Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Соревнования



 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 3 г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области

 

 

ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

 

«Боевое искусство Ашихара-каратэ»

 

 

 

Выполнил

ученик 9а класса

Благодатских Евгений Александрович
                         

Научный руководитель

Учитель физкультуры

Драгунов Сергей Владимирович

 

г. Грязи

 

2021 г

                                             ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ. 2

ВВЕДЕНИЕ. 3

Характеристика единоборства Ашихара-каратэ. 5

Обучение базовой технике Ашихара-каратэ. 7

Обучение технике ката в Ашихара-каратэ. 9

Уровни, ранги и поединки. 10

Соревнования и тренировки. 11

Аттестации на пояса. 13

Ашихара-каратэ в России. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 21

 

                                               ВВЕДЕНИЕ

 

Современное каратэ — сложное явление. Его вполне справедливо называют искусством. Это японская система боевых искусств, национальный феномен, который в своем развитии прошел адаптацию в различных странах, превратился в достояние всего мира. Сегодня каратэ является частью общей физической культуры, оставаясь в то же время одной из самых эффективных систем рукопашного боя. Обучаясь каратэ, любой человек может овладеть разнообразными приемами нападения и защиты, отточить технику их выполнения. Однако самым важным здесь является воспитание моральных качеств и силы воли.

Занятия любым стилем каратэ развивают силу, ловкость, координацию, укрепляют здоровье. При этом они неизбежно приводят к изучению собственно человека во всех его многогранных проявлениях. Положительное влияние каратэ на наши физические и психические качества позволяет рассматривать его не просто как вид спорта или боевых единоборств, но и как систему воспитания, развития гармоничной личности.

В последние годы популярность каратэ сильно выросла, потому что люди поняли, какие бесценные умения даёт им овладение каратэ. Фильмы и телепередачи, в которых показано каратэ, вошли в каждый дом, сделав его быстро развивающейся частью современного общества. Кто может заниматься каратэ? Что лежит в основе данного вида боевого искусства? Как каратэ помогает в жизни? Эти вопросы мы хотели рассмотреть в своей работе и помочь сверстникам в выборе данного вида спорта.

 

Цель работы:создать условия для освоения боевого искусства Ашихара- каратэ и узнать пути его развития.

Задачи:

- Выяснить, как и откуда появилось боевое искусство Ашихара-каратэ, почему носит такое название.

- Определить, на чём основана техника Ашихара-каратэ.

- Выяснить, способствуют ли занятия каратэ комплексному физическому и духовному воспитанию человека, гармоничному развитию личности.

- Провести опрос среди спортсменов, занимающихся каратэ.

- Поделиться своими успехами и впечатлениями от занятий спортом.

 

Актуальность темы:физическая культура и спорт являются одним из важных условий разностороннего развития личности, укрепления здоровья и хорошего физического развития, специальных знаний, а также формирования интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер, его эстетических представлений и потребностей. В этих условиях повышается роль восточных единоборств, в том числе Ашихара-каратэ.

Методы исследования: наблюдение за деятельностью учащихся на занятиях Ашихара-каратэ, анкетный опрос учащихся, беседы, обработка полученной информации.

Объект исследования: вид спорта Ашихара-каратэ

Гипотеза:способствуют ли занятия Ашихара-каратэ комплексному физическому и духовному воспитанию человека и гармоничному развитию личности.

 


 

Характеристика единоборства Ашихара-каратэ

В наши дни мир боевых единоборств предстаёт во всём своём разнообразии.
Ниша, которую занимают единоборства Востока в культуре, создавалась на протяжении многих веков. Даже фантастическое победное шествие восточных единоборств по всей планете во второй половине двадцатого столетия на их исторической родине не вызвало колебаний древних устоев, а лишь придало новый импульс в развитии национальных традиций. Именно строгое следование во всём этим традициям и является важным фактором формирования личности, поэтому и в наши дни занятия каратэ значат для японца нечто совершенно иное, чем, например, тренировки по кикбоксингу для американца или совершенствование в тхэквондо для европейца.


