Аллилуарий - [греч. ἀλληλουϊάριον], изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия. А. состоит из неск. (1, 2 или 3) стихов псалмов, перемежаемых пением
Билет 6. Прокимен, Аллилуарий (происхождение терминов, история развития, виды), Успение Божией матери ()история праздника, положение в годичном круге, особенности, Каждение на полиелее.
Вопрос 1 1.1«Прокимен – προκείμενος, предлежащий, т. е, стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием
Прокимен сопровождается и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого прокимна и одного стиха, или же к нему присоединяется три стиха, прокимны различаются на малые (обычные) и великие. Последние положены в субботу вечера, на вечернях двунадесятых Господских праздников, в недели вечера Четыредесятницы.
История прокимна такова. Это остаток пения псалма с припевом к каждому стиху его какого-либо наиболее подходящего или знакомого народу стиха, говорит Скабалланович. Еще в IV—V вв. пелись таким образом целые псалмы респонсорным способом, в отличие от антифонного. Сирийская литургия ап. Иакова знает такое пение целого псалма перед апостольским чтением. Златоуст говорит: «Отцы установили, чтобы народ подпевал из псалма стих сильный, заключающий в себе высокое учение». Прокимны распространялись по всему христианскому миру; их знает синайская утреня; в западной литургике им соответствует «респонсорий». Иногда Прокимен есть первый же стих псалма, а стих его – какой-либо из последующих стихов того же псалма, например, воскресный (в субботу вечера):«Господь воцарися, в лепоту облечеся. Облечеся Господь в силу и препоясася. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится» – все это первый стих 92 псалма, и, наконец, последний стих прокимна – последний же стих псалма: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» (стих 5). Иногда, наоборот, какой-либо стих из середины псалма взят за прокимен – по-видимому, то, что Златоуст назвал «стих сильный, заключающий в себе высокое учение», а стихом к нему служит 1‑й стих псалма, что подтверждает древний обычай исполнять весь псалом, с течением времени сократившийся до размеров только одного 1‑го стиха. Например, прокимен на Богородичные праздники: «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде» – стих 18‑й псалма 44; стихом к нему служат или: «Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо Твое мне» – стих 11‑й того же псалма; или же: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви» – стих 1‑й того же псалма. Или еще например: прокимен воскресный 8‑го гласа: «Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род» – стих 10‑й псалма 145, а стихом к нему служит 1‑й стих того же псалма: «Хвали, душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем».
Ежедневные прокимны Вечерни На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется.
· Воскресенье: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» (Пс. 92)
· Понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» (Пс. 133)
· Вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» (Пс. 4)
· Среда: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» (Пс. 22)
· Четверг: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» (Пс. 53)
· Пятница: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» (Пс. 120)
· Суббота: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» (Пс. 58)
Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день.
*Исключения из вышеизложенного правила:
Великие прокимны
| В будние дни Великого поста вечерня соединяется с Часами, на которых читается Псалтирь. Прокимны Вечерни в эти дни выбираются из псалмов, прочитанных до этого на часах, и, в связи с этим, изменяются ежедневно. Поскольку в эти дни на Вечерне читается две паремии, каждая из них предваряется своим прокимном. Таким образом, на великопостных вечернях поются два прокимна, меняющиеся ежедневно
|
Великие прокимны Вечерни -В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими.Великих прокимнов в современном богослужении четыре:
Вечером праздников Светлого Воскресения, Фомина Воскресения, Пятидесятницы и Рождества Христова
| · : «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш; Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́» (Пс. 76),
| Вечером праздников Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова
| · : «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (Пс. 113)
| Вечером в Прощёное воскресенье, второе и четвёртое воскресения Великого поста
| · «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю» (Пс. 68),
| Вечером в первое, третье и пятое воскресения Великого поста
| «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (Пс. 60).
| Прокимны Утрени - Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном.В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа:
На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается.
На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением).
