|
|||
семинарских занятий по дисциплине МикроэкономикаСтр 1 из 2Следующая ⇒ ПЛАНЫ семинарских занятий по дисциплине "Микроэкономика" для студентов 1 курса заочного факультета, обучающихся по специальности 38.05.02 Таможенное дело
Уважаемые студенты! В соответствии с учебным планом по специальности 38.05.02 Таможенное дело по заочной форме обучения дисциплина "Микроэкономика" изучается в течение 1-го семестра. В 1-ом семестре на её изучение в форме семинарских занятий предусмотрено 10 часов аудиторного времени (5 занятий). Предлагаемые планы семинарских занятий рассчитаны на указанное количество часов и включают основные вопросы по темам дисциплины, вопросы для самопроверки, рекомендуемые основную и дополнительную литературу, и Интернет- сайты.
1-е занятие (2 часа) Тема 1. Предмет и методы экономической теории. Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Предмет и функции экономической теории. 2. Методы познания экономических явлений и процессов.
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Возникновение экономической теории и основные этапы её развития. 2. Современные школы и направления экономической науки.
Вопросы для самопроверки: 1. Почему экономическая теория является одной из древнейших наук? В трудах каких мыслителей древнего мира были заложены истоки экономической теории? 2. Почему экономические знания мыслителей древнего мира нельзя считать сформировавшимися в самостоятельную науку - "экономическая теория"? 3. Почему экономическая теория сформировалась в самостоятельную науку лишь в XV-XVIII вв.? 4. Какое место занимает экономическая наука среди других социально-экономических наук? 5. В чём проявляется взаимосвязь экономическая теория с политикой? 6. Какова роль экономической теории на современном этапе экономического развития в России? 7. Назовите основные направления современной экономической теории, дайте их краткую характеристику. 8. Что является предметом изучения экономической теории? Какие альтернативные взгляды на предмет экономической теории существуют сегодня? 9. Какие методы использует экономическая теория в процессе познания экономических явлений? Задания для самостоятельной работы: 1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы.
Тема 2. Исходные экономические категории. Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Производство и его структура. 2. Потребности: понятие, виды и их структура. 3. Экономические ресурсы и факторы производства: понятие и виды. Ограниченность ресурсов. 4. Экономические категории и законы.
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Хозяйствующие субъекты и их классификация. 2. Блага: понятие и их классификация.
Вопросы для самопроверки: 1. Почему производство является материальной основой развития человеческой цивилизации? 2. Что включают в себя естественная и общественная стороны производства? 3. Что включает в себя структура производства? 4. Что представляют собой личный и вещественный факторы производства? 5. Что представляют собой средства труда, предметы труда, средства производства? 6. Что включают в себя производительные силы общества? 7. Почему рабочая сила - главный, решающий элемент производительных сил? 8. Что включает в себя понятие "общественное производство"? 9. Какие стадии проходит произведённыё продукт в процессе общественного производства? 10. Какова взаимосвязь экономических потребностей, благ и ресурсов? 11. Каким образом осуществляется выбор сочетания ресурсов при производстве товаров и услуг? 12. В чём состоит проблема ограниченности ресурсов и путей её разрешения? 13. Что включают в себя факторы производства и каково их содержание? 14. В чем заключается отличие экономических законов от законов природы? 15. Какова сущность экономических категорий и экономических законов? 16. Какие экономические законы являются общими, специфическими и почему?
Задания для самостоятельной работы: 1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы.
Тема 3. Собственность. Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Собственность: содержание, структура, объекты и субъекты. 2. Многообразие форм собственности: типы, формы и виды.
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Эволюция форм собственности: причины, содержание и методы. 2. Природа и содержание интересов экономических агентов (субъектов экономической деятельности).
Вопросы для самопроверки: 1. В чём состоит сущность категории "собственность"? 2. Что представляет собой "собственность" как экономическая и как юридическая категория? 3. Какова диалектика экономических отношений присвоения, пользования, владения и распоряжения? 4.Что включают в себя понятия" объект собственности" и "субъект собственности"? 5.Что означает плюрализм форм собственности? Что является причиной существования разных форм собственности? 6. В чём состоят преимущества и недостатки частной собственности? 7. Что лежит в основе эволюции форм собственности? 8. Что включают в себя понятия "национализация" и "разгосударствление"? 9. Являются ли тождественными понятия «приватизация» и «разгосударствление»? 10. В чём состоит проблема экономической реализации собственности? 11. Какова связь между собственностью и интересами экономических агентов? 12. Что включает в себя понятие "экономический интерес"? 13. Чем обусловлено многообразие экономических интересов?
Задания для самостоятельной работы: 1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы. Тема 4. Формы и системы общественного хозяйства. Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Экономическая система: понятие и основные черты.. 2. Типы экономических систем: признаки дифференциации, классификация и отличительные особенности.
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Современные модели смешанной экономики: классификация и характеристика отличительных особенностей. 2. Общественное хозяйство: понятие, основные формы.