К началу 80-х годов мировое движение каратэ насчитывало множество школ и разновидностей этой японской борьбы, десятки различных ассоциаций, союзов и федераций международного и национального масштаба.


Казалось бы, создать что-либо новое, и тем более, имеющее принципиальное значение, в этом океане разнообразия просто невозможно.
Однако, несмотря на высокий уровень мировой конкуренции в этом виде единоборств, в 1980 году японский мастер Хидеюки Ашихара, обладатель 8-го Дана, создаёт новый стиль каратэ, названный по имени основателя «Ашихара-каратэ». Вскоре после этого создаётся и Международная организация Ашихара-каратэ со штаб-квартирой в городе Мацуяма, Япония. Уже в 1981 году эта организация насчитывает 120 Додзе из разных стран мира.

 

Хидеюки Ашихара родился в японской префектуре Хиросима в 1944 году. Как и все великие мастера, Ашихара уже смолоду воспитал в себе привычку большую часть времени посвящать занятиям каратэ. За счет невероятного упорства он сравнительно быстро изучает сразу несколько базовых стилей. В этот период он начинает активно накапливать и обобщать богатейший опыт восточной культуры единоборств.

 

 

Путь Хидеюки Ашихара в каратэ знаменует собой появление лидеров нового типа. Новые мастера значительно отличаются от своих предшественников, прежде всего тем, что они зарабатывали авторитет не легендарными подвигами во славу своего стиля, при этом всячески стараясь возвысить его над другими направлениями, а, наоборот, создавали свои системы каратэ с помощью систематизации и модернизации знаний и опыта различных стилей. Примером такого нового подхода, кроме Ашихара-каратэ, также может служить стиль Косики-каратэ - одна из новейших систем, основанная мастером Масатоши Хисатака на базе древних окинавских стилей.

 

Хидеюки Ашихара всегда стремился к изучению наиболее эффективных направлений борьбы, ставящих важнейшей своей задачей практику поединка в полном контакте. Это стремление и привело его в организацию Кекусинкай, к одному из величайших авторитетов мирового каратэ – Масутацу Ояме. Так как Х. Ашихара, несмотря на молодость, уже обладал большими знаниями и был незаурядным спортсменом, он в скором времени оказался среди учеников “Внутренней школы” – элитарной группы лучших мастеров Кекусинкай, наиболее приближенных к основателю стиля.
Находясь в столь выгодных условиях, Хидеюки Ашихара досконально изучает методические и соревновательные основы Кекусинкай, и в конце 70-х годов успешно выполняет один из знаменитых тестов Масутацу Оямы – проведение 300 поединков с различными соперниками в течение трех дней подряд. Его заслуги оцениваются крайне высоко – Хидеюки Ашихара присваивается 8-й Дан Кекусинкай.

Ашихара чувствует приближение серьезного кризиса, который может нанести тяжелый удар по всемирному движению Кекусинкай. По его мнению, причины кроются в том, что великий реформатор каратэ Масутацу Ояма остановил ход преобразований внутри самой Организации Кекусинкай.

Несмотря на успехи Хидеюки Ашихара по развитию стиля, его отношения с Масутацу Оямой становятся всё более напряженными и вскоре приводят к полному разрыву.

 

                Обучение базовой технике Ашихара-каратэ

К созданию базовой техники нового стиля Хидеюки Ашихара подошел неординарно. По традиции, создавая в каратэ новый стиль, мастер выбирал за основу технический арсенал какой-либо существующей школы, принципиально его не меняя. Он впервые нарушил эту традицию и не стал связывать свое детище никакими догмами.
Мастер в течении продолжительного времени наблюдал за тем, как проводят свои поединки в полном контакте лучшие японские бойцы. В процессе наблюдения он выявил и отобрал только технику, которая наиболее часто и эффективно применялась бойцами. Все остальные элементы были отвергнуты, так как по его утверждению техника, которую не способен выполнить мастер, не может быть предметом для изучения начинающих.
В результате, в программу школы вошли как базовые, сугубо практические техники включающие мощные удары ног и рук, броски и подсечки, активное использование коленей и локтей, а также как бы танцующие перемещения. Все это требовалось для выполнения одной из важных задач Ашихара-каратэ – подготовки универсального бойца, способного успешно выступать по различным системам правил – нокдаун-каратэ, тайбокс, кикбоксинг и т.д.