Прокимны Часов -Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения:
· Великие часы (навечерия Рождества Христова и Богоявления; Великая Пятница) — чтения и, соответственно, прокимны на каждом часе,
· Шестой час в будние дни шести недель Великого поста (перед чтением из пророка Исайи), в Великие Понедельник, Вторник и Среду (перед чтением из пророка Иезекииля),
· Первый час в Великий четверг (читается паремия).
Прокимны литургии -На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. При совпадении воскресенья с некоторыми праздниками поются два прокимна. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа:
· Глас 1: «Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя» (Пс. 32),
· Глас 2: «Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ — Госпо́дь, и бысть мне во спасе́ние» (Пс. 117),
· Глас 3: «По́йте Бо́гу на́шему, по́йте; по́йте Царе́ви на́шему, по́йте» (Пс. 46),
· Глас 4: «Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди; вся прему́дростию сотвори́л еси́» (Пс. 103),
· Глас 5: «Ты, Го́споди, сохрани́ши ны и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век» (Пс. 11),
· Глас 6: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́» (Пс. 27),
· Глас 7: «Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром» (Пс. 28),
· Глас 8: «Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви Бо́гу на́шему» (Пс. 75).
1.2 Аллилуарий - [греч. ἀλληλουϊάριον], изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия. А. состоит из неск. (1, 2 или 3) стихов псалмов, перемежаемых пением аллилуия. В А. слово «аллилуия», чаще всего служащее припевом к псалмам и др. песнопениям, является самостоятельной песнью. Николай Кавасила (XIV в.) объяснял это следующим образом: «После Трисвятой песни читается Апостольская книга, а потом, когда Церковь пропоет Богу гимн (аллилуия.- Ред.), читается и само Евангелие… при Апостоле мы поем гимн с прошением… а при Евангелии совершаем песнопение без прошения, чтобы знать нам, что через Евангелие знаменуется Христос, Которого обретшие имеют всё… и имеющим всё нет надобности просить Его о чем-либо» (Николай Кавасила. С. 22-23). Стихи А. обычно подобраны так, чтобы соответствовать содержанию евангельского чтения. Возникновение развитой системы А. обычно возводится к иерусалимской богослужебной традиции.
А. в визант. обряде
В визант. обряде, к-рым в наст. время пользуются все правосл. Церкви, А. кроме слова «аллилуия» первоначально содержали только один стих псалма, впосл. появились А. с 2 и даже 3 стихами (Mateos. P. 134-135), полные тексты псалмов никогда не входили в А. По той причине, что в А. стихи псалма выполняют функцию простого дополнения к слову «аллилуия», визант. А. нельзя отнести ни к антифонным (см. Антифон), ни к респонсорным (см. Прокимен) жанрам псалмодии (Ibid. P. 7-26). Пение А. издревле сопровождалось каждением Евангелия, а впосл. и алтаря, иконостаса, служащих и народа (Ibid. P. 134-139; Красносельцев. С. 55 и др.), это предписывали и печатные Служебники всех изданий до XX в. включительно, и в наст. время архиерейский Чиновник (Чиновник. Т. 1. С. 68); однако на практике каждение часто совершается во время чтения Апостола, что нашло свое отражение в последних рус. изданиях Служебника (Служебник. С. 110).
