на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах- в усвоении программы. Это вызывает негативное отношение к учёбе, отрицательно сказывается на развитии личности. Для учащихся, испытывающих специфические трудности обучения, необходимо проводить занятия, направленные на коррекцию имеющихся и профилактику вторичных нарушений в развитии.

В группу риска входят дети:

Не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при несформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Виды дисграфии:

Артикуляторно–акустическая: представляет отражение неправильного произношения на письме. Представляет отражение неправильного произношения на письме. Проявляется в виде пропусков, замены и смешения букв. Проявляется в виде пропусков, замены и смешения букв. Наиболее часто проявляется у учащихся с выраженной ЗПР и умственной отсталостью.

Акустическая:

Специфический вид дисграфии. Проявляется заменой букв, соответствующих фонетически близким звукам. Замена и смешение парных звонких и глухих согласных. Замена и смешение свистящих и шипящих. Замена и смешение африкантов и их компонентов. Замена и смешение гласных первого – второго ряда. Пропуски, замена и смешение мягкого знака. Замена и смешение о - у, е – и в ударной позиции. НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНА ПРИ ОНР III – IV УРОВНЯ. РЕЖЕ ПРИ ФФНР.

Аграмматическая:

Обусловлена недостаточностью лексико-грамматических синтаксических обобщений; искажением морфологической структуры слова; изменение падежных окончаний имен существительных; нарушение предложно – падежных отношений.

Оптическая:

Представляет собой замены и смешение оптически сходных букв; обусловлена нарушениями оптико–пространственного гнозиса и конструктивного мышления.

У учащихся с нарушениями чтения и письма наблюдаются следующие группы ошибок:

1. Замены и смешения звуков при чтении, чаще фонетически близких звуков (звонких – глухих), замены графически сходных букв (х-ж, п-н).

2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги.

3. Искажения звуко-слоговой структуры слова (проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов).

4. Нарушения понимания прочитанного (на уровне слова, предложения, текста).

5. Аграмматизм при чтении (нарушение падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и т.д).

 

Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках:

— искажения и замена букв;

— искажения звукослоговой структуры слова;

— нарушения слитности написания отдельных слов в предложении;

— аграмматизмы на письме.

Нарушение чтения и письма обусловлено несформированностью:

— Зрительного анализа и синтеза;

— Пространственных представлений;

— Слухопроизносительной дифференциации звуков речи;

— Фонематического, слогового анализа и синтеза;

— Деления предложений на слова;

— Лексико-грамматического строя речи;

— Расстройства памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы, запаздыванием созревания отдельных зон коры головного мозга.

Система коррекционного обучения по преодолению нарушений устной и письменной речи:

Необходимо обеспечить разнообразную речевую практику. Для этих целей существуют различные упражнения, большая часть которых выполняется в устной форме с чётко организованной системой сигналов обратной связи(карточки, символы, цифровой ряд, действия с мячом). Содержание заданий и игровых упражнений направлено на решение таких задач, как коррекция и развитие речемыслительной деятельности детей, активизация зрительного и слухового восприятия, совершенствование звукослогового анализа и синтеза слов, развитие устойчивого внимания, формирование связной речи.

На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок).

 

В занятия по коррекции дисграфии входят:

· Работа над правильной артикуляцией и воспроизведением звуков.

· Тренировка фонематического слуха.

· Анализ звуков, а также работа над пониманием звукобуквенного состава слова.

· Тренировка письма включает регулярное проведение диктантов, поиск указанных педагогом букв в тексте, игры в слова, запоминание написания букв.

· Важное место занимает также упражнения для мелкой моторики и улучшению межполушарных связей.

Все логопедические занятия строятся с обязательный учетом психологических особенностей ребенка, его речевого развития и типа проявлений дисграфии. Кроме того, важно выработать у учащегося положительный настрой к работе и психологическую составляющую речи, стимулировать его к занятиям и достижению результата.

 

 

Составитель: Адаменко Н.А., учитель-логопед

отдела логопедической службы ДРУМЦ ПС СО



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.