Конечно, Хидеюки Ашихара коренным образом изменил и взгляды на саму подготовку спортсмена, вторгшись в святая святых идеологии каратэ – ката. Известно, что практически все школы каратэ используют ката не как метод подготовки к поединку. Это приводит к тому, что ката из некогда грозных боевых комплексов переродились в ритуальные и малопонятные даже самим мастерам формальные упражнения. В Ашихара-каратэ ката становятся наиболее эффективным средством для тренировки реального поединка за счет выполнения всех элементов в паре или против нескольких соперников в полный контакт и в свободном темпе и перемещении.

 

Хидеюки Ашихара удалось ввести в тактику контактного боя, где любое сближение соперников чревато нокаутом, наиболее эффективную технику выведения из равновесия противника. Большинство стилей каратэ используют эту технику как бы в отрыве от основного рисунка боя. В Ашихара-каратэ для выхода на захват и бросок успешно используются массированные удары коленями и локтями, что обеспечивает реальное выполнение бросков даже, если поединок проходит в жесткой манере обмена ударами. Подобный успех был обусловлен тем, что мастер Ашихара сумел перенести арсенал бросков айкидо и дзюдо на жесткий стиль спарринга кекусинкай.

 

 

                    

 

                    Обучение технике ката в Ашихара-каратэ

Ката, изучаемые в школе Ашихара, в отличие от формальных комплексов других направлений каратэ, имеют одинаковую схему перемещений и порядок выполнения техники. Комплексы формальных упражнений представлены комбинациями связок технических приемов, выполняемых в виде защитных и атакующих действий на все четыре стороны. Ката начинаются и заканчиваются в одной и той же точке и состоят из 10 движений, первое – принятие боевой стойки, а десятое – добивание противника, выполняемое с максимальной концентрацией.

Формальные комплексы в Ашихара-каратэ состоят из пяти групп, которые по замыслу Ашихара Хидэюки должны были содержать по пять ката и представлены:

- для начинающих (сёсин):

- техникой бросков (нагэ);

- ката спаррингов (кумитэ);

- реального поединка (дзиссён).

Ката, отрабатываются не только «на воздух», но и с партнером – такое изучение формальных комплексов, позволяет использовать их в реальном поединке.

Ашихара принципиально отличается от традиционного карате и от Кёкусина в катах. Ката не содержат традиционных стоек и движений (они остались только в идо-кэйко, как часть тренировочного процесса). Вместо этого, ката представляют собой комбинации-связки. Они выполняются по четырём сторонам, представляя собой в основном защиту-контратаку. При этом важен акцент в каждом движении, а так же скорость исполнения. Ката разделены на пять групп:

Сёсин но ката ити, ни, сан. Ката для начинающих.

Кихон но ката ити, ни сан. Ката базовой техники.

Нагэ но ката ити, ни, сан, ён. Бросковые ката.

Кумитэ но ката ити, ни, сан, ён, го. Спарринговые ката.

Дзиссен но ката ити, ни. Ката реального боя.

 

                                  

                                 Уровни, ранги и поединки

Подобно традиционным школам боевых искусств Японии, Ашихара-каратэ имеет свои ранги и уровни, позволяющие оценить уровень достижений. Ученические ранги представлены 10-ю кю, разделенных по цвету пояса на пять групп белого, синего, желтого, зеленого и коричневого цвета.

Ученик старшей группы, носит на поясе полосу, которая показывает его стремление перейти в следующий ранг, например: ученики 2-го и 1-го кю, носят пояса одинакового, коричневого цвета. Но на «оби» обладателя 1-го кю, имеется полоска черного цвета, характеризующая его желание получить черный пояс мастера.