Аллилуарий всегда поется на полных литургиях (см. Литургия свт. Василия Великого, Литургия свт. Иоанна Златоуста) в течение всего года, за исключением литургии Великой субботы, когда он заменяется пением стихов Пс 81; за литургией часто бывает 2 А. Кроме литургии А. входит в состав тех чинопоследований Требника, во время к-рых читаются Апостол и Евангелие (напр., чинов таинств Крещения и Миропомазания, Брака, Елеосвящения, последований отпеваний, водоосвящений и др.), а в нек-рые дни церковного года - и в состав последований вечерни и утрени, за к-рыми должны читаться Апостол и Евангелие (вечерни навечерий Рождества Христова и Богоявления; вечерня в праздник Благовещения Пресв. Богородицы, пришедшийся на постный день; вечерни, соединяемые с литургией преждеосвященных Даров в полиелейные (см. Знаки праздников Месяцеслова) праздники; вечерня вечером в Великую пятницу; утреня Великой субботы).Согласно принятому в наст. время в правосл. Церкви Иерусалимскому уставу, А. на литургии, как и прокимнов, может быть 1 или 2 (в последнем случае стих или стихи 2-го А. с указанием только гласа поются вслед за стихами 1-го А.). В седмичные дни в период пения Октоиха в малые праздники Месяцеслова вначале поется А. дня, затем святого, если он имеет чтения на литургии; в славословные Господские и Богородичные праздники и во все полиелейные, бденные и великие праздники А. дня отменяется (нек-рые уставщики полагают, что при полиелейных праздниках святых А. дня не отменяется); в предпразднства поется А. святого; в попразднства и отдания поются А. праздника и святого (если есть). В субботу А. дня (всех святых) поется после А. святого и отменяется только в попразднства и отдания, в Господские, Богородичные и бденные праздники; во вселенские родительские субботы поется заупокойный А., в др. родительские субботы поются А. дня и за упокой. В неделю (воскресенье) сначала поется А. воскресного гласа, затем святого (если есть), то же - и в двунадесятый Богородичный праздник, пришедшийся на неделю. В двунадесятый Господский праздник на литургии поется только А. праздника. В попразднства, случившиеся в неделю, поется воскресный А. гласа и праздника, но если у святого есть чтения на литургии - А. гласа и святого; в отдания двунадесятых праздников, пришедшиеся на неделю, поются воскресный А. гласа и праздника (но в отдание Рождества Христова в неделю - А. только праздника, а в отдание Богоявления и Воздвижения Честного Креста в неделю - вначале А. праздника, затем гласа). В недели, приготовительные к Великому посту, недели Великого поста и периода Пятидесятницы Устав назначает в нек-рых случаях А. гласа (Недели мытаря и фарисея, блудного сына, 2, 4 (вместе с А. святого) и 5-я Великого поста, 5-я по Пасхе), в др. случаях - А. «воскресен», не соответствующий текущему гласу (Недели мясопустная и сыропустная, 4-я по Пасхе), в остальных случаях - А. Триоди. Особый порядок пения А. наблюдается в переходящие недельные празднования периода пения Октоиха (Розанов. С. 352-381). В целом устав об А. достаточно неоднозначен, количество и порядок А. могут не соответствовать количеству и порядку евангельских чтений, предписания о пении А. разбросаны в разных главах Типикона.
Вопрос2 Успение Божией матери (15\28 авг. нов.ст.) история праздника, положение в годичном круге, особенности История праздника Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с 595 г.) сделался праздником общецерковным. Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах — в январе месяце, в других — в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «кончина Девы Марии», а 14 августа — «взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве Восточных и Западных Церквей устанавливается в VIII—IX в. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V в. присоединяется и другая — обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую Успение Божией Матери 63 природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и ее телесную кончину). В V веке написаны стихиры на этот праздник Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке — два канона Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным. Особенности богослужения Праздник Успения Пресвятой Девы Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников. К достойнейшему празднованию его верующие приготовляются двухнедельным постом, который называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1 по 15 августа. Этот пост по строгости занимает первое место после Великого поста (запрещается вкушение рыбы, но разрешается вареная пища без масла, кроме суббот и воскресений). Он установлен из подражания Божией Матери, Которая всю жизнь, и особенно перед Своим Успением, проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе был уже в V веке. В 1166 г. на Константинопольском Соборе постановлено было поститься две недели перед праздником Успения (и только в праздник Преображения разрешать мирянам вкушение рыбы )1. В Успенском посту, как и в постах Петровом и Рождественском, в дни, не отмеченные никаким праздничным знаком, положено по уставу (Типикон, по1 Если праздник Успения придется в среду или пятницу — разрешается на трапезе только рыба, во все другие дни — мирянам разрешение «на вся», монахам — на рыбу. 64 Успение Божией Матери след. 3 и 4 августа) петь «Аллилуиа» вместо «Бог Господь...», читать молитву св. Ефрема Сирина с поклонами и совершать часы вместо литургии. «Аллилуиа» и великие поклоны отменяются в дни предпразднства, попразднства, и в самый праздник Преображения (с 5 по 13 августа). В течение поста такое постное богослужение возможно только 2 раза: 3 и 4 августа (см. Типикон). На всенощном бдении читаются три паремии — те же, что и на Рождество Богородицы (о таинственной лествице, виденной патриархом Иаковом; видение пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма; о доме и трапезе Премудрости). На благословении хлебов, на «Бог Господь...» и в конце утрени — тропарь праздника (трижды): «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша». Вынос Плащаницы совершается на всенощном бдении. По одной практике, Плащаницу выносят через царские врата на «Бог Господь...» при пении тропаря праздника, кафизма и малая ектения опускается. Хор сразу поет «Хвалите имя Господне...». По другой практике, Плащаница выносится после прочтения кафизм и малой ектении, при пении «Хвалите имя Господне». Настоятель идет с Евангелием под Плащаницей. Затем поется величание и совершается каждение всего храма, остальное — по обычаю. Величание: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое». Прокимен, гл. 4: «Помяну имя Твое...». Евангелие от Лк., зач. 4, «Слава» — «Молитвами Богоро Успение Божией Матери 65 дицы...», «И ныне» — то же, «Помилуй мя, Боже...» и стихира: «Егда преставление Пречистаго Твоего тела...». Канонов — два: первый — «Преукрашенная Божественною славою», гл. 1, Космы Маиумского (VIII в.) и второй — «Отверзу уста моя», гл. 4, Иоанна Дамаскина (VIII в.). По б-й песни — кондак, гл. 2: «В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста, якоже бо Живота Матерь, к Животу престави, во утробу вселивыйся приснодевственную». На 9-й песни вместо «Честнейшую...» поется припев и ирмос 1-го канона (служащие и Задостойником на литургии). Припев: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо»'. Ирмос: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: действует бо рождество (рождение остается девственным), и живот предобручает смерть (и смерть обручается с жизнью); по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое». На литургии: все то же самое, что и на Рождество Божией Матери: прокимен, Апостол, Евангелие и причастен. Задостойник «Побеждаются естества уставы...» с припевом поется до отдания. Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет один день иредпразднства (14 августа) и 8 дней попразднства. Отдание праздника — 23 августа. 1 Этот же припев к тропарям 1-го канона. Ко второму канону другой припев: «Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере». 66 Успение Божией Матери Чин погребения Богоматери в древнем церковном богослужении В некоторых местах в виде особого чествования праздника Успения совершается отдельная служба погребения Богоматери. Особо торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на предполагаемом месте погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века (Иерусалим, 1865 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Она открыта в рукописях — греческих и славянских — не ранее XV века, составлена греческими песнопевцами, среди которых — великий ритор Еммануил. Служба совершается по подобию утрени Великой Субботы, и основная часть ее — «похвалы», или «непорочны» — представляет собой очень искусное подражание великосубботным «похвалам» В