Вопросы для самопроверки: 1. Что собой представляет экономическая система? 2. Каковы основные черты и подходы к периодизации экономического развития общества? 3. Какие признаки лежат в основе дифференциации экономических систем? 4. Какие типы экономических систем сформировались в процессе исторического развития общества? 5. Какие модели смешанной экономики наиболее характерны для современного этапа экономического развития общества? 5. В чём состоит значение общественного разделения труда в процессе поступательного развития общества? 6. В чём состоит значение специализации и кооперации труда? 7. Какие общие закономерности развития обнаруживаются в эволюции форм общественного хозяйства? 8. Выражает ли форма организации общественного хозяйства той или иной тип собственности или нет? (Мотивируйте ответ) 10.Чем обусловлено наличие натурального хозяйства в современной экономике? 11.Каковы условия становления, основные черты товарного хозяйства? Задания для самостоятельной работы: 1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы.
2-е занятие (2 часа) Тема 5. Категории товарного хозяйства (производства). Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Товар и его свойства. Величина стоимости товара и факторы, влияющие на неё. 2. Цена товара: сущность, виды, функции и механизм образования. 3. Происхождение денег и их сущность. Функции денег.
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Товарное производство: объективные условия и причина перехода к товарному производству, его основные черты и формы. 2. Закон стоимости и его роль в товарном хозяйстве.
Вопросы для самопроверки. 1. Какие объективные условия необходимы для появления и развития товарного производства? 2. Что явилось причиной появления товарного производства? 3. Какие черты характерны для товарного производства и почему оно является противоположностью натурального хозяйства? 5. Какие формы (виды) в процессе своего становления и развития принимало товарное производство ? 6. Что такое "благо" и "товар". В чём их единство и различие? Какими свойствами обладает товар? 7. Что такое "стоимость"? В чём суть трудовой теории стоимости? 8. В чем состоит различие между стоимостью, потребительной стоимостью и меновой стоимостью? 9. Как определяется величина стоимости товара? Какие факторы влияют на величину стоимости товара? 10. Какие функции выполняет закон стоимости и какова его роль в развитии товарного хозяйства? 11. Что включает в себя категория "цена товара" и каков механизм формирования цены товара? 12. Какие функции выполняет цена? 13. Какова история происхождения денег и в чем состоит их сущность? 14. Какие функции выполняют деньги при покупке товаров за наличные деньги, оплате коммунальных услуг, выплате зарплаты, помещении денег в банк, установлении цены на товары, уплаты долга, покупке товара в кредит?
Задания для самостоятельной работы: 1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы.
Тема 6. Рынок и рыночный механизм.
Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Рынок: сущность, характерные черты и функции. 2. Структура, виды и сегментация рынка.
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Инфраструктура рынка: сущность и основные элементы. 2. Институты рыночной экономики: понятие, основные черты и функции.
Вопросы для самопроверки: 1. Что такое рынок и каковы условия нормального функционирования рынка? 2. Как соотносятся понятия: обмен, обращение, рынок? 3. Что включают в себя понятия структура, виды и сегментация рынка? 4. В чём особенности становления рыночных отношений в России? 5. Возможно ли эффективное функционирование рыночных отношений без развития рыночной инфраструктуры? 6. Что включает в себя рыночная инфраструктура и что лежит в основе её формирования? 7. Что собой представляют общественные и экономические институты? Какие основные виды институтов вы знаете? 8. Какие основные причины институциональных изменений? 9. В чем состоит различие механизмов изменения формализованных правил и неформализованных норм? 10. Что собой представляют трансакционные издержки?
Задания для самостоятельной работы: 1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы
Тема 7. Спрос и предложение на рынке одного товара. Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Спрос на рынке одного товара и факторы его определяющие. 2. Предложение на рынке одного товара и факторы его определяющие. 3. Экономическое равновесие. Равновесная цена. Понятие дефицита и избытка товаров.
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Микроэкономика как раздел экономической теории: объекты, предмет и методы исследования.
Вопросы для самопроверки: 1. Что изучает микроэкономика? 2. Что такое спрос? Каково содержание закона спроса? 3. Какие существуют ценовые и неценовые факторы, влияющие на изменение спроса? 4. Что случится с линией спроса на видеомагнитофоны при увеличении доходов населения? 5. Что случится с линией спроса на легковые автомобили при повышении цены на бензин? 6. Что такое предложение? Каково содержание закона предложения? 7. Какие факторы влияют на изменение величины предложения? 8. Какие факторы влияют на изменение функции предложения? 9. Какие факторы способствуют принятию решения о покупке товаров? 10. Как достигается равновесие на рынке товара? 11. Что такое равновесная цена? Под влиянием каких факторов может изменяться равновесная цена? 12. Что произойдёт с предложением и спросом, если цена на рынке установится выше равновесной цены? 13. Что произойдёт с предложением и спросом, если цена на рынке установится ниже равновесной цены? 14. Что понимается под конъюнктурой рынка? 15. Что такое эластичный спрос и эластичное предложение? Как рассчитать коэффициенты эластичности спроса и эластичности предложения? 16. Товары А и Б являются взаимозаменяемыми. Как изменится спрос на товар Б, если цена товара А повысится ( понизится )? Что произойдёт, если товары А и Б дополняют друг друга?
Задания для самостоятельной работы: 1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы
|
|||
|