Мастера разделены на четыре уровня, с 1-го по 4-й дан, носят черный пояс, имеющий соответствующую его квалификации количество золотых нашивок, от одной, до четырех полос.

Для перехода на новый уровень мастерства и получения очередного пояса, соискатель должен сдать экзамен, который включает в себя демонстрацию знания базовой техники; умения перемещаться в стойках на три, пять или семь шагов; продемонстрировать знание, соответствующее его уровню тренировок, комплексов формальных упражнений; показать силу удара в разделе «тамесивари» и проявить свою подготовку в спарринге.

Во время соревновательных спаррингов, удары руками в голову запрещены, однако, существует вариант правил, в котором подобные ограничения отсутствуют, если поединок проводится в шлеме, так же, как и в Косики-каратэ. Разрешено использование захватов и прихватов рукой, в том числе и за голову, подхваты, и подсечки с бросками, контролем упавшего соперника и выполнением добивания.С 1982 по 1987 год Ашихара много времени уделяет совершенствованию стиля. Он понимает, что в преподавании Ашихара-каратэ не следует придерживаться строгих догм, а необходимо выделить лишь принципиальные моменты тренировочного цикла. Эта политика дала ему возможность популяризировать свой стиль не столько методом непосредственно занятий с учениками, а в основном, за счет современных носителей информации. За этот период Хидеюки Ашихара выпускает три видеофильма, последовательно обучающих Ашихара-каратэ, а также две книги – "Боевое каратэ" и "Самое боевое каратэ". Благодаря этим мерам ему удалось за короткий срок не только распространить новый стиль по всему миру, но и сразу добиться его качественного роста.
Авторитет Ашихара-каратэ на международной арене укреплялся и за счет авторитета его основателя. Например, далеко не все мастера в стране восходящего солнца могут гордиться должностью Главного инструктора Высшей полицейской академии в Токио, которую Хидеюки Ашихара занимал на протяжении десятка лет.

К началу 90-х годов Международная организация Ашихара-каратэ действовала на всех континентах. Ее основные центры находились в Японии (Канчо Хидеюки Ашихара), США (Шихан Иоко Ниномия), Юго-восточной Азии (Шихан Си Ченг Конг), Южной Африке (Шихан Хусаин Наркер), и в Европе, где движение Ашихара-каратэ возглавил один из наиболее авторитетных мастеров европейского каратэ Шихан Дэвид Кук. Сейчас Международную школу возглавляет сын Хидеюки - Хиденори Ашихара.

 

                                           Соревнования

Соревнования проводятся по правилам сходными с таковыми в различных подвидах Кёкусина: раунд длится три минуты, голыми руками, в голову разрешается бить только ногами. Различия: разрешается захват одной рукой (либо двумя, но с одной стороны тела) с обязательным последующим выполнением технических действий (удары, подсечки, броски); разрешается прихват за голову одной рукой; разрешается подхват ног с последующим выполнением техники (бросок, подсечка); спортсменам так же разрешается использовать щитки на ногах, что, вероятно, продиктовано высоким травматизмом из-за подсечек. Оценки вазари/иппон даются по тому же принципу, что и в Кёкусине, плюс вазари за правильный бросок с обязательным контролем упавшего соперника и обозначением добивания.

 

Все эти нюансы несколько меняют тактику и рисунок боя: больше разнообразных вариантов закончить поединок, а не «кто кого перебьёт», кроме того в боях заметно меньше высоких ударов ногами из-за риска пропустить подсечку под опорную ногу.

Кроме того, в Ашихара-каратэ уже существует вариант соревнований со всем арсеналом ударов (в том числе руками в голову), но уже с защитными шлемами, что приблизило этот стиль к Кудо.

 

С недавних пор добавилась и возможность соревнований в дисциплине «ката». Требования здесь в основном схожи с таковыми в других стилях с подобной практикой: правильность выполнения элементов, равновесие, дыхание, концентрация, жёсткость, чёткое разделение элементов, максимально высокая скорость при соблюдении перечисленных пунктов.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.