XVI веке она была широко распространена на Руси, а затем почти забыта. В Синодальный период погребальный чин на Успение совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры. В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем. В Гефсиманском же скиту, недалеко от ТроицеСергиевой Лавры, при митрополите Московском Филарете совершалось празднование, кроме Успения, и воскрешения и взятия на небо (с телом) Богоматери Успение Божией Матери 67 (17 августа); накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному Уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника (после 6-й песни): читались статии, а затем следовали антифоны, прокимен и Евангелие. В Иерусалиме же, в Гефсимании, эта служба погребения совершается и в наши дни патриархом накануне праздника, утром 14 августа'. В настоящее время Иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы», получило снова распространение у нас во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на 2-й или 3-й день праздника. Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому «Последованию» помещен в книге «Служба на Успение»2 в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются лишь полиелей и величание. В Богослужебных указаниях на 1950 г. также помещен «Чин погребения», но в нем вместо великой вечерни перед утреней дано последование малого повечерия (по подобию службы Великой Субботы). 1 «Похрала, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» — под таким названием этот чин был напечатан впервые в Москве в 1872 году, совершался в Иерусалиме, в Гефсимании и на Афоне, — переведен с греческого проф. Холмогоровым в 1846 г., а позднее исправлен митрополитом Филаретом. Это последование совершалось и в Гефсиманском скиту, близ ТроицеСергиевой Лавры. 2 Изд. Московской Патриархии, 1950 г. 68 Успение Божией Матери Последование утрени с «Похвалами» в Богослужебных указаниях напечатано полностью (по Иерусалимскому последованию). Особенности всенощного бдения погребения Возглас: «Слава Святей...», псалом 103, «Блажен муж...». На «Господи, воззвах...» — 8 стихир: 3 из Минеи и 5 из Иерусалимского устава. «Слава, и ныне» — стихира праздника. Если погребение совершается в субботу, то на «Слава» — стихира праздника, а на «И ныне» — догматик текущего гласа, т.е. отдание гласа. Вход. Прокимен, гл. 2: «Воскресни, Господи, в покой Твой...». Стих: «Клятся Господь Давиду...». Паремии три, которые читались на самый праздник. На литии — шесть стихир (из Минеи). На стиховне — четыре стихиры со своими стихами (из Минеи). На благословение хлебов — тропарь праздника (трижды.) Стихира: «Тебе одеющуюся светом, яко ризою» — составлена в подражание подобной же стихире в Великий Пяток на вечерни. Погребение Божией Матери в современной церковной практике Погребение в храме Московской Духовной академии по благословению Святейшего Патриарха совершается в тот же день вечером, но по Уставу положено на третий день. Богослужение начинается с бдения. Вначале праздничная вечерня, а затем утреня. Успение Божией Матери 69 На «Бог Господь...» при пении особых тропарей из Иерусалимского последования «Благообразных ученик лик», «Слава» — «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати бессмертная», «И ныне» — «Священным учеником в Гефсиманию тело Матери Божия носящим...», поющихся распевом на подобен «Благообразный Иосиф...», духовенство выходит к Плащанице, и читаются статии «непорочны». Перед 1-й статией совершается полное каждение, перед 2-й — малое, после 3-й статии поются особые тропари: «Архангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся...» с припевом «Благословенная Владычица, просвети мя светом Сына Твоего». В это время совершается каждение всего храма. Затем малая ектения, антифон 4 гласа: «От юности моея...» (полиелей и величание не поются), прокимен: «Помяну имя Твое...» и Евангелие Лк., зач. 4. Потом — «Слава» — «Молитвами Богородицы...», «И ныне» — то же, «Помилуй мя, Боже...» и стихира праздника. Далее «Спаси, Боже, люди Твоя...», возглас и каноны 2, читаемые из Минеи. Они же помещены и в Иерусалимском последовании. В это время не помазывают. Духовенство уходит в алтарь, а на великом славословии вновь выходит к Плащанице. Совершается трижды каждение вокруг Плащаницы, земной поклон и обнесение Плащаницы вокруг храма. Предстоятель идет с Евангелием под Плащаницей в полном облачении. В это время хор поет «Святый Боже...», После обнесения Плащаница полагается на свое место при пении тропаря праздника («Премудрость, прости» не говорится). Затем трижды каждение вокруг Плащаницы и совершается помазание елеем, ектении и отпуст. 70 Успение Божией Матери Воскресное всенощное бдение в соединении с чином погребения Божией Матери в храме Московской Духовной академии На «Господи, воззвах...»: 3 стихиры воскресные, одна — Анатолиева и 6 стихир праздника Успения (из Иерусалимского последования). «Слава» — стихира праздника, «И ныне» — догматик гласа. Прокимен: «Господь воцарися». Лития праздника (из Минеи). Стиховны стихиры Октоиха, «Слава, и ныне» — праздника. По «Ныне отпущаеши» — тропарь «Богородице Дево...» (дважды) и праздника (единожды). На утрени: «Бог Господь...», тропарь воскресный (дважды), «Слава» — «Благообразных ученик лик...», «И ныне» — «Священным учеником...». 17-я кафизма с Похвалами Божией Матери. По окончании третьей статьи1 сразу же поются воскресные тропари но «непорочных» (из чина последования «Благословенная Владычице» опускается). Ипакои, степенны — гласа, прокимен, Евангелие — воскресные. «Воскресение Христово...», «Слава» — «Молитвами Апостолов...», .«И ныне» — «Молитвами Богородицы...», «Помилуй мя, Боже...», «Воскрес Иисус из гроба...». Далее стихира праздника. Молитва «Спаси, Господи, люди Твоя...» и возглас. Канон воскресный на 4, Богородичен Октоиха на 2 и праздника из Минеи оба канона на 8. По 3-й песни — кондак и икос праздника, по 6-й — кондак и икос воскресный, по 8-й песни — «Честнейшую...», по 9-й песни — эксапостиларий воскресный, «Слава, и ныне» — праздника. На хва1 После третьей статьи можно пропеть «Хвалите имя Господне», без величания.. Успение Божией Матери 71 литех — 4 стихиры Октоиха, 4 стихиры праздника, «Слава» — стихира Евангельская, «И ныне» — «Преблагословенна еси...». Великое славословие. При пении Трисвятого — крестный ход. Тропарь «В Рождестве...». Окончание праздничное. На литургии: «Блаженны» из Октоиха на б и праздника песнь 3-я на 4 (из Минеи). При входе поется «Приидите, поклонимся...», «Воскресый из мертвых...», тропари — воскресный и праздника. «Слава» — кондак воскресный, «И ныне» — праздника. Прокимен, Апостол, «Аллилуиа», Евангелия читаем прежде воскресные, а затем Богородицы, те, которые читаются на Рождество Божией Матери. Причастен: «Хвалите Господа с небес...» и праздника: «Чашу спасения прииму...».
Вопрос 3. Каждение на Полиелее Принципиальная особенность каждения на полиелее в том, что оно начинается в центре храма каждением иконы праздника на аналое (тогда как все другие виды каждения начинаются в алтаре каждением престола). По такому же чину совершается каждение и во всех других случаях, когда оно начинается в центре храма (в частности, каждение на 1-м и 9-м Великих часах – разве что вместо иконы праздника священник кадит с четырех сторон Евангелие на аналое; также каждение в начале первой и последней частей акафиста в субботу 5-й седмицы). Каждение на полиелее совершает священник (при соборном служении – предстоятель), а диакон предшествует ему со свечой в руках (если два диакона, то один идет перед священником, другой – за священником). Итак, священник кадит аналой с иконой праздника с четырех сторон (при каждении каждой стороны аналоя диакон со свечой находится у противоположной стороны), затем идет в алтарь царскими вратами. В алтаре кадит престол с четырех сторон, горнее место, иконы правой части алтаря, иконы левой части алтаря, икону над царскими вратами. Затем священник подходит к царским вратам, со стороны алтаря кадит створки царских врат, царскими вратами выходит на амвон, кадит правую часть иконостаса, левую часть иконостаса, других священнослужителей (при соборном служении), лики, народ. Затем священник с диаконом сходят с амвона и совершают каждение храма и притвора по чину, кадя сначала правую часть храма, затем, возвращаясь в алтарь, священник кадит левую часть храма. По окончании каждения всего храма священник с диаконом поднимаются на амвон, иерей кадит створки царских врат, иконы Спасителя и Божией Матери («местные» иконы), затем вновь спускаются с амвона, священник кадит икону на центральном аналое спереди, затем становится на свое место в центре храма, кадит диакона и отдает кадило диакону. Диакон кадит священника, затем поклоняется в сторону алтаря и священнику, отдает кадило пономарю
|